20 мая 2019 Владимир Зеленский официально занял пост президента, принял присягу и провозгласил инаугурационную речь. Необходимость изменений в судебной системе была прописана еще в предвыборной программе кандидата в президенты Зеленского. Прошел год. Что удалось народному президенту реализовать?
Об этом сообщает Украинская правда, передает «Хвиля».
В программе сказано, что после его прихода к власти суды "перестанут быть прислужником у президента, правительства, парламента или местной власти, а новая власть вернет доверие и уважение к суду".
Более того, кандидат Зеленский поддержал реформы правосудия, которые предусматривали конкретные шаги как для обеспечения независимости судебной ветви власти, так и для перезагрузки органов судейского управления, ответственных за подбор, оценку и увольнение судей.
В цивилизованных странах предвыборные программы и обещания являются хорошим инструментом прогнозируемости будущей политики и предохранителем от их резкого изменения. Но не у нас, где обещания и тексты предвыборных программ обычно ими и остаются.
Кроме тезисов предвыборной программы и публичной поддержки Повестки дня реформы правосудия, Зеленский давал и другие обещания:
- о еженедельных увольнениях негодных судей;
- о наборе до конца 2019 более 2000 новых судей обновленной Высшей квалификационной комиссией судей;
- об уточнении подсудности Высшего антикоррупционного суда;
- о запуске нормальной судебной реформы и то, что все украинцы увидят перезагрузку судебной системы.
Начавшаяся президентом Зеленским реформа органов судебной власти с самого начала имела недостатки. Об этом говорили как общественные активисты, так и Венецианская комиссия, но далеко не все из замечаний были учтены.
И принятый закон все равно не помешал ВРП исказить его суть и утвердить такую редакцию Положения о конкурсе для новых членов ВККС, которая нивелировала участие международных экспертов.
В финале судебная реформа Зеленского провалилась и была признана частично неконституционной. С условно положительного можно разве что вспомнить о прекращении полномочий старого ВККС.
Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні
Можем ли мы говорить об обеспечении новой властью независимости судей от так называемых кураторов, от имени Администрации (теперь уже Офиса) президента, которая всегда осуществляла неформальное управление в нужных делах? Вопрос риторический.
Ярким примером этого является то, как члены Высшего совета правосудия летом посещали Офис президента перед рассмотрением вопроса об отстранении судей Окружного админсуда Киева. Тогда судей ОАСК подозревали во влиянии на работу ВККС и организацию принятия заведомо неправосудных решений.
После визита членов ВРП в Офис президента никого не отстранили. Более того, в январе 2020 года судья Вовк, которому еще летом ГПУ вручала подозрение, снова стал председателем ОАСК
Вспомнить надо и о назначениях Зеленского в этой сфере:
- Андрея Смирнова на должность заместителя руководителя Офиса президента, который отвечает за правовую политику и судебную систему. Смирнов до назначения был адвокатом Корбана, Ефремова, Сивака, Лукаша и даже выставлял в социальных сетях совместное фото с Портновым, который занимался судами в Администрации президента Януковича и которого Смирнов назвал высокопрофессиональным юристом, которого знает весь юридический истеблишмент.
- Оксаны Блаживской в ВРП, хотя о ее назначении были вопросы у ведущих общественных организаций, таких как Автомайдан, Центр противодействия коррупции, Фонд DEJURE и ТЕ Украины.
- Татьяны Розваляева в ВРП, которая подтверждала законность "Харьковских соглашений" Януковича, с помощью которых срок пребывания Черноморского флота РФ в Крыму был продлен на 25 лет.
На этом фоне можно только с улыбкой вспомнить сентябрьские обещания президента о решительных мерах по еженедельным лишением судейских мантий тех, кто не достоин высокого звания судьи. Причем очистки должны были касаться всех - и в первую очередь, судей высших инстанций. И заниматься этим должен именно Высший совет правосудия. В итоге, ничего этого не произошло.
Еще одно обещание было об отборе более 2 000 новых судей для судов первой инстанции в 2019 году. Оно тоже не выполнено. Даже новых членов ВККС, которые должны были бы отбирать судей, не могут назначить уже более 6 месяцев.
Обещаниям президента о том, что мы доживем до перезагрузки судебной системы, тоже не верится. На практике судебная система вместо настоящей "Перезагрузки" - это сплошной фейк и банальный "перегруз".
Обещания и реальность новой власти оказались совершенно разными. Невыполнение предвыборной программы по реформированию судебной власти - это вопрос утраченного доверия.
Кроме того, за год президентства Владимира Зеленского уже есть немало новых судебных решений которые вызывают много вопросов. Например взятие под стражу подозреваемых в убийстве журналиста Павла Шеремета, освобождение беркутовцев, харьковских террористов или боевика Владимира Цемаха, важного свидетеля по делу о авиакатастрофе МН17 и не только.
Рекомендуем к просмотру беседу Юрия Романенко с политологом Виталием Куликом, где рассмотрены все ключевые тенденции в украинской политике и перспективы революционной ситуации.
Подписывайтесь на канал «Хвилі» в Telegram, на канал «Хвилі» в Youtube, страницу «Хвилі» в Facebook, на страницу Хвилі в Instagram