Что реально скрывается за этими дебатами, так это настойчивое желание республиканцев остановить безудержный рост денежного предложения в США, которое никак не способствует восстановлению реального сектора экономики, а выливается лишь в оттоке капитала на развивающиеся рынки и в сырьевые пузыри. Уже можно видеть, что каким бы ни был исход переговоров республиканцев и администрации Обамы, неизбежно материализуются следующие факторы:

(1) США значительно сократят госрасходы. Произойдет ли это из-за того, что планка госдолга не будет поднята и правительству прийдется урезать текущие расходы уже начиная со 2 августа, либо администрация и конгрессмены все-таки прийдут к компромиссу и выработают план сокращения расходов. В обоих случаях последует торможение экономического роста в самих США, а следом и во всем мире, поскольку основным двигателем роста в последние годы (2009+) было восстановление запасов и рост государственных расходов. Следовательно, неизбежно затормозится инфляция и возможно даже попадание экономики в «дефляционную ловушку».
{advert}
(2) США понизят рейтинг. Рейтинговое агентство Moody’s в своем пресс-релизе 14 июля поставило рейтинг США на пересмотр с негативным прогнозом, впервые с 1995 г. Рейтинг может быть понижен с AAA до уровней Aa, т.е. на 1-3 ступени ниже, в случае, если потолок госдолга США не будет повышен вовремя. Агентство не дало никаких гарантий восстановления рейтинга до высшего AAA в случае, если задержек по выплатам тела или процентов все же не произойдет. Аналогичные шаги ожидаются и от двух других ведущих рейтинговых агентств, S&P и Fitch. Что это будет означать? Это значит, что понижение рейтинга США автоматически вызовет падение их облигаций в цене и рост процентных ставок по всему миру, переоценку залогов, необходимость выполнения margin calls и следовательно дефицит долларовой ликвидности.

Да, США формально не допустят дефолта по своим облигациям, поскольку могут урезать внутренние расходы, сохранив расходы на погашение облигаций неизменными. Это кстати предлагают республиканцы Мишель Бачманн и Луи Гомер в своем новом законе PROMISES, определяющем приоритеты расходования госсредств в случае достижения планки госдолга. В текущем виде PROMISES Act предлагает признать первоочередными расходы на оборону и выплату госдолга.

Фактически же США потеряют наивысший кредитный рейтинг, сохранив лицо как надежный плательщик по своим долгам. И заявление Moody’s указывает именно на такой сценарий развития событий.

(3) ФРС США готово выкупать подешевевшие гособлигации. Сегодня, 14 июля, председатель Федеральной Резервной Системы Бенджамин Бернанке заявил, что ФРС готова выкупать гособлигации США используя третий раунд политики «количественного смягчения» QE3. Если наложить заявление Бернанке на действия рейтинговых агентств и конгрессменов-республиканцев, становится ясной общая картина развития событий после 2 августа: хотя США не допускают фактического дефолта по своим обязательствам, рейтинг США снижают, что запускает волну роста процентных ставок и падения стоимости гособлигаций США. Подешевевшие гособлигации выкупает ФРС в рамках QE3. А заплатит за весь этот «бесплатный ланч» третий мир, который занимал в долларе и столкнется с резким дефицитом долларовой ликвидности. В конечном счете, США смогут запустить сильную дефляционную волну вовне.