Украинское общество уникально тем, что оно за последние 30 лет несколько раз создавало такие шансы для экономического развития, которые другим обществам даются раз в 50-70 лет. К сожалению, надо признать, что эти шансы украинский истеблишмент с таким же уникальным умением спустил в унитаз, променяв добытый обществом потом и кровью шанс – на возможность личного обогащения. Коррупционные экономики очень выгодны развитым странам, поскольку дают возможность за счет личного стимулирования «вождей папуасов» использовать такие страны как сырьевые придатки.
Вызванный войной с РФ масштаб разрушений в Украине уже настолько колоссальный, что потребуются сотни миллиардов долларов на восстановление жилого, нежилого фонда, инфраструктуры, уничтоженного оборудования и производственных линий. С одной стороны – это уникальный шанс для построения экономически промышленного мощного государства с высоким уровнем сложности производств и экспортным потенциалом. С другой – возможность представителям нашего глубинного государства набить карманы себе лично за счет коррупционных доходов от распределения государственного заказа и созданием заведомо вредительских условий ведения в Украине любого бизнеса.
Будущие силуэты подходов экономической политики иллюстрируются, например, проектом Закона 7198 о компенсациях за порчу и уничтожение отдельных категорий объектов недвижимого имущества вследствие боевых действий. Абсолютно феерический шедевр законодательной мысли, предусматривающий, например – ограничение по компенсации домой в 150 квадратных метров (интересно почему, если у человека был дом в 200 квадратных метров, он должен получить за счет репараций дом меньшей площади), или принятие решений о компенсации специальными Комиссиями (не сильно понятна их функция – если уничтожен объект недвижимого имущества – любое БТИ констатирует факт его ликвидации, оценщик оценивает его стоимость в «самой справедливой» базе согласно с площадью, указанной в реестре недвижимого имущества и все – человеку обязаны компенсировать стоимость дома – какие еще нужны комиссии и зачем?), или предусмотрена возможность компенсации квадратными метрами или деньгами (понятно, что гражданам будут под всеми предлогами будут втюхивать квадратные метры непонятно где построенные придворными застройщиками, непонятного качества за бюджетные деньги – это ж бездонная кормушка!). Я уже не говорю о компенсации минимального ремонта поврежденного жилья, чтобы оно стало пригодно для проживания. Об этом нигде нет вообще ни слова.
Глава финансового комитета ВР Гетьманцев, например, в интервью РБК-Украина заявил, что «…Если речь идет о привлечении больших инвесторов из-за границы, они должны иметь какие-то льготы. Если речь идет об инфраструктурных проектах, наверное, здесь мы тоже должны рассмотреть такую возможность…» и там же следующее «…Мы ввели беспрецедентно низкий налог, мы отменили ЕСВ для "ФОПов", уплату единого налога для "ФОПов" сделали добровольной, убрали акциз на топливо. Какие еще льготы? Мы же не хотим совсем распустить страну. Война – это, наверное, самый дорогой процесс, который в принципе возможен, она требует огромных финансовых ресурсов. Их же необходимо где-то брать..». Приоритеты у нас налицо – иностранные инвесторы, которые будут восстанавливать инфраструктуру за счет репараций, конечно, должны иметь льготы, но отечественный бизнес мы льготами можем «распустить».
Направленность мысли наших законодателей ясна. Однако мы должны понимать несколько ключевых факторов, которые определят место нашей экономики на десятилетия в будущем:
Источники средств на восстановление. Этих источников не так много:
Во-первых, и в главных – это репарации. Арестованные активы РФ, государственных компаний и олигархов за рубежом – это серьезный источник ресурса, на который Украина и ее граждане имеют законное право. Однако, именно то, что объем этого ресурса очень велик даже для мировой экономики – обуславливает то, что прагматичный Запад нашим клептократам просто так его не отдаст. Это не жалкие пару миллиардов долларов на поддержание наших экономических штанов. Уже сейчас оценки нанесенного Украине ущерба от войны составляют сотни миллиардов долларов. Это, соответственно, огромные заказы на жилое, промышленное строительство и инфраструктуру. Я не понимаю, с чего наши коррупционные труженики глубинного государства решили, что именно им придется стахановски осваивать эти фантастические бюджеты? Условная страна, где арестованы российские активы на которые претендует Украина очень прозрачно намекнет, что дело с отчуждением этих активов пойдет гораздо быстрее в пользу Украины, если условная строительная компания из условной страны получит подряд, например, на восстановление дорог или мостов по европейским расценкам. Если нет – бюрократия и отчуждение активов – процессы сложные и могут занять годы. Которых у Украины нет. Почему кто-то думает, что будет иначе? Мир денег, особенно очень больших, никакой лирикой даже не пахнет. Конечно, наши коррупционеры будут доблестно бороться за проценты отката, но в итоге, стороны договорятся, вне сомнений. А Украина от этого получит мизерный экономический эффект.
Чтобы этого не допустить нам придется очень сильно напрячься, чтобы отстоять наш экономический интерес. Конечно, придется идти на уступки, но именно от степени этих уступок будет зависеть – используем ли мы шанс, за который наши соотечественники заплатили жизнями и сможем ли мы построить здесь страну, за которую нам перед ними не будет стыдно – или нет.
Во-вторых – поддержка западных стран. В этой ситуации мы очень зависимы и, соответственно, как страна-реципиент помощи будем вынуждены учитывать интересы тех стран, которые нам такую помощь будут предоставлять. Интересы, которые зачастую идут вразрез с интересами Украины. Поэтому подход такой – инвестиции в производство – да, кредиты для оплаты вашим же подрядчикам – нет (пример Китая в Африке, где китайские кредиты на развитие инфраструктуры осваиваются китайскими же подрядчиками, а сами кредиты погашаются поставкой полезных ископаемых – яркий тому пример).
В-третьих – собственные ресурсы. На них я бы не рассчитывал вообще, учитывая падение экономики и очевидный грядущий бюджетный кризис.
Внутренняя экономическая политика. Нужно быть реалистами – люди, которые сегодня определяют экономическую и финансовую, в частности, налоговую и таможенную политики – или некомпетентны или сознательно вредительствуют. Поскольку они – часть команды Президента, в обозримом будущем вряд ли стоит рассчитывать на их замену по следующей причине. На судьбу нынешнего Президента выпал вызов, ставящий под угрозу само существование нашего государства. Уже сейчас, независимо от исхода войны, можно сказать – что этот вызов он принял и идет через него очень достойно. Поэтому, невзирая на вой псевдопатриотов о зрадах (которые уже были и которые еще будут – с мирным договором или без него) – общество однозначно выдаст ему и его команде мандат доверия на следующих и парламентских, и президентских выборах. К сожалению, экономический блок его команды – в лучшем случае не способен, а в худшем просто сознательно убьет все возможности для качественного экономического рывка. Ведь объем накопившихся задач для упрощения ведения бизнеса у нас был достаточно велик и без войны – это коррупция, неэффективная судебная система, колоссальная налоговая нагрузка и затянутые до предела гайки в администрировании налогов и сборов. Если проблемы не решались до того, когда рейтинги и Президента, и правящей партии падали, то с чего они будут решаться, когда эти рейтинги взлетят?
И тем не менее основные приоритеты:
- реформа судебной системы;
В Киевской области достроят транспортную развязку на автотрассе Киев-Одесса
Зеленский подписал закон о лишении госнаград за пропаганду страны-агрессора
Украинцам обнародовали тариф на газ с 1 декабря: во сколько обойдется один кубометр
Водителям напомнили важное правило движения на авто: ехать без этого нельзя
- создание благоприятного инвестиционного климата – в частности - запрет проверок (налоговые, пожарники, охрана труда и подобное), упрощение налоговой системы, введение упрощенной системы налогообложения для компаний до 200 млн грн (например) и снижение для них ставки налога до 2%;
- монетизация всех льгот и выплат, в том числе компенсация разрушенного жилья (не надо никакого государственного строительства – только частное, отдайте пострадавшим деньги – пусть сами принимают решение что и где покупать – они имеют на это полное право);
- радикальное сокращение расходов на государственный аппарат;
- система льготного кредитования бизнеса, особенно экспортоориентированного;
- система государственных страховых выплат бизнесу за возможные разрушения вследствие будущей агрессии РФ и штрафных выплат по логистике товаров вследствие разрушенной инфраструктуры (даст возможность более уверенно чувствовать себя бизнесу в случае будущей агрессии со стороны РФ).
Структура экономики. Ключевой вопрос, на который до сих пор наше государство не ответило – какую страну в экономическом плане мы строим – что является нашими приоритетами. Многочисленные государственные программы даже серьезно рассматривать нет смыла – они полны деклараций и саботируются на среднем исполнительском уровне. Вместе с тем сама сложившаяся военная (или послевоенная) ситуация выталкивает нас в его решение:
Во-первых – развитие военно-промышленного комплекса. Мы должны понимать, что эта война с РФ не последняя. Мы живём рядом с врагом, поэтому должны всегда быть готовым к нападению до тех пор, пока он существует. Мы должны иметь максимально возможно замкнутый цикл производства необходимого вооружения, поскольку иначе будем зависимы от комплектующих стран, которые в день Ч могут выкручивать нам руки и обуславливать такие поставки собственными интересами за счет наших.
Во-вторых – обеспечение безопасности критических производств. Как показала война – на сегодняшний момент РФ может уничтожить практически любой промышленный объект на территории Украины. К сожалению, они сохранят такую возможность и в будущем. Поэтому для нас возможные пути – и создавать свои системы ПВО, и размещать критично важные производства в особых экономических зонах на территории соседних государств (в первую очередь – в Польше как стратегическом союзнике) и, по возможности, диверсифицировать их (лучше больше производств, но меньших, чем одно – но большое).
В-третьих – максимальная локализация производств, связанных с восстановлением зданий и инфраструктуры с прицелом на экспортоориентированность в будущем. На мой взгляд – это самый важная составляющая поскольку именно она способна стать локомотивом роста экономики. Мы должны на своей территории создать и отрасль строительных материалов, и отрасль машиностроения (в кооперации с западными странами – иначе мы просто не получим репарационные выплаты) – поскольку объем рынка в Украине будет достаточным для их загрузки – и на законодательном уровне локализовать и эти и смежные производства в Украине на уровне 80-90% там, где это технологически возможно. То же самое касается производств критичных групп товаров, таких как продукты питания и топливо. Ситуации, при которых репарационные выплаты на восстановление инфраструктуры и зданий не оказывают или оказывают мультипликационный эффект на экономику Украины (как например было с участием Onur в проектах «Велике будівництво») – должны быть пресечены. Рано или поздно такие отрасли как отрасль строительных материалов, машиностроение, инжиниринг – будут переориентированы на экспорт, поэтому должны изначально быть конкурентоспособными, а не просто использовать локализацию как бесконкурентную стратегию. Нужно понять – мы совершим экономический рывок только тогда, когда каждый потраченный доллар будет пронизывать нашу экономику вплоть до добычи полезных ископаемых, а привлекаемые ресурсы – идти на построение производственных мощностей и приобретение оборудования, а не оплату иностранным подрядчикам.
В-четвертых - максимальная диверсификация. Чем больше малых и средних бизнесов почувствуют мультипликационный эффект от каждого потраченного доллара – там более устойчивей будет наша экономика. Понятно, что это невозможно в капиталоемких отраслях, но там, где порог капитала для входа в бизнес небольшой – это должно максимально стимулироваться и на законодательном уровне, и на уровне реализации государственной политики. Именно для этого необходима программа беспроцентного бизнес-кредитования для предпринимателей, готовых принять на себя риск работы в Украине в предлагаемых условиях.
Скорость выполнения всех вышеперечисленных пунктов. Для получения репарационных выплат не нужно ждать и собирать весь ущерб – нужно подавать в международные суды уже те материалы, которые есть. Нам нужен источник финансирования, минимально зависящий от внешних акторов. Пока мы стоим с протянутой рукой – нам сложно что-то требовать, мы можем только просить и пытаться лавировать между внешними интересами и нашими собственными. Поэтому доступ к заблокированным деньгам нужен уже и как можно быстрее. Но что делать с этими деньгами, если общие экономические условия у нас так и не будут изменены? Это та домашняя работа, которую нужно было бы делать уже, но, к сожалению, – делать её пока некому.
За шанс стать свободной, экономически процветающей, сильной во всех смыслах страной, погибли и продолжают гибнуть тысячи наших граждан. Если вследствие коррупции и вредительства чиновников мы этот шанс не используем – следующее неизбежное столкновение с врагом может стать для нас фатальным. Очень хотелось бы, чтобы этот шанс, полученный такой страшной ценой, был использован для будущих поколений, а не упущен, как и многие до него.