Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект «О валюте». Документ призван упорядочить валютное регулирование в стране, которое на сегодня определяется декретом правительства от 1993 года.
Законопроектом предусмотрена существенная либерализация валютного рынка Украины, но при этом в нем заложены довольно серьезные риски.
«Апостроф» проанализировал основные достоинства и угрозы принятого документа.
Верховная Рада 17 мая приняла в первом чтении законопроект «О валюте». Документ должен заменить собой весь массив нормативных актов, касающихся валютного регулирования в Украине. На сегодня главным таким актом является декрет Кабинета министров «О системе валютного регулирования и контроля», который был принят в далеком 1993 году.
Инициатором нового законопроекта о валюте является президент Петр Порошенко, который отметил, что после принятия документа все, что не запрещено, будет разрешено. Самой же разработкой законопроекта занимался Национальный банк Украины.
Что нового
Одно из новшеств законопроекта – отмена индивидуальных лицензий для инвестирования за рубеж. Сейчас украинцы должны получать от Нацбанка разрешение на осуществление таких операций. Даже после значительной либерализации, проведенной в 2017 году, наши граждане получили возможность выводить за границу до $50 тыс., но для этого они должны получать от регулятора электронную лицензию, которая действует по уведомительному принципу. После вступления в силу закона о валюте требование о получении такой лицензии будет упразднено.
Также немаловажным моментом является предложение отменить контроль за мелкими валютными операциями. На сегодня рассматривается возможность освободить от финансового мониторинга все валютные операции на сумму до 150 тыс. грн.
Законопроект, кроме того, предусматривает существенную либерализацию для субъектов внешнеэкономической деятельности (ВЭД) – импортеров и экспортеров. Так, снимаются ограничения по срокам для расчетов по операциям ВЭД. В связи с этим упраздняются санкции за несоблюдение сроков таких расчетов, что могло повлечь за собой даже прекращение внешнеэкономической деятельности.
По словам директора экономических программ аналитического центра «Украинский институт будущего» Анатолия Амелина, законопроект хорош, прежде всего, тем, что он актуализирует документ, который был принят в начале 1990-х годов.
«Но мы говорим о первом чтении, и выводы можно будет делать, когда будет текст второго чтения», — при этом отметил эксперт в комментарии «Апострофу».
В свою очередь, член исполкома Украинского общества финансовых аналитиков Виталий Шапран сказал изданию, что принятый за основу законопроект «обобщает практику валютного регулирования, которая сложилась за период независимости Украины, и выводит ее из-под декрета Кабмина».
С этим согласен финансовый эксперт Алексей Кущ. «Основная функция – прекращение действия декрета о валютном регулировании и перенос всех регулятивных вопросов в ведение Национального банка», — сказал он «Апострофу».
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
Однако кто выиграет от принятия этого закона в первую очередь?
Виталий Шапран отмечает важность документа с точки зрения либерализации операций населения с валютой за рубежом. «К сожалению, много кто из украинцев законодательство, предусматривающее получение валютных лицензий, не соблюдал, люди открывали счета за рубежом без индивидуальных лицензий НБУ. Как показала практика, нарушая наше законодательство, наши граждане отрезали себе путь к судебным спорам с зарубежными банками и инвесткомпаниями. Принятый закон фактически упорядочивает этот вопрос и должен улучшить правовые позиции граждан, имеющих активы за рубежом», — пояснил специалист.
В свою очередь, старший аналитик Forex Club Андрей Шевчишин полагает, что «категорических изменений» для населения этот закон не принесет.
«Да, мы переходим в зону либерализации, более эффективного курсообразования, но для населения категорических изменений не произойдет, кроме некоторого упрощения операций купли-продажи и, соответственно, использования различных (платежных) систем, в том числе глобальных», — рассказал он.
По словам Шевчишина, в большей степени законопроект нацелен на компании и иностранных инвесторов – «для повышения инвестиционной привлекательности страны, более прозрачного входа и выхода инвестиций и, в связи с этим, регулирования рынка».
При этом у законопроекта есть и серьезные минусы.
«Данный закон, который называют президентским, с одной стороны, убирает большое количество регуляций, которые прописаны в декрете, с другой стороны, наделяет правом эти регуляции усиливать и на свое усмотрение устанавливать Национальному банку без каких-то жестких ограничений. Исходя из формы, все выглядит, конечно же, либеральнее, чем было, но, исходя из сути, это – усиление президентской ветви власти (глава НБУ утверждается Верховной Радой по представлению президента, – «Апостроф»), можно в какой-то степени сказать, что независимости Национального банка, но независимости еще и президента от исполнительной ветви власти, которая потенциально может быть балансиром. Соответственно, если у нас будет хороший – профессиональный, стратегический, насколько это возможно независимый – глава Национального банка, данный закон очень в плюсе. Если же у нас будет марионетка в руках не самого хорошего лидера страны – у нас в 2019 году выборы – то это будут риски для экономики», — рассказал Анатолий Амелин.
По мнению Андрея Шевчишина, наверняка останутся ограничения по «движению внутреннего капитала», что не позволит украинцам осуществлять масштабные инвестиции за рубежом (на сегодня граничная сумма таких инвестиций составляет $50 тыс.). Кроме того, отметил эксперт, НБУ будет иметь право вводить ограничительные меры на валютном рынке в случае возникновения кризисных ситуаций.
Алексей Кущ, в свою очередь, обратил внимание на то, что регулятор будет наделен правом вводить подобные ограничения на шесть месяцев, и такие меры могут оказаться даже более жесткими, чем во время экономического кризиса 2014-2015 годов.
Кроме того, по его словам, в соответствии с законопроектом, НБУ должен разработать всю нормативно-правовую базу, которая будет регулировать валютные операции. «По сути дела, этот закон – кот в мешке, и мы даже не знаем, что Национальный банк разработает. Может быть, он предложит нечто более жесткое, чем было в декрете – от этого никто не застрахован», — заявил специалист.
Кроме того, либерализация не заработает в полной мере, пока Украина не перейдет на международные стандарты валютного и налогового контроля. Украина должна до конца 2018 года подписать Многостороннюю конвенцию (MLI — Multilateral Instrument), так как в противном случае страна может угодить в «черный список» налоговых убежищ ЕС. MLI является соглашением, присоединившись к которому страна получает возможность одновременного внесения изменений во все или некоторые действующие Конвенции об избежании двойного налогообложения. Это соглашение является частью Плана действий BEPS (Base erosion and Profit Shifting) по противодействию размыванию базы и выводу прибыли из-под налогообложения.
«Эти стандарты очень жестко бьют по большому бизнесу, они заставят наших олигархов платить налоги. Поэтому сегодняшней власти принять эти стандарты – все равно, что выстрелить себе в ногу. Я думаю, что до выборов этого ждать не стоит», — прогнозирует Алексей Кущ.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, страницу «Хвилі» в Facebook.