Власти Греции не намерены отказываться от общеевропейской волюты. В их планах нет выхода из Евросоюза или прекращения наращивания долга. Напротив правительство «социалистов» из партии ПАСОК твердо держится избранного курса. Его суть – продолжение жесткой экономии, повышение налогов на слои трудящихся при сокращении социальных расходов, уменьшение расходной части бюджета при контролируемом наращивании государственного долга. Цель политики состоит в усиление позиций крупного европейского капитала. Но политика эта безоглядная.
Правительство сохраняет материальную поддержку большого бизнеса, не ограничиваясь налоговыми льготами (косвенный налог на бензин в Греции платят только рядовые потребители) или прямыми субсидиями. Гуляющие на фондовых рынках слухи помогают держателям долговых обязательств Греции получать все больший процент. Не случайно еще в конце 2009 года – начале 2010 года правительство Георгиоса Папандреу обвиняли в сознательном раздувании паники вокруг финансовых затруднений страны. И если сейчас греческие власти не очень активно опровергают различные слухи, то «старый грех» может быть заподозрен вновь. Вместе с тем муссирование проблем помогает дальше проводить курс неолиберальных реформ в стране.
Новым пунктом «спасения родины» в Греции становится массовая приватизация. Объявление о ее скором начале было позитивно оценено рынками. Власти страны ожидают заработать на распродаже казенной собственности 25-35 млрд евро. Средства эти пойдут на погашение долгов стран ЕС. Не секрет что приватизация должна будет еще больше укрепить в Греции позиции иностранного капитала, особенно немецкого и французского. Окончательный проект приватизации Министерство финансов представит в парламент страны до середины мая. Возвращение ПАСОК к власти воспринималось многими в Греции как патриотический триумф над «Новой демократией» – неолиберальной партией открыто говорившей о жестких непопулярных мерах. Правы оказались те, кто не находил разницы между партиями-конкурентами. Но для ознакомления со всеми документами, которые становятся доступными в последнее время и проверкой их подлинности вам моможет бюро переводов и подтверждение апостиля.
Помимо приватизации государство намерено вновь повысить косвенные налоги и урезать социальные статьи. Что характерно вопрос о новых мерах встал спустя всего несколько месяцев, после того как в декабре 2010 года был принят бюджет на 2011 год. Причина столь скорых поправок к политике состоит в проявившихся в начале года ухудшениях в экономике. Характерно, что лишь за первые два месяца 2011 года падение доходов бюджета по сравнению с аналогичным периодом 2010 года составило 9,1% (7,950 млрд евро). По данным Греческого статистического ведомства индекс промышленного производства ушел на уровень 70-80% от имевшегося в 2005 году. Еще год назад он колебался в пределах 80-90%. В середине 2009 года, незадолго до прихода к власти ПАСОК, он вообще находился на уровне 100%.
Экономические итоги 2010 года выглядят чрезвычайно печально. В строительной отрасли продолжался спад. В Аттике (мегаполисе Афин) сокращение составило порядка 50% по сравнению с результатами 2009 года. В других регионах страны уменьшение объемов завершенного строительства было равно 15-45%. Банки не хотят выдавать населению кредиты, поскольку справедливо не верят в платежное будущее своих потенциальных клиентов. На протяжении всего минувшего года в экономике сокращалось число занятых. Росла численность безработных. Уровень безработицы на четвертый квартал 2010 года в стране оказался равен 14,2%. Но уже в начале 2011 года доля не имеющего работы трудоспособного населения увеличилась до 15%. Если включить сюда нелегальных иммигрантов то картина может получиться еще более драматичной.
Безработица – только отражение проблем в греческой экономике. Красок картине добавляет сокращение вакансий продавцов, обслуживающего персонала заведений питания и отдыха. Чрезвычайно много в стране безработной молодежи. Доля не имеющих работы лиц в возрасте до 24 лет составляет в Греции 37%. По данным на конец 2010 года среди безработных имелось почти на 50% больше женщин, чем мужчин. Почти 20% составляли трудящиеся с высшим образованием, а закончившие техникумы и имеющие полный школьный диплом набирали более 32%. При этом средняя заработная плата в частном секторе составляла 1000 евро. Но получали ее далеко не все работающие. Доходы трудящихся с «гибкими контрактами» или просто урезанной занятостью, как это часто бывает теперь у строителей, могли не превышать 300 евро в месяц.
«Гибкие контракты» стали в 2010 году подлинным бедствием трудящихся в Греции. В 2010 году «гибкими» оказались 47% трудовых договоров заключенных с новыми работниками. Старый персонал также активно переводился на подобные договора, что также отражает серьезное ухудшение оплаты и условий труда в экономике. При этом вербовка новых работников по данным Организации занятости рабочей силы вообще сократилась. За два первых месяца 2011 года было принято на работу на 18,36% меньше людей, чем в аналогичный период 2010 года. Согласно данным Евростата в четвертом квартале 2010 года индекс затрат на рабочую силу в Греции снизился на 6,5%. Однако падение номинальных доходов трудящихся не породило в стране инвестиционного бума. Расчеты властей на повышение инвестиционной привлекательности страны не оправдались: согласно сведениям ООН сокращение прямых капиталовложений в Греции за 2010 год оказалось равным 38,3%. Оно почти вдвое превысило общеевропейское падение инвестиций, составившее за год порядка 20%.
Греческое правительство обещает не только вогнать расходы в рамки установленные ЕС (что не удалось в минувшем году), но и вывести экономику на рост в 2012 году. Против этих «красивых планов» сурово выступает статистика спроса и потребления. Не случайно по расчетам греческого Института экономических и промышленных исследований 3/4 потребителей уверены в предстоящем ухудшении экономического положения в стране, а 70% домашних хозяйств ожидают роста материальных трудностей. 55% потребителей считают, что едва сводят концы с концами. Данные греческой статистики указывают на значительное падение спроса в стране. Согласно Элстат (ΕΛΣΤΑΤ) за 2009 год объем продаж в Греции сократился на 11,3%. В 2010 году он понизился еще на 6,2%. В первые месяцы 2011 года спад ускорился.
По сведениям все той же греческой статистической службы Элстат объем розничных продаж в январе 2011 года по сравнению с аналогичным периодом 2010 года снизился при расчете в неизменных ценах на 16%. Продажи продовольственных товаров сократились на 11,1%. Крупные пищевые магазины потеряли 9% от объема продаж. Сбыт обуви и одежды понизился на 25,3%. Продажи магазинов табака, напитков и алкоголя упали на 16,2%. Реализация мебели, электроприборов и домашнего оборудования сократилась на 20,6%. Сбыт автомобильного топливо, машинных масел и жидкостей рухнул на 25,5%. Общее снижение оборотов торговли составило в Греции 10,5%.
Новые планы жесткой экономии строятся на предположении Греции получить 2/3 средств от сокращения расходов и 1/3 от увеличения налогов и других источников, включая приватизацию. Притягательная для многих игроков большая греческая распродаже не решает ни экономических, ни финансовых проблем страны. Даже если реализуются самые благоприятные планы и выручка от приватизации приблизится к 50 млрд евро, это не изменит ситуации в экономике. Передав значительные имущества в частные руки, государство быстро столкнется с необходимостью платить за то, что еще вчера было ему доступно безо всякой платы. Это станет дополнительным фактором, провоцирующим принятие новых мер жесткой экономии. Ясно, что они потребуются вновь еще не раз.
Правительство Греции обнародовало ориентировочный список «лишнего имущества» в середине апреля. В ходе приватизации планируется сбыть крупные объекты инфраструктуры, предприятия игорного бизнеса, энергетические концерны, телекоммуникационные предприятия и мощности, а также земельные участки. Приватизация, новые косвенные налоги, сокращение пенсий и оплаты труда бюджетников, а также урезание различных социальных пособий дает Греции время отложить дефолт, дождавшись партнеров по Евросоюзу. Власти страны готовы на все не ради «химерической мечты» о единой Европе. Речь идет о деле «более важном» – поддержке европейского банковского сектора.
Социальные протесты не пугают греческие власти. Они по-прежнему твердят, что спасают родину и, похоже, они готовы продолжать это выгодное дело, даже распродав ее до нитки. Но Греция выступает здесь не тонущим кораблем эскадры Евросоюза, а его флагманом – лидером повсеместно наступающей политики жесткой экономии. Большая распродажа ждет еще многие другие страны ЕС. В конечном итоге на панике вокруг Греции, Португалии и Испании строится, а вовсе не разрушается финансовая стабильность. Но так может продолжаться лишь до определенного предела. Предел этот еще не достигнут.
Водіям пояснили, що означає нова розмітка у вигляді білих кіл
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Зеленський: Путін зробив другий крок щодо ескалації війни
В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари
Спад в греческой экономике усиливается и рано или поздно реальный сектор надорвется от тяжести обслуживания банковского благополучия. В других экономиках Европы случится все то же самое.
Автор является руководителем Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений