В то время как внимание международных политических обозревателей было сосредоточено на событиях государственного переворота в Зимбабве, отдельные экономические аналитики заметили интересную тенденцию роста цен на криптовалюту именно в этой африканской стране.
Сразу после того, как местные военные взяли под свой контроль столицу Зимбабве, город Хараре, и поместили под домашний арест президента Роберта Мугабе вместе с его супругой Грейс, цена биткойна на единственной в стране криптовалютной бирже “Golix” начала постепенно расти, по мере увеличения спроса на эту валюту. При этом, некоторые специализированные западные интернет-издания (например “Quartz”) сообщили, что торговля биткойнами на этой бирже происходит почти в два раза быстрее, чем в остальном мире.
Такая динамика свидетельствует о непосредственной связи цен на криптовалюту с политической стабильностью (или в нашем случае – нестабильностью) в конкретном государстве или регионе.
Стоит отметить, что “Golix” имеет низкую ликвидность и управляет относительно незначительной частью общего количества биткойнов, торгуемых через глобальные биржи. И вообще, размер криптовалютного рынка Африки останется относительно небольшим, торговля на бирже “Golix” за последний месяц составила чуть более 1 миллиона долларов, что для целого континента, в целом, копейки. Но…
Этот фактор существенно повлиял на повышение цены покупки биткойна в Зимбабве, в то время как на остальных мировых биржах она существенно не изменилась. Особенность покупки криптовалюты через биржу “Golix” заключается в том, что на территории Зимбабве она совершает свои транзакции (то есть продаёт и покупает) за наличные. И, не смотря на, распространенное ещё с советских времён мнение, что на Чёрном континенте все поголовно голодают и страдают от нищеты, богатые люди есть и там. Их, конечно, не много и это, как правило, местная политическая верхушка, вожди племён и другие немногие счастливчики.
Но, прописной истинной является факт, что деньги любят тишину, и Африка здесь не будет исключением. А богатый, или просто обеспеченный индивид, стремится не столько преувеличить свой капитал, сколько его сохранить. И вот, в условиях политической нестабильности и военного переворота, зимбабвская элита начала срочно перемещать свои активы, покупая криптовалюту, которую практически невозможно отследить.
Вот придут к такому вождю революционно настроенные товарищи:
“Знаем, – говорят, что у тебя бриллианты есть, ну или счета в банках. Отдавай их на благо трудящихся”. А он сидит на голой армейской койке и плачет: “Ничего у меня, граждане, нет. Я голодранец”. Ну или как-то так…
Зимбабве отличается от других африканских стран тем, что её официальной валютой является американский доллар. И описанная ситуация, на данный момент, может не касаться большинства остальных африканских или других стран. Между тем, для некоторых государств с нестабильной политической системой криптовалюта, возможно, является, чуть ли не единственным, способом сохранить и незаметно перевести свои кровные сбережения.
Однако, смысл наших наблюдений – это предсказать или спрогнозировать (кому как угодно) резкие политические события, одним из индикаторов которых могут быть колебания валют и криптовалют, в том числе.