В широко развитом дискурсе о перспективах конфронтации между Китаем и США, в качестве основного аргумента в пользу Китая используется простой факт – Китай является второй экономикой в ​​мире. Кроме того, она быстро догоняет первую по объему выпуска.

Но действительно ли это позволяет обоснованно говорить о претензиях Китая на мировое господство? В этой статье я привожу 7 аргументов, почему, на сегодняшний день, Китаю не хватает ресурсов для очевидной победы в этом противостоянии и для того, чтобы претендовать на первое место пьедестала.

1. Глубина внутреннего рынка.

С 1976 года ежегодный рост ВВП Китая опережает рост США. Именно так выглядит динамика по данным Всемирного банка.

Одним из важнейших факторов постоянного роста китайской экономики является развитие внешней торговли Китая. Так выглядят графики роста китайского экспорта и импорта за период 1991-2021 годов.

По состоянию на 2021 г. внешняя торговля Китая в процентах от ВВП составила 37,4%. И вот как выглядит структура внешней торговли в разрезе стран:

Как видим, основными поставщиками и покупателями Китая являются страны из орбиты США. Для самих Соединенных Штатов внешняя торговля генерирует 25,4% ВВП.

Китай является третьим покупателем товаров из США, после Канады и Мексики, с долей 7,6%. Но первый поставщик, с долей 18% всего американского импорта.

То есть разъединение экономик, как неизбежное последствие противостояния, ударит по Китаю гораздо болезненнее. Именно страны условного западного лагеря сегодня являются основными торговыми партнерами Китая и их потеря — проблема, не имеющая полноценного решения. США, с учетом рынка проамериканского лагеря, гораздо более устойчивы в этом отношении.

2. Контроль за глобальными производственными цепочками.

Популярные статьи сейчас

Украинцы выстраиваются в огромные очереди под ТЦК: в ВСУ отреагировали

Украина начала переговоры о гарантиях безопасности с Португалией

В Украине начало дешеветь топливо: новые цены на бензин, дизель и автогаз

Украинцам объяснили, можно ли проживать в Германии без загранпаспорта

Показать еще

США неизмеримо больше Китая влияют на процессы глобальных производственных цепочек и контролируют их через различные инструменты.

  • Например, как крупнейший спонсор Всемирной торговой организации (вторым, по величине, спонсором является Китай), членами которой являются более 160 стран и еще около 20 стран являются кандидатами на членство. ВТО регулирует около 98% мировой торговли. США активно участвуют в разработке отраслевых правил и соглашений, таких как Соглашение об информационных технологиях (ITA) или Соглашение о преференциальных тарифах (PTA).

  • Другим важным инструментом воздействия есть санкционный механизм. Согласно отчету Исследовательской службы Конгресса, по состоянию на октябрь 2021 года, Соединенные Штаты сохраняют санкции в отношении более 9 400 физических и юридических лиц, связанных с более чем 20 странами. Помимо самих США, их санкционный режим в большинстве случаев поддерживают партнеры.

Достаточно сравнить санкционную карту США и ЕС. Санкции США имеют реальный вес, отражаются в действиях партнеров и позволяют влиять на деятельность любого из оппонентов.

  • Морской торговли. По данным и UNCTAD, 80% мировой торговли осуществляется морскими путями. Вот так выглядит карта основных судоходных маршрутов.

А вот так выглядит карта присутствия военно-морских ударных группировок США по данным USNI News (на 6 февраля 2023 года). Корреляция между двумя картами объясняет контроль и влияние США на ведение международной торговли и обеспечение ее стабильности и безопасности.

А вот как выглядит карта базирования китайских военно-морских соединений согласнно статье в Insider.

Сравнение достаточно ярко демонстрирует разницу во влиянии на обеспечение безопасности и стабильности мировой торговли.

  • Лидерство в производстве наиболее востребованных комплектующих. К примеру, полупроводники. США, по данным и 2021 году, занимают 54% мирового рынка. Китай занимает 6 место в списке с 4%.

Для того чтобы оценить значимость этих цифр, достаточно сказать, что объем мирового рынка производства полупроводников в 2021 году составил $ 527,8 млрд. Это сравнимо с объемом мирового рынка оружия в том же 2021 году.

  • Еще один пример лидерства США в производстве ключевых комплектующих – это хранение данных. Вот как выглядит список компаний-лидеров:

  1. Dell Technologies (США)

  2. HPE (США)

  3. NetApp (США)

  4. IBM (США)

  5. Huawei (Китай)

  6. Hitachi Vantara (Япония)

  7. Pure Storage (США)

  8. Infinidat (Израиль)

  9. Lenovo (Китай)

  10. Inspur (Китай)

Из 10 компаний, 5 представляют США, 3 – Китай. Хранение данных – это важнейший элемент безопасности деятельности любой компании, а лидером предложения в этой нише именно США.

  • Еще один фактор, о котором стоит упомянуть – лидерство на рынке логистических услуг. Рынок на конец 2021 года оценен в $1,14 трлн. А список ключевых компаний выглядит так:

  1. CH Robinson Worldwide Inc. (США)

  2. United Parcel Service, Inc. (UPS) (США)

  3. FedEx Corp. (США)

  4. Deutsche Post AG (Германия)

  5. Kuehne+Nagel International AG (Швейцария)

  6. AP Moller - Maersk (Дания)

  7. Schenker AG (Германия)

  8. DSV Solutions (Дания)

  9. Nippon Express Holdings, Inc. (Япония)

  10. Landstar System Holdings, Inc. (США)

Для полноты картины следует отметить, что Китай навязывает достойную конкуренцию во многих отраслях, таких как производство аккумуляторов, солнечных батарей, развитие искусственного интеллекта и другие.

Но строившаяся США десятилетиями глобальная торговая инфраструктура после 2-й мировой войны, производство востребованных комплектующих, роль гаранта стабильности и безопасности мировой торговли - все эти и другие инструменты позволяют США осуществлять контроль над глобальными производственными цепочками, что в конечном итоге позволяет США влиять на мировую торговлю более критично, чем Китай.

3. Воздействие на мировую финансовую систему.

Эмитент доллара, как наиболее востребованной валюты в мире, ожидаемо остается главным стейкхолдером мировой финансовой системы.

По данным и МВФ, доллар занимает долю в 58,3% всех валютных резервов в мире, следующая евро – 20,4%. Также именно в долларе проходит почти половина всех международных платежей через SWIFT.

Такая востребованность доллара, обеспеченная его стабильностью, позволяет США влиять на ценообразование, рост отдельных рынков и даже рост экономик отдельных стран, регулируя ставку ФРС, удешевляя доллар и делая его более доступным, или, наоборот, делая финансирование в долларе более дорогим и изымая его с рынка. Китай не оказывает таких рычагов влияния на стабильность мировой финансовой системы.

Следует отметить, что Китай занимает второе место в списке внешних владельцев американских трежерисов, в размере $867 млрд, по данным Visual Capitalist. А список 10 крупнейших внешних держателей госдолга США выглядит так:

Даже в случае резкой распродажи американских облигаций Китаем это существенно не отразится на стабильности доллара, поскольку ФРС, имея на балансе $8,34 трлн, сможет безболезненно выкупить все ценные бумаги и не допустить падения своей валюты.

4. Образование

Образование является одним из инструментов, посредством которого Соединенные Штаты накапливают интеллект в собственной стране. США - магнит для талантов всего мира. Диплом престижного американского вуза пользуется популярностью у работодателей.

Так выглядит рейтинг лучших университетов мира, в котором американские университеты занимают 7 строчек из 10 в первой десятке:

Первый китайский университет в этом рейтинге расположился на 16 месте.

Интересно, что китайские студенты являются крупнейшим представительством среди иностранных студентов в США. В Китае пиковый показатель составил около 20 тысяч американских студентов, что несмотря на разницу в численности населения обеих стран, демонстрирует значительную разницу в привлекательности образования в каждой из стран.

5. Потенциал возможных коалиций

Затяжное противостояние между Китаем и США поднимет вопрос возможных союзников каждой из сторон. На каждом этапе конфликта от разъединения экономик до прямой конфронтации именно потенциал возможных коалиций, возможности внутреннего рынка союзников, их производственные мощности, интеллектуальный и человеческий капитал будут играть решающую роль в долгосрочной перспективе. В этом отношении глобальный Запад имеет огромное преимущество перед глобальным Востоком.

Вот как выглядит визуальное сравнение потенциала возможных коалиций с точки зрения размера ВВП. Американская коалиция, состоящая из США, ЕС, Японии, Канады, Южной Кореи, Австралии и других союзников, представляет более 60% мирового ВВП. При этом на китайскую коалицию (страны БРИКС+Иран и другие) приходится около 34% мирового ВВП.

Чисто экономическая разница почти наполовину в потенциале коалиций вызывает серьезные сомнения в способности глобального Востока навязать глобальному Западу конкуренцию. Кроме того, альянс некоторых игроков с Китаем далеко не очевиден. Как, например, Индия, основными инвесторами которой являются страны Западного клуба.

По этой же причине многие страны будут менее или более активными, но сторонниками западного лагеря. Вот перечень стран, куда были ориентированы главные инвестиции из США в 2021 году.

6. Автократия менее эффективна как долгосрочная модель развития

Китай, давно умело сочетавший идею коммунизма с капитализмом и относительной свободой для рынка, в последнее время все больше движется к вполне авторитарной модели управления страной.

Но анализ истории показывает, что демократия является наиболее устойчивой моделью государственного устройства. Не лишена своих недостатков, но именно демократия, создающая условия для конкуренции за власть, привлекает в правительство больше ума и интеллекта, чем при любом авторитарном режиме, где власть сосредоточена в руках достаточно закрытой группы людей.

Демократия создает большее количество бенефициаров государственных процессов, поскольку предоставляет возможности для участия в этих процессах. И как проявление, демократия стимулирует большую эффективность граждан, поскольку все это происходит не ради далекого и всепоглощающего левиафана, а ради эффективной системы устройства общества, открытой к изменениям и трансформациям.

Это оказывает непосредственное влияние на экономический рост.

Так выглядит анализ государств G20 в корреляции с Democracy Index, рассчитанный The Economist Intelligence Unit.

Как можно заметить, абсолютное большинство стран 20 крупнейших экономик мира исповедуют демократические модели управления.

Большой вопрос. Сможет ли Китай сохранить темпы экономического роста, продолжая курс на максимальное регулирование и тотальный цифровой контроль. Как свидетельствует история – нет. Поскольку авторитаризм заставляет жертвовать стратегическими целями ради тактических и развитием ради временнного укрепления и сохранения власти.

7. Отсутствие у Китая глобального проекта для мира

Пожалуй, самая веская причина этого списка. Материнская проблема, объясняющая почему, Китай далек от того, чтобы перетянуть на себя функции и вес мирового лидера. В Китае нечего предложить миру как глобальную концепцию развития и идеологически сочетающий вектор. При всем, действительно немаленьком весе Китая и его масштабном влиянии на мировую экономику, Китай остается гигантом, выросшим в рамках системы мира, построенной Западом под себя.

Его рост и вес обусловлены существующим миропорядком именно в такой концепции, где Китай является экспортером номер 1 в мире, а коллективный Запад – главным потребителем его товаров.

И для того чтобы изменить существующую модель, Китай должен предложить свое видение мироустройства, прогрессивное и приемлемое, свой ценностный ряд, актуальный для абсолютного большинства. Но сейчас Китай далек от этого. И этот факт лучше всего иллюстрирует сравнительная статистика миграции за последние 30 лет в Китае и США, смоделированной по данным Всемирного банка.

Негативное сальдо по миграции за последние 30 лет является достаточно красноречивым фактом, подтверждающим тезис о том, что Китай, будучи второй экономикой в ​​мире, еще очень далек от статуса эталона, условного центра мира и места, куда люди едут за мечтой. Пока все эти атрибуты уверенно удерживает Запад, что подтверждается графиком миграции в США.

Хотелось бы закончить словами Барака Обамы, которыми он описывал его впечатление от встречи с китайской делегацией на его первом саммите G20 в своей книге A Promised Land: «Учитывая темпы развития и огромные размеры страны, были все основания полагать, что однажды китайский ВВП неизбежно превысит американский.

Добавив к этому мощное войско, развитие квалифицированной рабочей силы, практическое и прагматичное правительство, а также целостную культуру в возрасте пяти тысяч лет, приходим к очевидному выводу: если какая-то страна способна бросить вызов Соединенным Штатам в господстве на мировой арене, то это Китай.

Впрочем, наблюдая за действиями китайской делегации на саммите «Большой двадцатки», я убеждался, что такой вызов откладывается по крайней мере на несколько десятков лет, и если такое и произойдет, то, скорее всего, из-за какой-то стратегической ошибки Америки».

В общем, именно так. Пока Китай действительно далек от того, чтобы влиять на мировые процессы настолько, как влияет Запад. И если это и произойдет, то в результате стратегических ошибок самого Запад.