От всех 18 разведывательных агентств Америки Дональд Трамп, готовящийся второй раз занять пост Президента США, получит одно и то же простое сообщение: Россия может устроить хаос в Европе, но лишь у Китая есть возможности для того, чтобы бросить вызов США в глобальном масштабе. "Пекин наращивает критически важный потенциал ", заявил координационный орган американских разведывательных служб в прошлом году. Этот потенциал, как было сообщено, проявляется в тех направлениях, которые Китай "считает важными в противостоянии Народно-освободительной армии Китая (НОАК) Соединенным Штатам в ходе крупномасштабного, продолжительного конфликта".
На данный момент НОАК все еще не готова к войне с Америкой. Официальная цель Китая - "модернизация" своих вооруженных сил к 2035 году и достижение ими уровня «мирового класса» к 2049 году. Однако, НОАК уже прошла путь преобразований, будучи слабо оснащенной два десятилетия назад и превратившись в значительную региональную силу сегодня. Старый образ вооруженных сил Китая, которые ориентировались на количество, а не качество, устарел. За последние годы Китай повысил эффективность своего вооружения до такой степени, что по некоторым направлениям он уже сравнялся с Америкой или превзошел ее.
При любом анализе преимуществ Китая стоит начать с его морских сил, или Военно-Морского Флота Народно-освободительной армии Китая (ВМФ НОАК). Это не только самый большой в мире флот, но также и самый новый по составу. Около 70% китайских военных кораблей были введены в строй после 2010 года, по сравнению с одной четвертой состава американского флота, согласно данным аналитического института «Центр стратегических и международных исследований» (ЦСМС). Если говорить об уровне проектирования и качестве материалов, то как утверждает Управление военно-морской разведки США многие китайские корабли сравнимы с американскими.
Американские военные корабли, как правило, больше и вооружены лучше, но Китай постепенно выходит на тот же уровень. Один из важных показателей силы военно-морского флота - это количество установок вертикального пуска (УВП) или усовершенствованных пусковых установок. По оценкам ЦСМС, в 2004 году на американских суднах было в среднем 222 ячейки УВП на одну китайского флота. Но соотношение скоро изменится в пользу ВМФ НОАК. Китай также широко использует инновации. У Америки нет ничего похожего на гибридные системы двигателей китайских подводных лодок класса Чжоу, заявляет Том Шугарт, офицер ВМФ США в отставке. Также он обращает внимание на находящейся на стадии разработки китайский универсальный десантный корабль, так называемого типа 076, который будет самым большим в мире и единственным в мире с катапультой для запуска дронов.
Военно-воздушные силы Китая, или ВВС НОАК, развиваются аналогичным образом. Их новейшие боевые самолеты, вероятно, не так совершенны и не обладают такими же технологиями скрытности, как американские. Но Китай, когда-то испытывавший сложности при разработке высококачественных реактивных двигателей, теперь производит модели, которые находятся на уровне подобных стран НАТО, говорит Брендан Малвени из Института изучения китайских аэрокосмических исследований, аналитического института ВВС США. Также есть мнение, что Китай производит стелс-истребители быстрее, чем Америка. Также резко улучшилось и вооружение китайских воздушных суден. По мнению бывшего служащего ЦРУ Джона Кальвера, Китай часто опережает Америку в непроинвестированных ею направлениях. Он обращает внимание на такие показатели как дальность, скорость, возможности датчиков и борьбы с помехами китайских противокорабельных ракет и ракет класса «воздух-воздух».
Самого поразительного успеха Китай достиг в области сверхзвуковых ракет, которые в состоянии летать и маневрировать со скоростью в более чем пять раз превышающую скорость звука. Оружие такого уровня заставило иные страны произвести переоценку возможностей своей обороны. Ранее в этом году Джеффри МакКормик из Американского Национального воздушного и космического разведывательного центра заявил Конгрессу, что Китай имеет самый большой в мире арсенал гиперзвукового вооружения. Америка проводит испытания более быстрых и точных ракет, говорит г-н Малвени. Но Китай уже развернул многочисленные системы гиперзвукового оружия.
Что касается других видов вооружения, основанных на передовых технологиях, часто трудно судить о первенстве, не в последнюю очередь потому, что их испытания редко проводятся публично. В то же время, Австралийский институт стратегической политики, еще один аналитический центр, публикует ежегодный мониторинг критических технологий, оценивающий исследования, имеющие предельно важное значение в разных странах. Его исследование в 2024 году показало, что Китай занял первое место в шести из семи ключевых сфер, связанных с обороной: передовые авиационные двигатели, дроны и коллаборативные роботы, обнаружение и отслеживание гиперзвуковых целей, передовая робототехника, автономные системы и системы космических запусков. Америка была лидером лишь в сфере малых спутников.
Такие рейтинги являются спорными и не отражают состояние секретных исследований, которые проводит каждая из сторон. Кроме того, боевая эффективность не сводится к сумме отдельных видов оружия и технологий. Провал первого вторжения России в Украину в 2022 году не согласовывался с многочисленными оценками на Западе российского военного потенциала, которые не принимали во внимание некоторые факторы нематериального характера. У вооруженных сил Китая есть свои собственные проблемы, среди которых коррупция, неадекватная логистика и слабая интеграция армии, военно-морских сил и военно-воздушных сил. Также у Китая нет и боевого опыта, ввиду того, что он не воевал десятки лет.
Но это слабое утешение для тех, кто наблюдает за прогрессом НОАК последние два десятилетия. Прецедентов скорости и масштаба военной модернизации в мирное время подобных китайской существует немного. И Китай делает это, едва ли напрягаясь в финансовом плане, расходуя менее 2% своего ВВП на вооруженные силы, по сравнению с более чем 3% в Америке. "Мы участвуем в гонке за военное технологическое превосходство с умелым соперником"- заявил в апреле Фрэнк Кендалл, министр ВВС США. "Подушки безопасности у нас больше нет. Время работает против нас."
Источник: The Economist