Пришла пора рассказать и о дальних китайских поездах. Нет, не скоростных,  а совершенно обычных, простых. Таких, как наши Москва — Омск или, скажем, Новосибирск — Иркутск. Какая там передвигается публика? Что делает в долгой дороге китаец? Как себя ведёт, какие у него привычки? Как организован быт китайского поезда? Что видно из окна?

Первая часть, посвященная поездке на скоростном поезде из Шанхая в Пекин здесь
Дальних поездов там, прямо скажем, немало — ведь Китай весьма большая страна. Не Россия, конечно, но тоже немаленький по территории. Есть там поезда и на двое-трое суток пути. А мы сейчас проедем на поезде К56 от приморского Шанхая до маньчжурского Харбина — 32 часа и 2560 км с юга на север, пересечём великие реки Китая и посмотрим на Поднебесную с непарадной стороны. Да-да, она разная. Часто выбивается из газетного шаблона и из наших традиционных представлений. Кроме того, мы почти ничего не знаем про тамошние простые поезда — ведь они заслоняются мощной медийной картинкой высокоскоростных экспрессов. А ведь 80% поездов в Китае — не быстрые белые с хищно-зализанным профилем, а самые что ни на есть обычно-кондовые, спальные.

Первая часть посвящена вагону поезда, разным деталям и бытовой стороне передвижений.

Сразу оговорюсь, что конкретно на этот дальний поезд билеты брали не на вокзале, а через интернет и своих китайских визави в Шанхае, по китайской же карте UnionPay. Почему? Да на всякий случай перестраховались — билеты на популярные направления там разбирают быстро и была немалая вероятность, что в ходе составленной программы будет обидный сбой, если мы об этом не позаботимся. А хотелось взять в купейный вагон и так, чтобы у нас было пол-купе в середине вагона, верх/низ. Кстати, за 2 дня до отправления нужных нам билетов уже не было. Так что не зря суетились заранее. Пришлось также отправлять для покупки сканы загранов.

Цена купейного билета от Шанхая до Харбина — 734 юаня, или около 3650 р. на наши. Верхняя полка — на 18 или 20 юаней дешевле. Для Поднебесной — относительно немаленькая сумма. Однако, на удивление, когда мы сели в поезд — вагон всё равно был заполнен на 100%. Расстояние маршрута эквивалентно сообщению Москва — Омск, и сейчас за этот отрезок РЖД просит в купе по июньскому тарифу 6715 (минимум, пассажирский) — 10068 руб. (максимум, фирменный). То есть, китайские тарифы-аналоги на дальние расстояния в 1,9 — 2,8 раза подешевле наших.

2. Наш отправной пункт — вокзал Шанхай-Главный. Это нормальный городской вокзал, не скоростной монструозный Хунцяо, и находится он относительно близко к центру, а не на окраине. Прибываем сюда за 50 минут до отправления, памятуя о непростой процедуре посадки.

3. О процедуре посадки и её этапах я уже писал довольно подробно, повторяться не буду. Мы проникли в вокзал, просветились на входе и теперь идём по коридору, выискивая свой зал ожидания, где будет посадка на наш К56. Залов ожидания тут около десятка, с каждого — посадка на свои поезда.

4. Вот и наш зал. Заворачиваем, на К56 уже столпилась неслабая очередь. Посадку только что обьявили, и китайцы несутся в неё вставать, некоторые чифанят прямо на ходу, по своему обыкновению.

5. Количество садящихся и их шустрость нас в первый момент несколько подавили, но мы взяли себя в руки и бочком протиснулись с соседнего прохода в начало. Нас вежливо пропустили — лаоваи* же, бедные белые обезьянки, их надо пожалеть.

6. Прошли через терминал, суровые китайские железнодорожники проткнули наши билетики, теперь можно спускаться на перрон, с 3-го яруса «трёхслойного бутерброда» на 2-й. Поезд подали под загрузку, до отправления — 17 минут.

7. Проходим китайский плацкарт. Про него я ещё отдельно расскажу, одна из семи поездок у меня была именно на таком, а сейчас просто поглядите. Полки в три яруса, боковых же нет — там откидные сидушки. Над проходом — багажный уровень, для сумок. Застилка полок у китайцев даже в плацкарте предварительная, сам китаец в поезде ничего не застилает (и не собирает при выходе). ЖК-экраны для трансляции всяких говнофильмов в пути сейчас висят и в плацкартах, не только в купе.

8. А вот и наш 8-й вагон. Проводник у вагона всегда стоит на одном и том же определённом месте, справа или слева, в шаге от пассажирского прохода — у них нет таких демократических вольностей, как у наших. Именно всегда — никуда не уходя с него во время стоянки. Очень смутила лента между вагонами, я так и не понял, для чего она. Может, кто пояснит.

Поезд категории К — простенький межрегиональный. Это не щегольский Z и не скорый T, поэтому я с некоторым смущением ожидал, какой же вагон какого качества и чистоты нам попадётся. Снаружи вагончики были вполне чистые, нестарые. А внутри?

9. Однако и внутри всё было очень достойно и чистенько. Примерно на уровне нашего хорошего фирменного поезда. Всё уже заранее застелено, на мягких подставках для спины даже кружева есть. Вверху — ЖК-экран. По планировке и по размещению деталей вагон был очень похож на аммендорф, однако с несколько суженным проходом, но зато с чуть более длинными и широкими полками внутри купе. Одеяла были уже заранее вдеты в пододеяльники, прям как дома. Бельё там — везде белое.

Популярні новини зараз

На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса

Росія розробила план поділу України на три частини та передасть це Трампу, - ЗМІ

Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна

Водіїв штрафують за номерні знаки: хтось може потрапити майже на 1200 гривень

Показати ще

10. Сразу бросилась в глаза чисто китайская фича — в каждом купе стоит казённый термос (в центре). Там — вода примерно с температурой 60-65 град., подходящая для заварки ихних чаёв. Я попробовал было заварить чёрный, но не вышло — он недозаварился. Зато всякие зелёные и цветочные местные завариваются как раз хорошо.

11. Как отправились, пришёл проводник, забрал билеты и выдал нам путевые карточки… с видами русского православного собора! Вот это номер! Это разьяснилось быстро: поезд был харбинского формирования, а Софийский собор — главный символ города Харбина, он там у них везде, даже на знаках над автострадами. Но о Харбине позже, в своё время, про это я ещё расскажу.

12. В проходе поезда после отправления. Китайцы — чатоманы, игроманы, разговороманы, они много общаются по своим лопатникам-смартфонам, почти везде в зоне прохода поезда есть приём местных операторов. Вагон — на удивление чистый, с весёленьким ковриком на полу.

А к нам соседями села степенная пожилая пара, в районе 60 лет. Как выяснилось утром, она — учительница математики, а он — какой-то то ли автомобильный инженер, то ли завгар. Впрочем, об этом ниже.

13. Поскольку мы выехали уже в темени, я дождался города Нанкина, затем в районе 11 вечера мы пересекли мостом огромную Янцзы с десятками светящихся судов под нами, и сразу после неё я лёг спать, поставив будильник на 6 утра. На фото — пустой Нанкинский вокзал. Пустой — не потому, что нет пассажиров, а потому, что платформы — это закрытая зона.

14. Лампочка над подушкой сделана в самолётном варианте — «глаз» вертится в разные стороны. Я нашёл это более удобным, чем стационарный светильник.

15. Встал утром в шесть, для обследования вагона в тишине, и к вящему удивлению обнаружил, что чуть ли не полвагона уже бодрствовало. И наши соседи тоже. Китайцы рано ложатся и рано встают, у них дневной цикл сдвинут к утру. Ну ладно, чего. Попил с утреца своей любимой грушевой водицы и пошёл смотреть вагон поподробней.

16. Полка соседей. В вагоне есть вешалки на каждого, однако, что интересно — в комплект белья никогда не входит полотенце! У соседей висит своё, а мы-то не знали про такой нюанс. Так что вытираемся разовыми салфетками. Возле вешалки — выключатель света, регулировка жк-экрана, и подставки для залаза на верхнюю полку. Вроде всё как в аммендорфе, места под девайсы совершенно те же, но вся фурнитура иная.

17. Вид с моего места на купе и проход.

18. Ну что ж, пойдём посмотрим сам вагон.

19. Розеток в проходе две и ровно на тех же местах, что и в аммендорфе, в связи с чем у меня закралось подозрение, что Китай строит свои вагоны по ГДР-овской схеме и они явно братья по планировке. Окна сейчас китайцы тоже — как и РЖД — массово закрывают, увы, ставя кондишены. Идеология «консервной банки» побеждает и у них.

20. Боковые сидушки в проходе обёрнуты в чехлы. Нормально — запачкали, снял, сменил, старое выстирал.

21. Замки в купе тоже знакомые. Легендарный трёхгранник.

22. Что касается курения в дальних поездах, то китайцы курят много. Курят в тамбурах, а поскольку у них межвагонные проходы почему-то всегда держат открытыми, то дым тянет и в вагоны, и даже иногда можно почувствовать слабый запах в купе, если там стоит 3-4 курильщика.

23. Вот иллюстрация открытого межвагонного прохода. Почему у них сложилась такая система, даже не знаю. Двери открыты всегда, и днём и ночью. Удобно буфетчицам и пассажирам с кучей вещей — не надо открывать-закрывать на пути десятки дверей.

24. Проводник в китайском поезде — человек одновременно счастливый и несчастливый. Несчастливый тем, что в его распоряжении есть только малюсенькая сидячая каморка, а не целое спальное купе для отдыха, как у наших. Также у них гораздо более строгие инструкции, чем у наших, им больше приходится бегать, застилать-расстилать, много убирать (ведь среди пассажиров много нерях) и так далее. Я несколько раз наблюдал, как они ночами дремлют сидя, было даже несколько жалко их. А счастливый — потому, что он входит в «пенсионную четверть», то есть в те 25% счастливцев, которые охвачены пенсионным обеспечением. Кроме того, проводник после какого-то стажа имеет право поступить и бесплатно учиться в ведомственных вузах, так что у него есть шансы и на социальный лифт с продвижением выше.

25. Рядом с каморкой проводника — непременная поилка, важная часть китайского образа жизни. В ней точно такая же вода, как и в скоростных поездах — 60-65º, ею китайцы наполняют свои столбики-термоса. Увы, не 95º, как наш кипяток, так что крупнолистовой цейлонский чай хер получится заварить.

26. В поилке — следы цветочных заварок. Китайцы же… обронят, высыпят и пойдут дальше. Проводник уберёт, он обязан следить.

27. Вместо спального купе проводников нашего вагона, у китайцев — своя особенность. На том месте у них расположено умывальное купе на три места и два стоячих «накрасочных» с зеркалами (левей обреза кадра). Наличие такого купе сильно разгружает туалеты, в которых они только справляют надобности. То есть, процесс умывания и процесс справления у них разделены. Относительно накрашивания и прихорашивания, китаянки сильно не комплексуют и делают эти дела в умывальном купе. В это же время тут одновременно может умываться и китаец. Или бриться, например — розетки тут тоже в наличии.

28. Умывальные точки поближе.

29. Теперь давайте пройдем и в толчок, ибо какой же блогерский рассказ без наличия сраного толчка? Иначе это вовсе и не рассказ, а манная каша какая-то. Китайские поезда и тут заметно отличаются от наших — со стороны проводника у них расположен туалет с классическим сидячим унитазом, а со стороны IX купе — туалет с толчком-очком, где сидят на корточках.

30. «Туалет» продублирован и на английском 🙂

31. Умывальник тут малюсенький, т.к. есть же умывальное купе. Если кто-то начинает тут фыркать и умываться, то китаец, ожидающий очереди, может и сердито толкнуть в дверь, что за херня? В толчке надо заниматься конкретными делами, а не умываться.

32. А это очко. Безо всяких «био» и прочих излишеств, тоже на рельсы.

33. Со стороны двери в туалете сеточка для мобильников и смартфонов. Там же всё время лежит и разовое мыло. Один использовали — проводник несёт новую таблетку.

34. Ну ладно, хватит о низком. Вот мы подъехали к очередной станции. Остановок у поезда много, это же простой К. Вокзалы на пути очень неинтересные, унылые — просто функциональные стеклобетонные коробки. Аутентичные старые давно уже почти везде снесены, там у них с этим делом просто, не как у нас.

35. Проводник проверяет билеты вошедших.

36. Расположение купе и мест — тоже аналогичное нашим, так что нечетные внизу, чётные — вверху. Только что нет полукупе с №37 и 38, там широкое умывальное купе, которое забрало часть потенциального места и от каморки проводника.

37. За окном (крайний юг пров. Шаньдун) — опять странный китайский феномен «пустые дома навырост».

38. Линия ж/д вся поголовно ограждена. Вся. Даже где пусто, и где она не скоростная. Так что по путям не походишь — сразу заметут.

39. В районе семи утра в вагон проникли сильные рисовые запахи. Это что ещё такое? А, вон что: прибыл передвижной китайский завтрак!

40. Идёт тетенька со специальным аппаратом, наполненным горячей рисовой кашей, и раздаёт её всем желающим. Черпает поварёшкой и разливает. Тарелка вроде 3 юаня (15 руб.), копейки. Или 4, я уже подзабыл. Что интересно: как только рисовый запах заполнил вагон, все сразу начинают просыпаться и выглядывать головами в проход. Кашу берёт как бы не каждый второй, это реально массовый у них продукт.

41. Взяли каши и наши соседи, отчего купе наполнилось запахом риса. Кроме рисовой каши, можно ещё взять набор с более капитальной едой, что-то типа горячих тушеных баклажан с соевым соусом, к которому прилагаются палочки. Вообще, запах в китайском поезде специфический и очень похож на запахи скоростного поезда — ведь образ питания у них одинаков, несмотря на сильное различие в достатке.

После завтрака все стали добрые и умиротворённые, и я попытался пообщаться с соседями, используя как посредника планшет с китайским гуглопереводчиком. Поскольку я не знал, как вводить туда ероглифы, то общение было односторонним — я показывал вопрос с переводом, они пытались жестами показать ответ, а если не получалось — то я подбирал слова наудачу, а они смотрели и соглашались или нет. Ну примерно как в детской игре «теплей-холодней». Так я выяснил их профессии — соседка оказалась учительницей математики на пенсии, а сосед — автоинженером или завгаром, что-то из этой оперы. Когда узнали, что я из России (Иван в это время ещё дрых на верхней полке и участия в общении не принимал), то сосед вдруг вспомнил три русских слова — «конечно», «давай» и «спасиба». Харбинцы же. Точней, они были из какого-то дальнего пригорода Харбина. Правда, фотографироваться они не стали, ну да ладно.

42. Потом они меня угощали содержимым пакетов из их продуктовой сумки. Любимым досугом в поезде (кстати, не только у них) оказалось лузганье тыквенных семечек, пропитанных какой-то сладковатой хренью. Насыпали и мне, и я вместе с ними лузгал семки, с полчаса, попутно пытаясь общаться через планшет. Потом ещё угощали, какими-то сушеными фруктами, а потом орехами, и опять пропитанными чем-то ихним. Дружелюбные, улыбчивые собеседники, также любят угощать соседей, как и сибиряки у нас… жаль только, с языком большая засада.

43. Вот примерно так подбирал слова (это снимок с мартовской поездки в поезде СПб — Мск, когда я ехал с двумя японками в купе). Замените японский на китайский — вот так и пробовали. Вообще, конечно, языковой барьер в Китае — очень серьёзная штука, так как иностранные языки там знает очень узкий слой столичных жителей или приморских провинций, связанных с бизнесом-туризмом, а подавляющее большинство не знает и «ван, ту, фри», а знает только китайские числительные и слова.

В целом, поездка на поезде оказалась чрезвычайно интересным и познавательным занятием. И без этого суматошного прыгания по дюралевым баклажанам, без кузнечиковой спешки.

*лаовай — иностранец (немного снисходительный оттенок слова; есть и другое, нейтральное)

Далее расскажу вам о китайских пейзажах по пути — как выглядит непарадная Поднебесная из окна простого поезда.

Источник: periskop