В СССР молодая семья при рождении ребенка могла получить абсолютно бесплатно квартиру. Коммунальные услуги составляли примерно десятую часть минимальной зарплаты. Трехкомнатная квартира обходилась в 10 руб. за месяц. Мать получала декретный отпуск и декретные, деньги не очень большие, но позволяющие дать ребенку все необходимое. Отец получал зарплату, которая позволяла обеспечить семью продуктами, обувью, одеждой и всеми бытовыми товарами. При этом государство брало на себя обязанность обеспечить ребенка дешевой и качественной одеждой, обувью, детским питанием, дешевым детским садом, бесплатным образованием в школе и вузе. И родители и ребенок получали бесплатное медицинское обслуживание. За символические деньги можно было отдохнуть в санатории или доме отдыха, отправить ребенка летом в пионерский лагерь. Экономика учитывала все потребности семьи – в необходимых количествах производилось дешевое детское питание, коляски, одежда, обувь, школьные принадлежности: тетрадки, учебники, ручки, альбомы и все прочее. Существовала целая отрасль книгоиздания, выпускающая детскую литературу, сказки, исторические, приключенческие, научно-популярные книги. Работала киноиндустрия, создававшая диафильмы, мультфильмы, детские кинофильмы сказки.
Развивалось сельское хозяйство, выращивавшее здоровые продукты, стоившие очень дешево. Промышленность производила телевизоры, радиоприемники, магнитофоны, велосипеды, мотоциклы, машины. Наряду с этим работала тяжелая промышленность, вырабатывающая металл, пластмассу пи прочее сырье для легкой промышленности. Текстильные комбинаты производили ткани, из которых швейные фабрики шили одежду. Работала среднее машиностроение, выпускавшее станки для промышленности и оружие для обороны страны. Существовала целая сеть научно-исследовательских институтов, КБ, в которых трудились тысячи ученых, над созданием новых технологий. Строились дома, открывались новые школы, детсады, ПТУ, техникумы и вузы. Существовала четкая система подготовки кадров для народного хозяйства. Молодежь получала необходимые профессии, безработицы не существовало, наоборот был недостаток квалифицированных кадров. Стимулировалось получение нужных специальностей. Выпускались в нужном количестве те специалисты, которые были необходимы. Пенсионеры обеспечивались достойной пенсией, на которую безбедно можно было прожить оставшиеся годы.
Посмотрим, что произошло с экономикой после получения независимости. В первые же годы она из экономики превратилась в хремастику. «Различают два типа хозяйственной деятельности, то есть производства и распределения продуктов и услуг. Их отличие сформулировал уже Аристотель. Один тип — натуральное хозяйство, или экономия, что означает «ведение дома», материальное обеспечение экоса (дома) или полиса (города). Это — производство и торговля в целях удовлетворения потребностей. Другой тип хозяйства Аристотель назвал хрематистика (сегодня говорят: рыночная экономика). Это — хозяйственная деятельность, целью которой является прибыль, накопление богатства». От хозяйства ради удовлетворения потребностей людей, начиная с 1991 года перешли к форме хозяйствования, приносящей прибыль производителю, точнее владельцу предприятия. Буквально за несколько лет вся общенародная собственность очутилась в руках кучки бывших партийных деятелей, подпольных цеховиков и криминалитета. Была создана армия чиновников, контролировавших движение финансовых потоков и перераспределение прибыли. Обогащалась узкая группка людей, зато все остальное население стремительно нищало. За годы независимости в стране сформировалось несколько крупных олигархических кланов, которым вместе с транснациональными корпорациями принадлежит сегодня вся промышленность. Сельское хозяйство пришло в полный упадок. Мы импортируем не только мясо, но и сало, крупы, сахар и даже картофель. Теперь выгодным стало только то, что приносит быструю прибыль. Полезность вещи при этом не имеет существенного значения. Как пишет Кара-Мурза: «Если же производство ориентировано на прибыль, а не на потребность, то предприятие оценивает платежеспособный спрос. Потребность населения, не обеспеченная покупательной способностью, производителя не интересует. Поэтому главными показателями становятся не степень удовлетворения потребности, не обеспечение колясками младенцев, а движение денег. Оно выражается не натуральными, а расчетными показателями, такими как рентабельность (прибыльность), накопления, цена денег (кредита). Показателями для страны и государства становятся валовой внутренний продукт (ВВП), сбалансированность бюджета, размер долга. Все это показатели не абсолютные, а вытекающие из принятой в данный момент экономической теории и системы оценок».
Собственная промышленность была фактически полностью уничтожена.Осталась только металлургия и химическая отрасли, производящие сырье для закордона. Еще военная промышленность и самолетостроение. При этом наша армия не имеет денег, чтобы купить новую технику, все это уходит «за бугор». Да и армии, уже собственно говоря, нет. Зато в стране уже пол миллиона милиции, причем служить идут пацаны, никогда не знавшие, что такое дисциплина, или откровенные уголовники. Исчезли текстильная, швейная, обувная отрасли. Зато расцвели пивная, алкогольная и табачные сферы производства. Удовлетворяются в первую очередь деградационные потребности населения. А для этого телереклама с раннего детства вдалбливает в головы подросткам, как круто пить пиво.
Все предметы длительного пользования, так же как обувь, одежду и даже значительную часть продуктов питания, мы сейчас импортируем из-за границы. По сути мы финансируем зарубежную экономику. Государство почти полностью утратило свои социальные функции.
Теперь при рождении ребенка оно бросает подачку в виде 50-100 тыс. грн. И умывает руки. Дальше крутитесь, как можете. При этом цены на детскую обувь, одежду, смеси для питания, достигают космических масштабов. Никто больше не дает бесплатного жилья, коммунальные платежи зашкаливают все разумные пределы.
Усиленными темпами начали размножаться бомжи, алкаши, проститутки и наркоманы. Для них это прекрасный способ заработка. Пять минут удовольствия, зато потом можно всю жизнь не работать. Вместо того, чтобы стимулировать рождаемость у нормальных людей, обеспечивая их высокооплачиваемой работой, жильем, бесплатной медицинской помощью, государство старается вырастить побольше рабочего скота. Качество населения падает с каждым годом. Нас постоянно травят алкоголем, генно-модифицированными продуктами, некачественной водой. С каждым днем ухудшается экология.
Давайте посмотрим, как происходило изменение жизни только на примере одного небольшого Полесского района. До 1991 года район занимался сельским хозяйством и производством некоторых видов промышленной продукции. Кроме того район снабжал лесом и лесоматериалами многие регионы СССР. Земли здесь песчаные, бедные, поэтому все колхозы были ориентированы на выращивания льна. Один выращивал хмель. Небольшие площади были заняты под картофель. Колхозники сами обеспечивали себя продуктами питания, выращивая овощи, картошку, держа коров, птицу, свиней. В районе был построен льнозавод, который производил первичную обработку сырья. На нем работало около тысячи человек. Дальше продукция шла в Ровно на льнокомбинат, откуда ткани возвращались опять в район на швейную фабрику, где из них шили простыни, постельные комплекты, всякие распашонки и даже фуфайки. На фабрике было занято несколько сотен швей. Тут же было создано ПТУ, готовившее этих швей, а еще столяров, обувщиков, строителей. В районе был построен фарфоровый завод, изготавливающий посуду из местного сырья. Изделия были не очень высококачественными, так как фарфор был тяжеловатым и не совсем белым, но зато красивой, из-за росписи и оригинальной. Местные корзинки, кувшины, ракушки для фруктов пользовались популярностью по всему Союзу. Продукция завода расходилась в Беларусь, Молдавию, Россию, и даже Казахстан с другими восточными республиками. Особенно популярными там были местные пиалы. На заводе работало 1200 человек. Предприятие имело хорошую прибыль, построило 5-этажный жилой дом, общежитие, был уже генеральный план строительства двухэтажных коттеджей для рабочих и деньги под это были, но не судилось…
Кроме этого в районе работал военный завод Газотрон, производивший какую-то электронику для армии, а попутно электронные часы, начинку для электрочайников и электросамоваров, елочные гирлянды. На нем также было занято несколько сотен человек.
Работало МАПО (межколхозное аграрно-промышленное объединение), выпускавшее безалкогольные напитки, пиво, кондитерские товары. Из елочной лапки здесь выпускали добавки для кормов, выпускали хвойные концентраты для ванн, и еще целую кучу какой-то продукции. Здесь также было занято несколько сотен рабочих.
Ну и еще МТС, Сельхозхимия, Межколхозстрой, Сельхозтехника. Каждое предприятие само подготавливало для себя кадры, направляя в институты и техникумы рабочих, оплачивая им стипендии, после чего они возвращались на предприятие и постепенно становились руководителями производства. Тут же в районе был открыт лесной техникум, подготавливающий лесников и экономистов для лесхозов. Все было четко спланировано и замкнуто одно на другое. Практически все жители были обеспечены работой. Район получал хорошую прибыль и вкладывал ее не в иноземные банки, а в расширение производства, создание новых предприятий, рабочих мест, строительство детских садиков, школ, больниц, домов культуры.
G7 разом із союзниками готують спільну відповідь на військову допомогу КНДР Росії
Кислиця різко відреагував на захід ООН і РФ із захисту від тероризму
Українців хочуть позбавити виплат по інвалідністі: що готує Кабмін
В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада
С приходом независимости и превращением экономики в хремастику, все это за несколько лет кончилось.
Закрыли заводы и швейную фабрику. Льнозавод был полностью разграблен, сейчас там пустырь. На месте фарфорового завода сейчас небольшой цех, выпускающий плитку, где работает два десятка людей. Швейную фабрику арендовал француз. Теперь там трудится за минимальную зарплату 50 женщин, шьют пальто на импорт. Вся продукция выпускается из давальческого сырья и уходит назад во Францию. За 20 лет в райцентре достроили только два многоквартирных здания, которые были начаты еще до 1991 года. Причем во втором квартиры уже выкупали, а не получали бесплатно. Были уничтожены все колхозы. Сейчас население, не имея работы вынуждено выезжать на заработки либо в Киев, либо за рубеж.
Закрылось два детских садика, почти на 200 коек сокращен коечный фонд в центральной районной больнице, сокращены, а местами закрыты участковые больницы. Многие дома культуры стоят полуразвалившимися. Библиотека, строительство которой началось в 1989 году, до сих пор стоит недостроенной, и не будет достроена никогда, потому что книг уже никто не читает.
И такая картина по всей стране. Все, кто пребывал у нас во власти за 20 лет, были заинтересованы только в получении личной прибыли. Страна полностью разорена и находится под внешним управлением. У людей воспитано чувство выученной беспомощности. Самая активная часть населения уже покинула Украину и продолжает разбегаться. Скоро в стране останутся только дети, инвалиды и пенсионеры. За небольшим исключением уже никто не способен на социальные протесты. Только отдельные группы лавочников, когда развитие ситуации угрожает их кошельку, выходят майданить. И даже в их среде нет никакой солидарности и взаимопонимания. Так может уже пора включать мозги тем, у кого они еще остались и думать – как жить дальше и что делать?