Гонтарева

Обвинения народного депутата Таруты нельзя трактовать однозначно. С одной стороны, будучи народным депутатом, при наличии информации о правонарушении, он мог обратиться в Генеральную прокуратуру или инициировать в ВР создание временной следственной комиссии. Но, учитывая близость нынешнего главы НБУ к Президенту страны и их долгую историю отношений, наличие мощной фракции Президента в парламенте и нахождение Генеральной прокуратуры в вертикали все того же Президента, предсказать итог вышеприведенных действий несложно. Таким образом, аппеляцию Таруты к внешним «донорам», от которых зависит политика и экономика страны вполне логично.

С другой стороны, если вернуться к качеству валютной и банковской политики Гонтаревой, ее нельзя назвать эффективной.

  1. Массовая ликвидация банков «где нужно и где не нужно», вместо консолидации банковской системы подорвали доверие вкладчиков к ней.
  2. До сих пор остались без ответа вопросы о целях многомиллиардного рефинансировании банков в 2014 -2015 годах, после которого ряд банков, получивших помощь, были ликвидированы.
  3. Денег для выплат депозитов ликвидируемых банков в фонде гарантирования вкладов недостаточно и он регулярно нуждается в докапитализации. только в октябре этого года он дополнительно привлёк больше 6 млрд грн.
  4. Несмотря на относительно эффективную политику стабилизации валютного курса, были созданы значительные ограничения на переток капитала, что отвернуло инвесторов от Украины. Кто готов инвестировать в страну, если нет возможности забрать заработанную прибыль в виде дивидендов? И это при том, что существует целый серый рынок, обеспечивающий международные транзакции под 0,5% -4% от такой суммы. Для них ограничений нет?
  5. До сих пор не инициированы изменения в Декрет «О валютном регулировании» 1993 года, оставляющие украинскую банковскую и валютную систему в «постсовке». Инициатором таких изменений должен быть именно Национальный банк, но этого вопроса до сих пор нет в «повестке дня».
  6. Кредитование экономики, «де факто» заморожено нормативами НБУ, ни граждане, ни тем более бизнес не готовы кредитоваться под 20% — 25% годовых, это просто делает украинских предпринимателей не конкурентными с их европейскими коллегами.
  7. Через реализацию классических функций центробанка (денежно-кредитное регулирование, учетная, эмиссионная политика и другие), это одна из самых влиятельных институций для обеспечения экономического развития страны. Но такие задачи так же не находятся ни в текущей повестке дня, ни даже в публичном обсуждении, хотя сегодня именно политика Нацбанка может дать ощутимый толчок экономическому росту.

Что касается «фактажа», озвученного Тарутой, этим, естественно, должны заниматься правоохранительные органы. Обвинения достаточно серьёзны и в Европе, куда стремится Украина, этого было бы достаточно для временного отстранения главы Центробанка на время проведения следствия. Вместо публичного анализа приведённых в брошюре Таруты фактов, глава НБУ избрала тактику «лучшая защита — это нападение» и предъявила обвинения к Таруте. Не самая лучшая тактика для людей следящих за своей репутацией.

Чем закончится инцидент?

Уверен, сейчас начнут всплывать дополнительные факты, подтверждающие обвинения. Врагов у главы Нацбанка очень много, это не обойдёт стороной и формат отношений с внешними донорами и партнерами Украины. Коснётся этот скандал и Президента, связанного длинной историей отношений с Гонтаревой, чем воспользуются его оппоненты.