Сейчас много говорят о кризисе коллективного Запада, об утрате политических амбиций Западной Европы, об утере мирового геополитического влияния США и смещении его в сторону Китая, о возрастании роли таких региональных игроков как Турция или Иран. Недавно мне случайно на глаза попалась карта возрастной структуры населения Европы, вот она (взято отсюда):
Глядя на эту карту, мне подумалось: а насколько такие глобальные изменения связаны с демографией?
Немного теории
Взаимоотношение геополитики и демографии довольно слабо представлено в современной социологии и политологии. В знаменитой матрице власти Майкла Мана выделены четыре главных источника и организации власти в человеческом обществе: идеологический, экономический, военный и политический (эта модель получила название ИЭВП). Как мы видим, демографический аспект здесь упущен, хотя такое упущение весьма странно, учитывая тот факт, что еще Фридрих Великий утверждал, что богатство государства заключается в числе его подданных. Любой правитель с незапамятных времен знал, что обширное население было одним из главных ресурсов для власти, и что демография, даже если самого термина в те времена и не существовало, оказывала существенное влияние, пусть и завуалировано, на военный и экономический потенциал государства.
Пожалуй «пионером-открывателем» в научном исследовании роли демографического фактора на геополитическую мощь страны можно считать одного из основоположников политической географии Фридриха Ратцеля. В своих работах он рассматривал влияние географической среды на развитие народа и государства, подчеркивал роль демографических и космических факторов. Кстати, именно Ратцель активно развивал теорию «жизненного пространства», разработав семь законов экспансии, будучи уверен в том, что «растущий народ нуждается в новых землях для увеличения своей численности». Эти взгляды были затем успешно использованы Гитлером для обоснования своих территориальных претензий.
Для анализа влияния демографического потенциала государства на геополитику, необходимо также ввести несколько дополнительных понятий. Когда мы говорим о положительном влиянии, то используется термин «демографическое окно» (еще его называют «окно благоприятных возможностей»). Во это время происходит омоложение населения и именно молодежь становиться самой многочисленной из всех возрастных структур, что приводит к увеличению рабочей силы (экономический потенциал) и годной к военной службе части населения (военный потенциал). Говоря о негативном влиянии демографической обстановки, вводят термин «демографический кризис», который является полной противоположностью первому. Такой кризис представляет собой массовое изменение численности населения, вызванное как убылью населения, так и перенаселением территорий.
От теории к практике
Что нам ярко показывает вышеприведенная карта? То, что население стран «старой» Европы стремительно, простите за тавтологию, стареет. Если дополнить картинку демографическими данными отсюда, то можно увидеть, что на 2020 г средний возраст населения Западной Европы перевалил за сороковник, для некоторых стан даже со значительным запасом, н-р в Италии он составляет 47 лет, в Испании – 45, в Германии и Греции – 46. Если сравнить эти цифры с данными для Турции или Ирана, со средним возрастом 32 года, то не удивительно, что политические потенциал первых затухает, а вторых значительно возрос. С этим, кстати, хорошо коррелируется выход Британии из «застойного болота» ЕС. Хотя тамошний средний возраст в 40 лет значительно больше, чем у той же Турции, но это все же намного лучше, чем у приведенных ранее стран.
Зрелость, а тем более старость, не любит бурных событий, ей не присущи бьющая ключом энергия и неукротимые амбиции молодости, она предпочитает пресловутую стабильность и спокойную сытую жизнь. Также поколение с устоявшимися жизненными взглядами значительно труднее поддается идеологической обработке, что необходимо при социальной мобилизации общества при «прорыве». Любопытно было бы посмотреть, как тот же Эрдоган продвигал бы свою идею Великого Турана, будь у него население такого же возраста как в Испании. На 2002 г, когда он пришел к власти ведь средний возраст в Турции был 25 лет, поэтому неудивительна открытость турецкого общества к новым идеям.
Или взять пример Японии. Ее экономическое чудо, начавшееся в середине 50-х годов, базировалось на среднем возрасте в 24 года на тот момент. Развиваясь с ежегодными темпами роста в 10%, страна просто-таки ворвалась на геополитическое пространство. Еще в начале 70-х годов в США серьезно опасались такого конкурента, Япония была в положении нынешнего Китая. Но сначала случился нефтяной кризис, затем произошло резкое старения населения (на 2020 г средний возраст – 48 лет, старение в 2 раза), и все, запал угас. Такого же развития событий в долгосрочной перспективе можно ожидать и для Китая. Политика реформ Ден Сяопина была успешной не последнюю очередь еще и потому, что в стране, благодаря демографическому окну, была масса молодой рабочей силы. Реформы начались в 1978 г и на тот момент средний возраст населения был 21 год! И он был ниже 30 лет вплоть до 2000 г. Но политика «одного ребенка» сделала свое черное дело и к 2050 г этот возраст будет уже 48 лет. К 2100 он достигнет 50, и к этому нужно добавить сокращение численности населения за этот период чуть ли не полтора раза, с нынешних почти 1,5 млрд до практически 1 млрд. Вряд ли при таком демографическом кризисе Китай выйдет (если выйдет вообще) в геополитические лидеры надолго. По-простому говоря, пупок развяжется.
При таком подходе, геополитические перспективы Индии выглядят значительно предпочтительней. Имея численность населения, сравнимую с Китаем, его средний возраст на данный момент на 10 лет моложе. К тому же стране не нужно опасаться демографического кризиса, наоборот она еще долго будет находится в окне благоприятных возможностей, население продолжает расти и уже к 2050 опередит Китай как минимум на 200 млн чел, а к 2100 и на все 600 млн. Штаты явно не дураки, стремясь всячески привязать Индию к себе, давая ей статус стратегического партнера. Это не только поддержка в противостоянии с Китаем сейчас, но и задел на далекую перспективу. Не мешало бы и Украине научится смотреть в будущее не на пару месяцев, а на десятки лет.
А что у нас?
В ISW зафиксировали высокий уровень дезертирства оккупантов
В Киевской области достроят транспортную развязку на автотрассе Киев-Одесса
Россия разработала план разделения Украины на три части и передаст это Трампу, - СМИ
Водителям напомнили важное правило движения на авто: ехать без этого нельзя
А у нас дела с демографией обстоят очень плачевно. Мы имели на момент получения независимости численность населения более 51 млн человек с неплохим показателем среднего возраста в 35 лет. Но за 30 лет мы бездарно растратили весь человеческий потенциал. По данным последней официальной переписи населения в 2001 г нас было уже 48 млн, а после событий 2014 г, когда от Украины оторвали немалую часть территории и населения, нас вообще неизвестно сколько осталось. Если верить данным «телефонной» переписи в 2019 г нас было чуть более 37 млн. Достоверность этих данных подвергается большим сомнениям, к тому же от этой цифры нужно отнять огромное количество наших граждан, выехавших на заработки за границу. По оценкам Международная организация по миграции эта цифра достигает 3 млн. человек. И как можно предположить, выезжают на заработки отнюдь не пенсионеры, а люди наиболее трудоспособные, по тем же оценкам не менее трети в возрасте до 35 лет.
Добавим к этому просто ужасающую тенденцию к вымиранию, наглядно видную на графике (взято отсюда):
Не зря же в аналитическом докладе ООН в прошлом года признали: «Населення України скорочується одним із найшвидших у світі темпів… Низький коефіцієнт народжуваності, високий рівень смертності та постійний ріст рівня зовнішньої міграції руйнують людський капітал України, а отже й основу для сталого розвитку».
Это не просто демографический кризис, это - демографическая пропасть. Такими темпами мы к 2050 г потеряем еще 7-8 млн человек, а по прогнозу национальной академии наук к 2100 мы вообще утратим половину населения страны. И это без всяких полномасштабных войн с Россией. Хочется спросить нашу правящую «элиту»: вы кем управлять-то вскоре будете? Подобный вопрос нужно задать и нашим «дорогим» олигархам: вы на ком наживаться собираетесь? В стране с населением млн в 20 и где 2/3 будут нищими пенсионерами? Или после нас хоть потоп? Не менее явный вопрос можно адресовать и всему украинскому обществу: устраивание бесконечных срачей по поводу очередной мелочной «зрады/перемоги» или кто на каком языке что сказал или написал – это вот впрямь жизненно важно для существования нашей страны? Более насущных проблем нет? Украина вымирает в буквальном смысле этого слова. Нам можно забыть даже о намеках на геополитические перспективы, реальный государственный суверенитет и политическую самостоятельность от внешних игроков. У нас практически не осталось потенциала для этого, если не будут предприняты на государственном уровне срочные и действенные меры по выходу из демографического кризиса.
Меры эти достаточно известны: увеличение денежной поддержки от государства на рождение детей, установление налоговых льгот для семей с детьми (наподобие child credit в США), предоставление беспроцентных или низкопроцентных ссуд родителям на покупку жилья, взвешенная иммиграционная политика (наподобие канадской), и т.д. В этой связи введение экономического паспорта на ребенка можно только приветствовать, хоть дно хорошая идея от нынешнего президента. Но прежде всего нам в обществе необходимо осознать жизненную важность человеческого капитала и перестать настолько наплевательски к нему относится на всех уровнях, начиная от семьи и заканчивая государством.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Рекомендуем к просмотру беседу Юрия Романенко с философом Сергеем Дацюком о международной ситуации вокруг Украины.
Также рекомендуем прочитать или просмотреть беседу Юрия Романенко и Павла Щелина из цикла "Мегатренды", посвященную демографии. См. Глобальные мегатренды: Демография. Беседы Юрия Романенко с Павлом Щелиным