На выходных мы с другом решили съездить в Батурин. Жены ехать отказались, потому решили ехать вдвоем. С утра в Киеве были тучи, но все же я надеялся, что за городом будет солнышко. Так оно и получилось. Ехали мы быстро и по ходу решили заехать в Козелец, который находится в 67 км от Киева. Когда мы ездили в Чернигов, то я все время обращал внимание на церковь, которая хорошо заметна с трассы. И вот, наконец то наступило время посмотреть ее поближе.

{advert}

Историческая справка: Козелец — районный центр на речке Остер, с населением приблизительно 10000 человек. Город известен с XV столетия, с 1569 года был под властью Польши (Речи Посполитой), которая выстроила здесь свои оборонительные сооружения. Жители Козельца принимали активное участие в освободительной войне 1648-1654 гг. под предводительством Богдана Хмельницкого. В 1649 в Козельце была образована Козелецкая сотня Переяславского полка, а уже с 1654 года сотня подчинялась Киевскому полку и в 1669 году здесь располагалась полковая канцелярия — штаб Киевского полка. В 1663 году был утвержден герб города, а уже через шесть лет городок был разрушен татарами. В 1782 году Козелец становится уездным городом Киевского наместничества, с 1797 года — Малороссийской, а с 1802 — Черниговской губернии.

В середине XIX века в Козельце насчитывалось 441 дворов, а общее количество жителей составляло 4459 человек. В городе действовали два училища, табачная фабрика, два кирпичных завода, проводилось пять ярмарок в год. А уже в начале XX века в Козельце насчитывалось более 600 дворов с населением почти в 6000 человек. В городе действовали три начальных школы, мужская и женская гимназии, Козелецкое высшее начальное училище. Советская власть в Козельце утвердилась в 1918 году. Среди архитектурных памятников Козельца можно назвать — Каменница Дараган, Усадьба Дараган (ныне оба абсолютно заброшены и полуразрушены), Собор Рождества Богородицы (1752-1763; поразительное строение, прежде всего своим масштабом, лучший храм в стиле украинского барокко), колокольня Собора Рождества Богородицы (1766-1770), здание полковой канцелярии (1756- 1760), Вознесенская церковь (1866-1874), Николаевская церковь. Из памятников — памятник Шевченка Т.Г., Ленина В.И., также памятник первого советского трактора «Универсал».

Легко нашли собор Рождества Богородицы — он находится прямо возле главной улицы. Светило прекрасное осеннее солнце и мы сразу приступили к осмотру. 

Колокольня собора Рождества Богородицы

Сам собор

Вход в городской парк. Сам парк не особо интересный

Приближаемся к собору

Популярные статьи сейчас

Баррозу: Путин говорил мне, что не хочет существования Украины

Зеленский лишил госнаград бывших министров, депутатов, силовиков и артистов: список предателей

Белый дом: Россия предупредила США о запуске ракеты по Украине по ядерным каналам связи

В Украине ужесточили правила брони от мобилизации: зарплата 20000 гривен и не только

Показать еще

Рядом развалины какие то

Вновь

Напротив идет продажа

Мы обошли собор и двинулись к входу

История собора Рождения Богородицы начинается в 1752, когда его начинают строить по приказу гетьмана Кирилла Разумовского 

Историческая справка: В 1750 году Кирилл Розумовский стал гетманом Украины. Он не забывает и о Козельце, в частности содействует строительству канцелярии Киевского полка, в бывшем помещении которого ныне содержится районная библиотека. Но наиболее известным зданием стал козелецький собор Рождества Богородицы. Его построено по инициативе и за поддержке Кирилла, тем не менее активное участие в строительстве брала вся семья Розумовских. Оно велось в основном силами крепостных. К Козельцу из всех поместий Розумовских, разбросанных с обеих сторон тракта Киев — Петербург от Чернигова до Киева, были согнанны сотни крепостных крестьян, хоть в какой-то мере способных к строительному делу. Тех, которые незнались на строительном деле, поспешно учили его азы. Десятки опытных талантливых мастеров работали под надзором главных строителей этого сооружения — архитектора А. В. Квасова, талантливого украинского мастера своего дела I. Г. Григоровича-Барского и придворного художника Розумовских Г. А. Стеценка. Из воспоминаний нынешнего жителя Козельца Виталия Федотовича Очана, художник Г. Стеценко некоторое время даже жил рядом с сооружением, которое возводилось.

На протяжении 11 лет (1752 — 1763) велось это строительство. Конечно, надлежащей техники не было. Не было и устройств, которые бы облегчали работу. Чтобы подать рабочим строительные материалы на место работы, снизу доверху будущего сооружения было сделано подъездную дорогую от села Лихолитки к селу Гламазди с подъемом и спуском нужной высоты вокруг собора. Свыше десяти лет ежедневной изнурительной работы сотен людей было положено на то, чтобы вырос красавец-собор и рядом с ним — колокольня (из рассказа козелецкого краеведа О. Шама).

Собор Рождества Богородицы пятикупольный (хотя беглый взгляд создает впечатление, что куполов больше). К характерным особенностям собора можно отнести эффектную (даже помпезную) декоративную лепнину, боковые выходы на паперти и цокольный этаж, который добавляет и без того большому храму еще большего объема. Все это, а особенно интерьер, приводит ценителей архитектуры в восторг (меня в том числе).

За две с половиной сотни лет собор Рождества Богородицы пережил немало бед, но больше всего досталось ему в ХХ веке от фашистов и большевиков. Он был и лагерем для военнопленных, и конюшней, и заготконторой. Но судьба была милостивой к храму. Его не разрушили, не разобрали на стройматериалы. Время почти не повредило храм. Даже уникальный иконостас высотой в 27 метров сохранился относительно неплохо. Хотя говорят, что несколько лет назад собор стоял грязным, потрескавшимся и ошелушенным.

Но сейчас он просто красавец.

Памятник Голодомору

Я сначала спустился в повальную часть

Там все сромнененько

Однако, когда я вошел в собор, то иконостат ошеломил. Его автор Сисой Шаламотов создал Нечто

После осмотра мы вышли на улицу и пошли вокруг собора

Потом мы чуть прогулялись по Козельцу

Грязный флаг БЮТ болтался между мазином Виктория и Киевстаром

Крео

А здесь находится убогенький музей ткачества

Центральная площадь

Интересное здание

На прощание

Дальше мы поехали к Нежину. После поворота на Батурин дорога стала первоклассной.Отличная разметка, развязки и фактическое отсуствие населенных пунктов. По такой дороге грех не разогнаться, но таких лихачей ловят патрули ГАИ, которые на ходу ловят нарушителей с помощью «Визиря». Поэтому идет постоянная игра в кошки-мышки. между ГАИ и водителями. Те кто посмелее разгоняются, а за ними тут же увязывается хвост таких же любителей скорости.

До Нежина мы долетели быстро и уже около 12-заехали в городок. Именно здесь состоялась знаменитая Черная рада, обозначившая раскол казацкого государства после смерти Богдана Хмельницкого. Городок оказался отнюдь не черным.

Историческая справка:Из Википедии.

Начало путешествия

988 год — начало строительства града на территории современного Нежина.Великим князем киевским Владимиром Святославовичем было начато строительство городов-крепостей около Киева для обороны от нападений кочевников. Одним из таких городов, по мнению историков и археологов, в системе Остёрского оборонного рубежа и стал град на месте раннего славянского поселения — появление последнего археологи датируют на 100-150 лет ранее. 

3 октября 1078 года — летописное упоминание о Нежатой Ниве. Эту местность часть историков локализует с южной окраиной современного Нежина, а другая их часть склонна видеть её на юг от Чернигова. События возле Нежатой Нивы связаны с княжескими межусобицами, когда Олег Святославович пытался вернуть себе черниговский княжеский стол, отобранный дядями Изяславом и Всеволодом Ярославичами. В бою погибли Великий князь киевский Изяслав и удельный князь Борис Вячеславович, а сам Олег Святославович потерпел поражение и сбежал в Тмутаракань. 1135 г. — первое летописное упоминание о древнерусском городе Нежатин. По мнению археологов, его следует отождествлять с остатками древнерусского городища, располагавшегося на территории городского рынка и Старого города (на левом берегу р. Остёр, в границах современных улиц Червона Гребля, Б.Хмельницкого, Шевченко и пл. Ленина). Общая площадь города в XII-XIII веках составляла около 40 га. 

Сентябрь 1147 г. — летописное упоминание о городе Уненеж. Археологи считают , что летописный Уненеж был расположен в урочище «Городок» на правому берегу р. Остёр (на окраине современного Нежина, по ул. Коммунаров). Городище датируется 11 — началом 13 вв., Общая площадь его составляла около 20 га. В 1147 году в результате межусобиц киевских и черниговских князей город был захвачен и разрушен Великим князем киевским Изяславом Мстиславовичем и его братом смоленским князем Ростиславом. Тут же упоминается и Нежатин. В отличие от Уненежа, который относился к Черниговскому княжеству, Нежатин был одним из важнейших опорных приграничных пунктов Переяславского княжества — удела Мономаховичей (Мстиславичей), и на этот раз уцелел. Октябрь 1239 г. — по пути на Чернигов город был сожжён монгольскими отрядами Менгу-хана. Во время археологических раскопок древнего Уненежа найдены остатки сожжёных жилищ, а также образцы оружия и бытовые вещи, принадлежавшие монгольским завоевателям. Всё это свидетельствует, что город был разрушен и, также как и другие города Киевской Руси, на некоторое время прекратил своё существование в результате нападения. 

1362 г. — после разгрома монголов в битве на Синих Водах литовско-русским войском территория современного Нежина с окрестностями вошла в состав Великого Княжества Литовского. Вскоре после разрушения монголами город возродился и в 14 в. функционировал как небольшой населённый пункт на границе Золотой Орды и удельных чернигово-северских княжеств. Победою на Синих Водах в целом завершилось вхождение Среднего Приднепровья и Левобережной Украины под власть Великого Княжества Литовского. 1380 г. — по соглашению между московским князем Дмитрием Донским и черниговским князем Дмитрием Ольгердовичем Нежин вошёл в состав Великого Княжества Литовского и вошёл в состав коалиции княжеств, возглавляемой московским князем. Коалиция стала результатом стремления московского князя выйти из-под зависимости Золотой Орды и борьбы за присоединение удельных княжеств бывшего древнерусского государства с Великим Княжеством Литовским, которое также претендовало на роль «собирателя» древнерусского наследия. Это послужило союзу литовцев с золотоордынцами и начало московско-литовской войны за чернигово-северские земли. 19 января 1381 г. — первое письменное упоминание о Нежине под его современным названием. Киевский князь Владимир Ольгердович подарил город в вечное владение семье князя Юрия Ивантича Половца-Рожиновского, потомка половецкого хана Тугоркана. 

1471 г. — Нежин становится центром староства в составе Киевского воеводства (в Нежинское староство входило также 15 ближайших сёл). 1503 г. — после очередной московско-литовской войны (1501-1503 гг.) в составе чернигово-северских земель Нежин отошёл к Московскому государству. Но через частые военные действия разорённый город приходит в упадок. 

1569 г. — вследствие Люблинской унии Нежин , как и все русские владения Великого Княжества Литовского перешли под юрисдикцию Королевства Польского (начало объединения Литвы и Польши положила Кревская уния 1381 г., но дело ограничилось личной униею Великого князя, который получил польскую корону; Литва в предыдущих своих границах фактически осталась отдельным государством). После Люблинской унии было создана единая держава Речь Посполита, Великон Княжество Литовское утратило большую часть своих территорий и сохранило лишь определённые автономные права. 

1579 г. — польской администрацией было восстановлено Нежинское староство. В грамоте Сигизмунда III Ваза от 1625 года Нежину предоставлялось Магдебургское право и утверждался герб города, на котором был изображен „Святой великомученик и Победоносец Георгий на коне, в зброях убранный, копием змея поражающий“. Он был в то время новоселым городом, возникшим на старом Уненежском городище, которое дало ему возможность сразу стать „мстцем оборонным“; это содействовало скорейшему заселению города. Защищенный труднопроходимыми болотами, Нежин уже с половины XVII века становится заметным торговым пунктом. 

В 1649 году Нежин был сделан центром управления одного из больших малороссийских полков, нежинского, и оставался им до 1782 года. Гетман Брюховецкий более других заботился о процветании Нежина, но он же был и виновником его разорения. Двинувшийся на усмирение казаков, изгонявших русских воевод, Ромодановский в 1667 году отдал Нежин на разграбление солдатам, а потом „спалил место Нежин“. С помощью царя город отстроился вновь очень скоро; несколько позже была возобновлена и его крепость. Гетманы заботливо охраняли его права и привилегии. С учреждением малороссийской коллегии Нежин был обложен разными сборами и налогами наряду с другими малороссийскими городами. В 1708 году Нежин был приписан к Киевской губернии, в 1781 году назначен уездным городом Черниговского наместничества, в 1797 году вошёл в состав Малороссийской губернии, в 1802 году — Черниговской. 

В 1782 году Нежин имел 1623 двора и 11104 жителей, в том числе 765 греков. Греки стали привозить в левобережную Малороссию разные „турские“ товары уже с первой половины XVII века. Богдан Хмельницкий, желая ещё более приохотить их к привозу товаров, первый дал им льготы; им покровительствовали и следующие гетманы. При Мазепе греки образовали „греческое церковное братство“. Дарованные гетманами льготы греки сохранили и при введении, при Екатерине II, городового положения, когда суд братства был переименован в нежинский греческий магистрат, с подчинением его черниговскому губернскому магистрату. С присоединением к России приморских пунктов, более богатые греки переселились туда, а оставшиеся, занимаясь преимущественно мелочной торговлей и ремеслами, постепенно входили в состав местного общества и даже нередко появлялись в среде казачьей старшины. В 1857 году всех греков в Нежине было 200 человек. С уничтожением греческого магистрата, при введении городового положения 1870 году, уничтожилась последняя связь, соединявшая членов нежинского греческого общества, и нежинские греки потеряли все свои привилегии.»

В Нежине родились: митрополит Иоанн Тобольский, актёр Марк Бернес, полководец Пётр Витгенштейн, художник Николай Самокиш. В Нежине провёл свои последнии дни второй любавический ребе Дов Бер, который в Нежине и похоронен. В Нежинской гимназии высших наук учился великий русский писатель Николай Гоголь с 1821 по 1828 год.

В Нежине жила и работала народная артистка Украины Мария Заньковецкая.

С Нежином связаны имена известных учёных академиков Ю. М. Соколова, Нечкиной Милицы Вас. (1901–1985), А. А. Богомольца (1881–1946), Корноухова М. В., конструктора космических кораблей Сергея Королева. В Нежине родился и провёл годы детства Юрий Фёдорович Лисянский (1773–1836), известный мореплаватель, капитан первого ранга, один из руководителей первого российского кругосветного путешествия, которое он совершил вместе с И. Ф.Крузенштерном в 1803–1806 гг. на кораблях «Надежда» и «Нева».

В 70-х гг. XVIII в Нежине формируется комплекс зданий почтовой станции. На сегодня он — единственный на Украине, который почти полностью сохранился. В этом здании останавливались Т. Г. Шевченко, М. В. Ломоносов, Д. И. Фонвизин, А. С. Пушкин, А. С. Грибоедов, М. В. Гоголь, М. И. Глинка, Марко Вовчок и много других известных деятелей культуры.

В 1805 г. в Нежине была основана Гимназия высших наук князя Безбородко, которая дала начало высшему образованию не только в городе, но и на всей Левобережной Украине. Со времени её открытия (1820) в ней получали широкое гуманитарное образование дети дворян и духовенства. Выпускниками Нежинского лицея были известные украинские писатели, учёные, общественные деятели, среди них — Н. В. Гоголь, Е. Гребинка, Л.Глебов, А. М. Лазаревский (1834–1902) и многие другие.

Мы въехали в Нежин и начали искать место, где поставить машину. Возле церкви был пустырь.

Нежин понравился сразу, городок спокойный, на улицах много пар с детьми, люди степенные. Один малыш успустил шарик, он полетел, но мы его успели подхватить. Папа малыша начал говорить: «Что ты должен сказать?». 

Цыган рядом не было

Из-за зданий рынка торчал какой то шпиль, оказалось это былы Богоявленская церковь

Пешеходный мостик через Остер

Сам Остер — болото

Остатки Укрпромбанка

Городская площадь перед Покровской церковью на которой лениво торгую всякой всячиной

Интересное здание в виде ромба

И здесь памятник Голодомору

Покровская церковь. Выделяется из окружающего ландшафта, так сказать. Церковь относится к Киевскому патриархату УПЦ, хотя сам переход произошол не без конфликта

Здесь активная община

В церкви как раз шло крещение, поэтому я не стал щастать по храму, постоял послушал и сделал пару фото

«Отрекаешься ли ты от дьявола? Отрекаюсь!». Я сразу вспомнил финальную сцену из » Крестного отца»

Иконостас

Дальше мы пошли бродить по городу. Людей ближе к центу было много, приехало много крестьян, везде продавали яблоки и виноград. По ходу сделали пару снимков

Прямо среди рынка стоит Богоялвенская нежинская церковь МП УПЦ, там же находится церковная школа. В церкви идет реконструкция, поэтому особо смотреть нечего, снаружи тоже не сказал бы, что она особо привлекательная.Стены все исписаны местными дебилами. 

Поэтому мы здесь не задержались и пошли дальше в центр. В городе чувствуется купеческий дух, как известно раньше здесь жила мощная греческая община. Поэтому, много домов, которые напоминают о крепком мещано-купеческом прошлом Нежина.

Здесь же мы увидели, как гаишники поймали жертву, которая упорно отказывалась, что нарушила правила

А это виднеются купола Михайловского собора

Мимо памятника Марии Заньковецкой, которая здесь жила мы пошли к собору через парк

А в парке две собачки выясняли отношения

А в городском кинотеатре идет все то же

Уныло стоит палатка Арсения, возле которой дед спорил с агитатором по поводу того самого Арсения. «Ну шо вин зробить, шо вин зможе?», — допитывался дед. «Переможе и зможе», — устало отвечал агитатор, которому дед уже давно надоел. 

Напротив собора было какое то симпатичное здание, я начал приблежаться, чтобы пофоткать

Но подойдя ближе я увидел, что его отреставрировали как новодел и я охладел.

Центральная улица. Шли люди

А некоторые просто стояли

Безразличие

Михайловский собор мне понравился своей внутренней росписью. 

Потом я опять вернулся на пешехдную улицу

Молодежь скучала

Молодые мамы и папы гуляли. Кстати, их в Нежине очень много

Старики травят байки

Азарт и горе разом

Зачем висели эти вервевки в парке не знаю, может, чтобы местные самоубийцы не заморачивались 

Сенин агитатор продолжал скучать

Благовещенский мужской монастырь, там шла реконструкция, потому не заходили. Кстати, реконструируют практически все церкви, что мы видели. 

Идем дальше и крутим по сторонам головой и что мы видим? 

Видим мы старый, облупившийся храм, чей шарм в сто раз лучше самых модных новоделов

И ломбард напротив

Потопали дальше

Нежинский универ

Историческая память

Симбиоз. Зл

В городе немало желающих попозировать

Cимбиоз

 

Не все то золото, що блищить

Что я здесь не ожидал увидеть, так Т-70 

Клевая вывеска, проперла

Зашли в книжный магазин, чтобы узнать что то о Нежине. Ничего нет. Такой интересный город, который мог бы зарабатывать неплохие деньги на туристах и никакого промо. А ведь город мог бы спокойно бросить вызов тому же Каменцу, все сопуствующие имеются в наличие. 

А вот еще интересный момент. Читаем

Наблюдаем

О ужас. Это советское наследие все-таки продолжает напоминать

Нежинская Лига чемпионов

Памятник Лисянскому. Оказывается, он из Нежина, а в дестве я зачитывался книгами о нем

И вновь дети, приятно видеть много детей на улицах

А вот это хти

Все, уходим к машине ,бросая прощальный взгляд на город

Вт так из нормального дома с помощью стеклопаластика делают убожество

Последние два фото

Нежин понравился нам во всех отношениях. Город отнюдь не бедный, приятный и богат историческими памятниками. Лично мне в такие городки хочется возвращаться вновь и вновь, а пока мы взяли курс на Батурин.

Окончание