Обострившаяся со­­ци­­аль­­но-поли­­ти­­ческая си­­туа­ция в Украине, спровоцировала в стране рост количества различных протестных акций, пикетов и митингов. Протест — как средство до­­сти­­жения политической или биз­­нес-цели — стал популярным инструментом в руках политиков и «решал».

«Сегодня» решила заглянуть за кулисы этого действа и узнала реальную технологию организации таких мероприятий за деньги и цену вопроса.

Цена вопроса: $10 тыс.

Макитра отмечает, что «рабочий день» митингующего стоит 100—300 грн. «Это массовка. Сколько получает «бригадир», зависит от его дипломатических способностей», — пояснил эксперт.

Источник «Сегодня» добавил, что частенько «бригадиры» для увеличения своего дохода недоплачивают людям или «рисуют» заказчику завышенные расходы. А выкроить себе бонус есть на чем. «Звук стоит около $500, ведущий митинга — $100, охрана — по 500 грн человеку, нужно человек 10», — отметил источник. В результате бригадир зарабатывает в зависимости от масштаба протеста от нескольких тысяч гривен до нескольких тысяч долларов. «Если митинг полностью проплаченный, он будет стоить около $10 тыс.», — рассказал Макитра.

На сборы — всего одни сутки

По словам экспертов, организовать митинг численностью до 1 тыс. человек можно всего за сутки. «Это достаточно реально, все упирается в то, как быстро заказчик найдет «бригадира», у которого есть база контактов», — говорит Макитра.

Если акция организована с привлечением админресурса, то на это может уйти неделя.

Но и отличить фейковый митинг от идейного достаточно просто. «Если на митинге присутствует только одна социальная группа, например, студенты или парни в спортивных штанах и кроссовках, то, скорее всего, работал один «бригадир», который успел собрать только этих людей», — пояснил Макитра.

Кроме того, если плакаты и баннеры митингующих людей выполнены в одной похожей стилистике, это также может указывать на то, что акция заказная и подготовленная.

Для эффекта нужна драка

Макитра отмечает, что для достижения максимального эффекта от митинга нужна идеологическая подоплека на злобу дня. «Полностью проплаченные акции выполняют лишь точечные задания: заблокировать объект, заставить конкурента пойти на переговоры. Чтобы достичь массового социально-политического эффекта, нужна идеология», — говорит эксперт.
Вавилов добавляет, что без традиционной атрибутики массовых собраний — никуда. «Используются спиннинги с флагами для визуального увеличения количества людей. Митингующих со спиннингами расставляют на расстоянии 1—2 метра друг от друга, и это дает эффектную картинку. Обязательно должен быть громкоговоритель, а еще лучше — колонки и сцена. Люди должны быть в агитационных футболках или накидках в одной цветовой гамме — это бросается людям в глаза. Обязательно должен быть спикер, который выступит на сцене и для СМИ. Есть на каждом мероприятии и режиссер. Он стоит в углу с телефоном, не светится, но контролирует процесс, например, может переставить людей, — пояснил Вавилов. — Максимальный эффект дает драка или провокация. «Провокатора» могут одеть в жилетку конкурента: он выходит к толпе и бьет кого-то. Это сразу камеры, фотографии, а грамотные пресс-секретари сделают хороший пост-релиз. То есть нужен перформанс».

Митинги: от денег до идеи

Популярні новини зараз

"З глузду з'їхали": Буданов висловився про удар баллістикою "Кедр" по Дніпру

Аудит виявив масові маніпуляції із зарплатами для бронювання працівників

Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада

На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса

Показати ще

По словам политтехнолога Ярослава Макитры, существует три вида митингов. «Первый — проплаченный, или мотивированный митинг, — поясняет эксперт. — Ставится понятное задание: сколько должно быть людей, и организовывается пул медиа, которые должны его освещать. Главная задача — найти людей. Если подходить к вопросу профессионально, то на рынке есть личности, которых условно можно назвать «бригадирами». Они действуют через различные общественные организации и могут быстро собрать нужную группу людей. Особенно это распространено в различных студенческих организациях. Кстати, именно поэтому на разных митингах можно увидеть одних и тех же людей».

В свою очередь политконсультант Владислав Вавилов отмечает, что к услугам «бригадиров» прибегают не всегда. «В каждой партии есть ответственные за сбор людей — их еще называют «лидеры мнений». Это может быть, например, какая-нибудь бабушка, которая контролирует свой дом. Плюс, если партия провластная, можно использовать административный ресурс: например, «напрячь» ректоров вузов, которые обеспечат явку двоечников, должников и других. Подтягивают также союзы ветеранов, пенсионеров и различных ассоциаций, которым нужен повод для общения с прессой», — говорит Вавилов.
Второй вариант митинга — идейный. «Когда люди действительно собираются сами, а политики просто этим пользуются: подключаются и помогают. Тут, как правило, нет подготовленного сценария», — поясняет Макитра.

Наконец, третий тип — это симбиоз между проплаченной и идейной акцией. «Он не базируется исключительно на финансовой составляющей, а организовывается вокруг определенной проблематики. Идет агитация среди целевой группы, например — пенсионеров, распространяются листовки. В итоге люди сами выходят на митинг, но к ним примыкают и проплаченные активисты. И тогда картинка выглядит приличнее», — говорят эксперты.