Поведение Китая, РФ и Ирана по отношению к США напоминает ситуацию с т.н. банковскими набегами Если каждый из вкладчиков придет отдельно в банк забирать свои средства, то банк легко вернет деньги. Но если вкладчики придут все одновременно, банк будет вынужден объявить дефолт, поскольку выдать все деньги всем вкладчикам невозможно. Что-то похожее сейчас, похоже, делают из США. Будучи сильнейшей страной/экономикой, они могут принять вызов и выиграть у любой другой страны/экономики. Если же приходит сразу несколько «клиентов», то ситуация усложняется. Предполагаю, что такое «расдергивание» США является результатом преднамеренной политики с целью перегрузки Штатов. Неизвестно, получится или нет, но задача состоит в скоординированном набеге на этот банк. Кстати, как и в метафоре с набегом, сами вкладчики тоже сильно пострадают от своих действий.
Союз между Ираном, Китаем и РФ напоминает экономические картели. Впрочем, такие картельные заговоры сложно поддерживать. На словах все клянутся в вечной дружбе. Но у каждого есть стимул отойти от договоренностей, если удастся договориться отдельно. Китай, РФ, Иран имеют стимулы выйти из «картеля» – при первой возможности напрямую договориться с США. Так бывает с картелем – фирмы договариваются недопроизводить товар, чтобы взлетела цена. Но как только цена взмывает, каждая фирма отдельно хочет нарастить производство, чтобы по высокой цене заработать больше. Каждая фирма наращивает производство, что приводит к совокупному росту объема товара на рынке и снижает цену. Так рушится картель.
Что пока удерживает этот картель? Возможно, это делает достаточно бескомпромиссную политику США. Проще держать картель, когда каждый знает, что его сосед не сможет договориться по отдельности. Если бы такая возможность «лежала на столе» (в США есть возможность открыть такую опцию), то картель развалился бы сам – это удел почти всех картелей.
На основании этих наблюдений/предположений, обладающих уязвимостью абстрактных логических конструкций, можно сделать предположение:
- с невысокой вероятностью следует ожидать, что США сохранят жесткую политику по отношению ко всем членам картеля, продолжат его существование и поставят себя перед реальным риском быть «растасканными»;
- с гораздо более высокой вероятностью следует ожидать, что на относительно коротком горизонте США смягчат политику по отношению к одному из членов картеля (скорее это будет Китай), после чего этот «вечный друг» договорится с США напрямую, а картель развалится. Крупнейшими победителями будут США и страна, которая напрямую договорится. Наиболее проигрывают другие члены картеля.
Почему с экономической точки зрения на роль разрушителя картеля подходит именно Китай? Для упрощения моделирования "выведем за скобки" Иран, экономика которого в значительной степени сосредоточена на внутреннем рынке, и рассмотрим сильно ориентированные на экспорт Китай и Россию. Так, в 2022–2023 годах Китай стал основным торговым партнером России. Но для Китая Россия менее значимый партнер товарооборота (3,9% за январь-ноябрь 2023 года). Лидирующие позиции в товарообороте Китая прочно занимают США (11,2%) и их ближайшие партнеры ЕС (13,2%), Япония (5,4%), Тайвань (4,5%), Австралия (3,9%).
Учитывая доли в товарообороте и более высокую степень замещения сырьевых товаров (Россия поставляет в Китай преимущественно сырье) по сравнению с промышленными, можно говорить о том, что зависимость Китая от поставок промышленных товаров из этих стран значительно превышает его зависимость от импорта российского сырья. Если для РФ сотрудничество с Китаем критическое, то для Китая нет. Исходя из этого, именно Китай может стать разрушителем картеля, если США сделают шаги навстречу в вопросах торговли. Да, есть воинственная риторика кандидата в президенты США Трампа – The Washington Post пишет об обсуждении им в случае победы введения импортных пошлин на китайские товары в размере 60%. Впрочем, это может остаться на уровне предвыборных тезисов и победит практицизм.