После ряда статей, опубликованных в интернете, о скандалах вокруг стратегического предприятия атомной отрасли по проектному инжинирингу, не могу не рассказать о еще одной стороне предательства и агентурной сети Деркача.
Давайте разберемся, что происходит с Харьковским институтом "Энергопроект" и в чьих интересах вообще он работает.
Харьковский институт "Энергопроект" (ХИЭП) был основан 90 лет назад и выполнял крупные проекты, связанные с ядерной и тепловой энергетикой. На сегодня в своем активе институт как генеральный проектировщик имеет такие знаковые реализованные проекты, как строительство Запорожской и Южноукраинской атомных электростанций.
В свое время Харьковский институт "Энергопроект" был включен в перечень элитных проектных и научно-технических учреждений СССР. К сожалению, за последние 10 лет Харьковский институт потерял значительную часть компетенций и высококвалифицированного персонала. Были периоды, когда из Института увольнялись целыми отделами и как раз в этот период появились другие, уже частные, проектные организации с таким же направлением деятельности и персоналом, который "иммигрировал" из ХИЭП.
Вследствие значительного и болезненного уменьшения количества инженерного персонала существенно уменьшились объемы выполненных Институтом работ, а производственные помещения Института в подавляющем большинстве начали сдаваться в аренду. Так, еще до начала военных действий, персонал из 600 штатных сотрудников уменьшился до 200, согласно последней опубликованной отчетности, а валовой доход составил 35-40 млн. грн. в год, что в пересчете на заработную плату является самым низким показателем в отрасли. То есть, квалифицированный инженер с опытом работы в среднем получает не более 10 тыс. грн. в месяц. Понятно, что за эти годы предприятие стратегического уровня постепенно приходит в упадок до небольшой проектной компании с ограниченными компетенциями и теряет конкурентоспособность даже на украинском рынке атомной энергетики, не говоря уже о международном.
Кто же заинтересован в разрушении такого Института?
Начнем с предисловия. Показательным и циничным особенно сейчас выглядит протокол, заключенный еще в далеком 2007 году между украинским Государственным концерном "Укратомпром" (который возглавлял на тот момент Деркач) и Федеральным агентством по атомной энергии Российской Федерации.
Сторонами было договорено вести сотрудничество в научно-технической сфере, разработки, строительства и поставки запчастей. Но самым интересным выглядит пункт о совместном (читай - российском) предприятии, которое будет курировать добычу урана на украинских месторождениях. То есть по факту с этого времени Украина подписала свои вассальные обязательства по поставкам сырья и "мозгов", а вся добавленная стоимость оседала в карманах россиян и в посаженных в Украине "смотрящих". Поэтому и чувствовали себя как дома в здании ХИЭП: "Силовые машины", "Атомстройэкспорт" и другие структуры ГК "Росатом".
А с 2010 года "Силовые машины" выкупили 30% акций Института, оставив Фонду государственного имущества Украины (ФГИУ) 51%.
К сожалению, как управленец ФГИУ не был достаточно эффективным мажоритарным акционером, учитывая, в частности, профильную специфику работы самого предприятия. Фонд выполнял функции обычного владельца от государства и хранителя актива, но никак не управленческие, чем и воспользовались приспешники.
Невозможно умолчать об исключительных заслугах Игоря Миронюка, близкого друга и однокурсника Деркача, с которым они вместе учились в Харьковском высшем военном командном училище ракетных войск, помощником которого он был в течение IV и VI созывов Верховной Рады Украины, который всегда был и остается постоянным куратором атомной отрасли. В то время Миронюк был стратегически пролоббирован Андреем Деркачем на должность заместителя Председателя Фонда государственного имущества Украины. Именно при содействии Миронюка в 2010 году и было передано 30% государственной собственности компании "Силовым машинам", под эгидой неэффективного управления основным пакетом акций ФГИУ.
Абоненты "Киевстар" и Vodafone массово бегут к lifecell: в чем причина
Фицо обвинил Зеленского в попытке подкупа, - Politico
Украинцам грозят штрафы за валюту: кто может потерять 20% сбережений
Пенсионеры получат доплаты: кому автоматически начислят надбавки
В 2018 году Правительство приняло решение о продаже остатков государственного пакета акций Института. Но за четыре года ФГИУ так и не смог организовать конкурс по продаже акций. С чем это связано, доподлинно неизвестно. Однако известно, что действующее руководство Института искусственно создавало бесконечные препятствия для проведения конкурса по приватизации - в основном путем постоянных обращений в Службу безопасности Украины, Минэнерго и другие государственные органы относительно запрета приватизации и непредоставления необходимой информации для организации конкурсной процедуры. Мотивация руководства понятна - остаться у руля без надлежащего контроля со стороны украинских акционеров и продолжать последовательное уничтожение Института согласно дорожной карты, также как упомянутые росатомовские "Силовые машины" - прямо заинтересованы в уничтожении такого знакового предприятия атомной энергетики, как, собственно, поступали со многими потенциальными конкурентами, действовавшими на территории Украины.
Напомним, что в СССР существовала сеть из нескольких проектных институтов, работавших как генеральный проектировщик ядерных энергетических установок, а именно: московское, ленинградское (санкт-петербургское), горьковское (нижне-новгородское), киевское и харьковское отделения "Атомэнергопроекта" и имели соответствующие компетенции по проектированию АЭС с использованием технологии ВВЭР.
В свете сегодняшней агрессии против Украины очевидно, что Россия имела и имеет постоянную цель уничтожения всех предприятий Украины, обеспечивающих функционирование атомно-промышленного комплекса Украины и, как следствие, - уничтожение энергетической независимости нашего государства, стратегической и перспективной отрасли, а также полная монополизация отрасли со стороны России.
Обычно российские инвесторы выкупали акции таких активов в момент так называемой "большой приватизации" в 2000-х годах и получали дальнейший контроль (или приводили к банкротству) над такими предприятиями, но из-за постоянной украинской бюрократии и коррупции вопрос растянулся во времени.
С Киевским отделением (сейчас - Киевский институт "Энергопроект", или КИЭП) этого не получилось. Жадность и желание заработать у Михаила Абызова была выше интересов России, поэтому он просто зарабатывал на Институте, используя его потенциал и ресурс для проектирования на российском рынке через свои компании. В 2017 году украинцам удалось выкупить все его акции, и на сегодня они находятся, по данным государственного реестра, в АО "Международная энергетическая компания" (резидент Украины) - конечный бенефициар Марк Дубовой.
Что касается Харьковского института, то "Росатом" планомерно за последние 10 лет смог нивелировать весь потенциал, в т.ч. ученый (а человеческий ресурс - самый ценный). Например, по данным из открытых источников доход Киевского института в этот период в 3 раза выше Харьковского, а персонала больше в два раза. Но весь процесс упадка ХИЭП был бы невозможен без соответствующего целенаправленного "управления". Гречко Александр Николаевич на руководящей должности в ХИЭП находится с 2017 года и упомянутые выше обстоятельства сложились при его прямом непосредственном участии. Без этого не произошло бы и сокращение программы проектных работ Института, и уже упоминавшихся выше нищенских зарплат персонала (кроме "приближенных" лиц, конечно!), и рассадника арендаторов в помещениях Института. Без участия Гречко невозможно было бы открыть в Украине филиал подсанкционной компании "Атомстройэкспорт" (дочернее предприятие "Росатома", уполномоченное работать с зарубежными заказчиками), находящийся непосредственно в здании Института до сих пор. Более того, даже кабинет этого представительства расположен на одном этаже с кабинетами руководства! А это уже не далекие 2000-е годы, это происходило в Институте после начала войны в 2014 году. АО "Газпромбанк" - один из владельцев "Атомстройэкспорта" - находится в подсанкционном списке Украины еще с 2015 года, как и ряд других росатомовских структур. Но это не мешает прямо связанному с ними предприятию все это время прекрасно себя чувствовать на территории стратегически важного для Украины объекта.
Учитывая, что такие предприятия, как ХИЭП, выполнявшие проектные работы, связанные с физической защитой ядерных установок, и которые должны иметь режимно-секретный орган (специальный отдел, работающий с документами под грифом "секретно" и "совершенно секретно"), вообще-то требуют особого режима безопасности и допуска, зато имеем факт наличия доступа в помещение Института фактически прямых агентов ФСБ РФ, которыми обязательно комплектовались все подобные российские представительства. То есть фактически в Институте, где кроме проектной документации (архив Запорожской АЭС, Южно-Украинской АЭС) хранятся еще и документы с государственной тайной, было развернуто представительство государства-агрессора, что может трактоваться как государственная измена со стороны тогдашнего руководства ХИЭПа.
Вспоминая все события марта 2022 года, связанные с захватом российскими ядерными террористами Запорожской АЭС, невольно возникают подозрения, что захватчики были как-то подозрительно ну о-о-очень осведомлены обо всем на объекте!
Но и это еще не все! Имея своего "агента" в стратегическом предприятии Украины, проектная документация продолжала максимально разрабатываться Институтом с использованием/применением оборудования и материалов российского производства, что давало научно-техническое обоснование основанному заказчику - НАЭК "Энергоатом" различными способами продолжать закупать оборудование российского производства.
Таким образом, Галущенко и Котин, через руководство Института, фактически прямо сотрудничает с государством-агрессором через компанию "Росатом", имея при этом в своем распоряжении документацию ядерных установок Украины и другие технические документы.
То есть с 2014 года по сегодня Россия имеет свободный доступ в здание стратегического предприятия Украины в атомной отрасли, и неизвестно, какое количество архивной документации за это время было изъято и сколько государственных тайн передано оккупанту. Понятно, что на март 2022 года оккупант уже мог свободно владеть материалами архива проектной документации, находящегося на оккупированной Запорожской АЭС. Но до этого это все годами прикрывалось со стороны деркачевской команды руками действующего руководства института - Александра Гречко. При этом с каждым годом Институт неизменно терял персонал и компетенции, что также вполне совпадает с политикой ГК "Росатом".
В конце 2021 года все же ГК "Росатом" потерял корпоративное управление 30% акций, по крайней мере официально (поскольку началась перегруппировка перед военной агрессией). Был сформирован новый Наблюдательный совет (в том числе с участием независимых представителей от государства Украина), который решил разобраться, что происходит с этим Институтом и почему с каждым годом финансовые показатели ухудшаются.
Понятно, что старый менеджмент на сотрудничество с новым Наблюдательным советом Института не пошел, саботируя все решения.
Как любой эффективный собственник, который заинтересован в развитии и устойчивой работе предприятия, Наблюдательный совет решил сменить руководителя на человека, который будет проводить работу в интересах собственников, в частности, от государства и отстаивать интересы Украины, в том числе по сохранению архива проектной документации и недопущения передачи его посторонним лицам. Через соответствующий конкурс был избран и назначен новый руководитель согласно уставу предприятия. На предприятие и рабочее место новому руководителю попасть не дали, документы для работы не предоставляются, на телефонные звонки в канцелярию и приемную руководителя не отвечают.
А с 9 декабря 2022 года распоряжением Кабинета Министров Украины №1125-р управление АО "Харьковский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт "Энергопроект" передано в сферу управления Министерства энергетики Украины, то есть к деркачевским Мартынюку - Галущенко! И, конечно же, ничего не изменилось, а наоборот, Минэнерго сразу начало отстаивать оставление в должности старого руководителя и продолжение разрушения Института. Понятно, что команда Деркача будет делать все, чтобы никто не узнал об их тесном сотрудничестве с государством-агрессором и других злодеяниях.
Этот кейс четко вписывается в выстроенную Деркачем схему по уничтожению энергетической отрасли Украины.
На всех ключевых должностях до сих пор находятся подконтрольные ему люди, которые в большинстве имеют российские корни и связаны между собой многолетними деловыми и родственными связями.
На фоне продолжающейся агрессии со стороны России, которая уже получила доступ к проектным тайнам нашего государства, или даже делает это прямо сейчас... энергетической отраслью руководит человек, который назначался на должность при содействии экс-главы ГК "Росатом".
И мы рассчитываем, что он допустит к руководству Институтом проукраинского руководителя?
Нет, он попытается его убить…