Последние 25 лет независимости Украина так и не вырвалась из социалистического плена, где бизнес является ресурсом для государства. У компаний так и не появились стимулы для развития.
Сегодня бизнес имеет ограниченный ресурс для расширения и модернизации. 36% предприятий являются убыточными (данные Укрстата). Стоимость кредитных ресурсов внутри страны превышает 20-25%. Доступ к внешним рынкам для украинских компаний закрыт. Иностранные инвесторы еще с опасением смотрят в сторону Украины.
Прибыль компаний является практически единственным источником финансирования развития.
При этом часть этой суммы (18%) изымается государством в виде налога на прибыль.
Налоговая система в Украине выполняет исключительно фискальную функцию. Но может и должна выполнять стимулирующую, где могут расти возможности для бизнеса, а значит и поступления в Бюджет.
Не эффективнее ли, наоборот, полностью ослабить налоговое давление и дать компаниям возможность самостоятельно распоряжаться своими средствами? Не разумнее ли сейчас стимулировать экономический рост, и только когда экономика выйдет на траекторию устойчивого развития, «собирать урожай»?
Есть ли другие способы налогообложения корпоративного сектора, используемые в зарубежных юрисдикциях?
Налог на выведенный капитал (на дивиденды) вместо налога на прибыль.
Только представьте, как изменится бизнес-климат в Украине, если с 1 января 2018 г. компаниям не нужно будет платить налог на прибыль. Налогом будут облагаться только выведенные дивиденды и приравненные к ним платежи.
Насколько упростится отчетность, работа с налоговыми органами, в том числе при их проверках. Более того, какой объем оборота сможет вернуться в легальное поле, если не будет необходимости оптимизировать налогооблагаемую прибыль. Объем прибыли «в тени» оценивается в 120 — 300 млрд. грн. или 4-11% ВВП 2017Е (оценки МЭРТ, Украинского Института Будущего).
Представьте, как мы будет выглядеть в глазах иностранных инвесторов, которые выбирают точку входа между Украиной, Грузией, Венгрией, Польшей. Мы получаем такой козырь, который позволит именно у нас в стране размещать новые производства, несмотря на пока еще слабую правовую систему.
Этот козырь заключается в том, что инвесторы не будут платить налог до того момента, пока не забирают деньги из бизнеса. Пока деньги остаются в компании, они являются ее оборотным капиталом, позволяют увеличивать торговый оборот, использовать ресурс для создания новых производств, новых рабочих мест.
Эффект от такого решения, мы увидим уже в 1-м квартале 2018 г.
The Times: Зеленський і Путін готуються до мирних переговорів під егідою Трампа - деталі можливих компромісів
Зеленський сказав, чи готова Україна віддати Крим та окуповані території Путіну
"Путін у розпачі": у Польщі відреагували на удар по Україні міжконтинентальною ракетою
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
За 5 лет, по оценкам Украинского Института Будущего, совокупный объем только внутреннихдополнительных инвестиций в экономику составит 500 – 600 млрд. грн. или $15 – $20 млрд.
Более эффективного решения не предложено до сегодняшнего дня.
Источник: оценки Ukrainian Institute for the Future
Инвестиции станут драйвером роста экономики Украины. Дополнительный прирост реального ВВПУкраины (сверх прогнозируемого роста МЭРТ) в перспективе 5 лет составит от 0,8% до 1,9% в год.
Источник: МЭРТ, оценки Ukrainian Institute for the Future
Налог на выведенный капитал – главный государственный инвестпроект в успешное будущее Украины.
У любой медали, конечно, есть две стороны. Помимо очевидных плюсов, которые будут видны уже в начале первого года реформы, есть свои особенности введения налога на выведенный капитал.
В первые 2-3 года мы столкнемся с недополучениями Бюджета из-за отсутствия поступлений от налога на прибыль. Эти суммы могут быть легко компенсированы за счет сокращения Госрасходов. Ведь мы знаем, что наш раздутый государственный аппарат является неэффективным.
Но самым главным компенсатором станет украинская экономика, которая, во-первых, получит импульс от дополнительных инвестиций. Во-вторых, будет выходить из тени при отмене налога на прибыль. Это позволит финансировать недополученные средства за счет дополнительного НДС, который будет уплачиваться с каждой операции купли-продажи, в том числе при приобретении оборудования.
По оценкам Украинского Института Будущего, в первый год реформы недополученная сумма Бюджета составит 23 млрд. грн. или $0,8 млрд. (с учетом прямых поступлений от налога на выведенный капитал и дополнительного НДС).
Эта сумма составляет всего 2% Бюджета, т.е. находится в пределах статистической погрешности. Например, от несостоявшейся приватизации Бюджет в 2016 г. недополучил 17 млрд. грн. и никакого кризиса это не вызвало.
Компенсатором могут стать также внешние займы, которые можно начать отдавать с четвертого года старта реформы за счёт возросших бюджетных поступлений. Накануне, Украина привлекла $3 млрд. на внешних рынках, из которых $800 млн. хватило бы для покрытия дефицита Бюджета от замены налога на прибыль налогом на выведенный капитал.
Начиная с 4-го года Бюджетные поступления значительно возрастут и превысят потенциальные суммы поступлений от налога на прибыль.
Источник: оценки Ukrainian Institute for the Future
Это классическая инвестиционная модель, где на начальном этапе мы делаем инвестиции в успешное будущее страны, а с четвертого года возврат на инвестиции значительно превышает потенциальные поступления от налога на прибыль.
Говоря словами бизнеса, срок возврата инвестиций составит 5-6 лет, что для новых крупных проектов считается отличным результатом. Обычно такие проекты окупаются за 10-15 лет, те же инфраструктурные проекты – за 20-30 лет.
Т.е. мы говорим о государственном инвестиционном проекте со сроком окупаемости всего 5 лет. О создании мощного стимула для экономического роста, роста доходов Бюджета и благосостояния граждан.
Рост ВВП будет стимулировать рост зарплат украинцев.
Источник: МЭРТ, оценки Ukrainian Institute for the Future
При этом нагрузка на бизнес не будет растет, наоборот, она будет снижаться.
Такой эффект возможен только тогда, когда создаются стимулы для развития экономики.
Другого способа за последние 10 лет в украинской экономике найдено не было.
Источник: Украинский институт будущего