Лето 1987 года, Киев, ВДНХ. В один из павильонов — очередь. К очередям, нам, советским школьникам, не привыкать, но это что-то. Длинная людская вереница петляет в русле из стальных ограждений и мы проводим в этом медленном потоке около трех часов. Но оно того стоит — за дверями павильона выставка «Информатика в жизни США». Перестройка шагает по Союзу, «железный занавес» скрипит — думаю, что для тех, кто застал те времена в сознательном возрасте не надо объяснять, чем были такие мероприятия. Впрочем, идеология тут почти не причем. Именно там я впервые увидел настольный компьютер Apple, принтер и узнал о сети. Это в прямом смысле был взрыв мозга. Тогда мы еще не знали, насколько эти «хищные вещи века» изменят наши жизни.
Потом были 90-е и интернет и я хорошо помню офис одного из первых киевских провайдеров. Relcom располагался опять же где-то в районе ВДНХ и тарифы тогда были конские. А связь… модем, шипящий как злой кот, рвущаяся связь и опять долгие попытки подключения. А еще была гонка «железячников», которые каждые полгода выпускали все более мощные процессоры и сопутствующий «фарш». Кошмар геймера — компьютеры под новые игрушки надо было обновлять как можно чаще, иначе непогамать. А потом были мобильные, которые довольно быстро прошли эволюцию от статусных предметов «новых русских» до банального предмета ежедневной необходимости.
«Нулевые» ознаменовались пришествием мобильных гаджетов. «Пальмы» и прочие «блэкберри» поначалу были игрушками продвинутых гиков, но потом Apple показал всем iPhone и как-то незаметно эти маленькие плоские штучки стали неизменной частью пейзажа. Оглянитесь вокруг себя — через одного «втыкают» и возраст тут не причем.
Коммуникационно-информационная отрасль приучила нас к прорывам и революциям. И это действительно революции. С друзьями, уехавшими на ПМЖ в Штаты и Европу, я первое время переписывался обычными письмами. Сейчас достаточно нажать кнопку в интерфейсе скайпа и увидеть знакомое лицо. И от технократов ждут революций и дальше. Что же будет Next Big Thing?
Про виртуальную реальность говорят уже давно. Еще на заре интернета этими вещами баловались фантасты и образ человека в очках на полголовы накрепко засел в воображении дизайнеров и разработчиков. Но несмотря на все эти годы реального прорыва так и не случилось, хотя к теме прикладываются не пальцем деланные ребята. В минувшем, 2016 году на рынок вышло сразу несколько «железяк», но до массового коммерческого успеха пока далеко.
Виртуальность упорно не желает взлетать. Причин масса и чисто технических и психологических. Не всякий массовый компьютер потащит виртуальные пространства, да и не так много продуктов адаптировано под это дело. С точки зрения пользователя тоже есть проблемы. Виртуальность отсекает человека от реального мира и посмотрите на этих гиков в массивных очках — у вас не возникает ощущения, что вы видите беспомощного человека? Кроме этого, вестибулярный аппарат не всякого пользователя нормально переносит погружение.
В этом отношении более практичным выглядят еще два типа виртуальностей – «дополненная» и «смешанная» реальности. Концепция первой заключается в том, что на реальные объекты «накладываются» дополнительные информационные слои. Смешанная реальность это когда в реальный мир инкорпорируются виртуальные объекты. Преимущества этих видов виртуальности заключаются, прежде всего в том, что человек не «выключается» из реального мира, а наоборот, приобретает дополнительные инструменты для взаимодействия с ним.
Среди стартапов, которые разрабатывают эту тему, выделяется один, который, кстати, базируется не в Кремниевой долине, а по другую сторону — во Флориде. Речь идет о компании Magic Leap и одноименном продукте. Примечателен Magic Leap прежде всего тем, что в него было влито рекордные на сегодняшний день инвестиции — порядка 1.4 миллиарда долларов. Инвестировали тоже непростые ребята — Andreessen Horowitz, Kleiner Perkins, Google, JPMorgan, Fidelity, Alibaba, Warner Bros., Legendary Entertainment. То есть на закрытых раундах им показывали нечто большее, чем красивые презентации. Вопрос в том, что же могли показывать?
Скупые новости — проект уже шесть лет как разрабатывается в условиях строгой секретности — говорят о той самой смешанной реальности. Иллюзиях, которые появляются в реальном мире. И достигается это не при помощи веществ, а путем проецирования «изображений» прямо на сетчатку глаза. Кроме «железа» — очков — разрабатывается и софтовая часть, скорее всего операционная система и набор базовых приложений. По состоянию на осень прошлого года Magic Leap начало разворачивать производственные мощности, то есть выход на рынок уже не за горами. Прогнозируют, что на прилавках Magic Leap появится уже в начале 2018 года.
Если вас заинтересовали подробности о Magic Leap, то можно почитать и посмотреть тут.
Допустим, технология «выстрелит» и получит массовое применение. Что в этом случае стоит ожидать?
В общем случае — нас ожидает серьезный пересмотр принципов организации окружающего нас пространства и способов взаимодействия с ним. Это также создаст новые формы коммуникации между людьми. Как следствие — некоторые технологии и связанные с ними рынки, отойдут, а на их место придут новые. Чтобы было понятнее, приведу несколько конкретных примеров.
Начнем с того, что это знаменует новую эпоху компьютерных интерфейсов, а также — тадам! — устройств ввода-вывода информации. И здесь крепко призадуматься, прежде всего производителям мониторов. Почему? А потому что теперь в реальных мониторах потребность снизится. Зачем покупать железку двадцать пять дюймов по диагонали, если можно будет вывести в реал виртуальный монитор любого размера? Да и смартфонам тоже может достаться. Конечно, вряд ли они уйдут с рынка полностью, но вспомним историю компании Kodak — цифровые фотоаппараты почти убили компанию, которая лидировала на рынке около ста лет.
В Україну увірветься тепло до +20, але є нюанс: Діденко розповіла про погоду на початку листопада
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
В Україні знизилися ціни на рибу: свіжа вартість коропа, оселедця та скумбрії
Адвокат пояснив, що потрібно мати для перетину кордону із відстрочкою від мобілізації
Компьютер на сегодня является одним из центральных элементов рабочего места. Если рассуждать шире, то технологии смешанной реальности изменят не только рабочее место, но сами принципы организации внутренних помещений и не только рабочих. Вполне возможно, что в зданиях появятся помещения, предназначенные для смешанной реальности. То есть минимум реальных объектов, загромождающих объем, максимум инженерных средств для создания различных «эффектов присутствия».
Индустрия развлечений. Кратковременное безумие, которое называлось Pokemon Go — это как раз смешанная реальность. Возможности внедрения виртуальных объектов в реальный мир открывает грандиозные возможности. Скажем, охота в лесу на виртуальных зверей. Или квест, происходящий на улицах вашего города с участием иллюзорных созданий. Или виртуальный туризм, когда вы сможете оказаться посреди совершенно другого города и пройти по его улицам. А для любителей кино наверняка создадут сервис, который позволит делать из стены напротив, большой экран, на который будет проецироваться очередной блокбастер.
Архитектура и строительство. Думаю, что тем, кто имел дело со строительством, знают, что проектное решение на бумаге и в натуре — зачастую разные вещи. Архитектор нарисовал одно, подрядчик выполнил так, как привык. Причины могут быть самые разные, но факт остается фактом — надзор за выполнением нужен. А теперь представьте архитектора, который вместо чертежей ходит по площадке в шлеме с очками дополненной реальности. Чертеж «накладывается» на реальный объект и автоматически сигнализирует о несоответствиях.
Другой вариант — вы задумали ремонт и покупку новой мебели. Дизайнер взял недельку на разработку и потом прислал материалы. Вы одеваете очки и видите, как дизайн, «наложенный» на ваши комнаты. Можно обойти комнаты, попробовать «примерить» другие обои, или мебель, причем образцы «взять» из ближайшего ТРЦ. А потом отослать «отредактированный» вариант в магазин, откуда вам доставят все необходимые материалы.
Новые технологии и рынки это в том числе новые профессии. По правде говоря, этот будут «старые» айтишные специальности, но весьма мутировавшие. Смешанно-дополненная реальность будет нуждаться в массе объектов, которые будут представлять собой не просто красивую оболочку, а некий «информационный пирог», а в некоторых случаях еще и снабженный интеллектом. То есть надо будет уметь и красивые текстуры рисовать и плавно инкорпорировать их в реальность с помощью программных средств. Не буду отягощать этот текст подробными описаниями – здесь вы сможете найти детали.
Да, возможно все это сейчас кажется фантастикой и очередным хайпом вокруг очередного «мыльного пузыря». Таких «пузырей» было много в цифровой индустрии, но я не зря описал в вводной части статьи о тех реальных прорывах, которые были. Я помню, что двадцать пять лет назад мир был другим. Совсем другим. Да, может быть, сейчас эти устройства выглядят не слишком изысканно, но вспомните, как выглядели первые мобильные телефоны. Те, кому вспоминать нечего, могут посмотреть фильм «Уолл-стрит» 1987 года, где Майкл Дуглас ходит по пляжу с одной из первых коммерческих моделей мобильного. Кирпич еще тот.
Так что если не в этом и не в следующем году, то в пределах трех-пяти лет нас будет ожидать еще одна Next Big Thing, которая в очередной раз изменить этот мир.