Призыв к народовластию – это либо популизм, либо сепаратизм. В первом случае отдать власть народу обещают политики, желающие получить симпатию части общества (на Майдане, на выборах или где-либо еще). Государство в таком случае обещают оставить, но при условии, что граждане получат больше возможностей на него влиять. Во втором случае народовластие – это призыв к замене государственной власти полностью или отдельной ее части властью народа. Именно этот вариант сейчас реализуется в Украине на примере так называемых народных общин. Но реализуют его отнюдь не местные анархисты или другие радикалы, а сами граждане под влиянием российской пропаганды.

«В Украине нет государства», – заявил на днях премьер Российской Федерации Дмитрий Медведев. Ничего нового, подумал украинский обыватель. Позиция Кремля в вопросе украинской государственности не менялось со времен Богдана Хмельницкого. Но если в головах российских политиков Украины как государства уже нет, то в реальности над этим еще стоит поработать. Не обязательно, чтобы государства не было вообще, достаточно, чтобы оно утратило часть своих жизненно важных функций. Для этого сначала придумали план федерализации Украины, а потом и особый статус Донбасса. Цель одна – сделать так, чтобы Украина утратила такой признак государства, как верховенство власти. Мол, Киев может делать вид, что принимает решения, но Донбасс будет жить по своим правилам. Но федерализация, как и особый статус Донбасса, провалилась. Теперь на очереди новый план, а именно народные общины, но речь уже не о Донбассе, а обо всей Украине

От «народных республик» до «народных общин»

Что общего у народных общин, которые выдают лицензии народным предпринимателям, не платящим налоги Украине, с «ДНР» и «ЛНР»? Во-первых, обе структуры считают украинскую власть незаконной. «ДНР» и «ЛНР» ссылаются на то, что власть в Киеве была захвачена насильственным путем хунтой, а народные общины отказываются подчиняться любым законам Украины, кроме Конституции (детальнее об этом позже). Во-вторых, обе структуры создали параллельные государственным органы власти, переняв часть их функций. «ДНР», «ЛНР» имеют свои парламент и правительство, а у народных общин есть центры по выдаче лицензий на предпринимательскую деятельность. В-третьих, как «ДНР», «ЛНР», так и народные общины апеллируют к понятию «народ». С одной стороны, есть плохое коррумпированное государство, а с другой – мудрый народ, интересы которого и представляют «республики» и общины.

То, что народные общины так похожи на «ДНР» и «ЛНР», не случайно. Ведь обе структуры созданы по заказу Российской Федерации. И если с «республиками» все и так понятно, то народные общины остаются во многом темной лошадкой. Об их сепаратизме начали говорить лишь в последний месяц. Вице-премьер-министр, глава Минрегионстроя Геннадий Зубко так прокомментировал создание народных общин на Западной Украине: «То, что сейчас происходит на востоке, на территории Донецкой и Луганской областей, – это лишь вершина айсберга. А весь айсберг находится внизу, внутри страны. Российские спецслужбы ведут неистовую войну сегодня, чтобы не допустить никаких изменений в Украине, в том числе и по децентрализации. Господин Медведчук, кум Путина, имеет сформированную команду, с которой ездит по западным областям Украины. Регистрирует отдельные общины как юридические лица и таким образом мешает нашей работе в части изменений в государстве».

Упоминание Медведчука здесь вряд ли случайно, ведь его по праву можно считать одним из идеологов народовластия в Украине. В 2013-2014 годах движение «Украинской выбор», инициатором которого является Медведчук, проводило активную кампанию по популяризации идей народовластия в Украине. Лозунг «страной управляешь ТЫ» стал визитной карточкой той кампании. Возникли и такие народные инициативы, как Всенародный земельный фонд (для реализации конституционного права народа на землю), и даже был разработан законопроект о референдумах по народной инициативе.

На сайте «Украинского выбора» можно прочитать следующее: «У нас проблема исключительно в отсутствии собственника – территориальных общин и народного государства… Поэтому в первую очередь необходимо самоорганизоваться и, оставив позади второстепенные распри, объединиться для оформления своего первичного права собственности на государство и его земли через территориальные общины (!). Гражданин – собственник земли, имущества и бюджета государства в монополизированной бюрократией системе… Сегодня мы ставим вопрос не регистрации (это само собой разумеется), а получения права собственности на имущество, землю, ископаемые ресурсы, финансы. Мы по факту должны стать юридическим лицом частного права, поскольку даже в нынешнем тексте Конституция Украины нам это позволяет… Сегодня история опять делает поворот, когда «Идеей должны овладеть массы» и «С искры возгорится пламя». То есть как минимум 10% населения города должны проникнуться необходимостью создания и надлежащего оформления территориальной общины города… И первоочередная задача нашего объединения общественных организаций на сегодня есть выработка общих здравых принципов объединения людей для координации и помощи в юридическом оформлении территориальных общин города и области». Кстати, запись эта была сделана в разгар Майдана, 16 февраля 2014 года, в день, когда были приняты «диктаторские законы».

 

Именно такой подход реализуется сейчас в Украине путем создания народных территориальных общин. Их задумали еще до Майдана, первые шаги были сделаны после начала войны на Донбассе, а сейчас процесс вступил в активную фазу. Народные общины – это своего рода государства в государстве. Курирует их деятельность организация под названием «Непосредственная власть народа Украины». На страницах организации в соцсетях можно узнать о недавно созданных народных общинах (во Львове, Тернополе, Хмельницком, Ивано-Франковске, Сумах, Полтаве), а также о подвигах первой такой общины в Славянске, которая, согласно видео, героически отбивалась от фашистской хунты. Если верить сайту организации, то в Украине уже около 200 народных общин, больше всего — на Западе.

Параллельная реальность

 

Народные общины заставляют граждан поверить в то, что в принципе невозможно. Излюбленный метод манипуляции агитаторов создания общин – это отсылка к прямым нормам Конституции.

Мол, есть статья 13 Основного Закона, согласно которой земля, ее недра, атмосферный воздух, водные и другие природные ресурсы на территории Украины принадлежат исключительно украинскому народу, а не какому-то государству. Значит ли это, что любой представитель украинского народа может самовольно копать янтарь, вырубать дубы или вылавливать форель? Для народных общин, похоже, значит. Не зря в селах на Хмельнитчине уже существуют «народные озера», в которых плавает такая же «народная рыба».

Типичной есть ситуация, когда народные общины вполне серьезно заявляют о том, что вся земля в селе принадлежит его жителям и сельсовет не имеет никакого права ею распоряжаться или что налоговая инспекция не имеет никакого права проверять народных предпринимателей, поскольку они не физические лица, а (цитирую) – люди. А согласно статье 3 Конституции Украины, именно человек является наивысшей социальной ценностью, а не какое-то там физическое лицо. В этом вся логика народных общин и в то же время их абсурдность.

Сделать что-либо народным — значит заявить о том, что оно одновременно принадлежит всем, но в то же время никому. Это хорошо работает в агитации, но плохо в реализации. Со времен украинской революции 1917 года большевики искали поддержки у крестьян, обещая вернуть всю землю народу. Когда же они пришли ко власти, народ получил доступ к земле лишь в виде работы в колхозах.

Популярні новини зараз

Сирійська поразка Кремля може похитнути режим Путіна - ЗМІ

Досвід України врятував армію США від стратегічної помилки - Пентагон

Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України

Світовий ринок ігор отримає $187,7 мільярда доходу

Показати ще

Но если вернуться к Конституции Украины, то на самом деле статья 13 указывает на то, что поскольку земля, ее недра, воздух, водные и другие ресурсы принадлежат народу, то каждый имеет право ими пользоваться. Народ является «объектом права владения», а субъектами уже есть государство, органы местного самоуправления, граждане, юридические лица. И если быть внимательными, то в той же статье 13 указано, что пользоваться ресурсами нужно на основании закона, и даже сделано напоминание о том, что собственность обязывает.

О дивный новый мир

Чтобы понять абсурдность самой идеи народных общин, сравним их с чем-то им подобным, например, с виртуальными государствами. Виртуальными они названы, потому что создают некие атрибуты государственности (территория, органы власти), но при этом государствами не являются. К примеру, княжество Силенд, расположенное на морской платформе в 10 милях от Великобритании. Его создатель, отставной майор британской армии Пэдди Роем Бейтс, провозгласил себя монархом Силенда, придумал флаг, гимн и даже позаботился о Конституции. При этом территория княжества не выходит за пределы платформы, длина которой 30 м и ширина – 10 м.

А теперь сравним Силенд майора Бейтса с украинским селом Сасив Львовской области. Здесь в конце февраля 2016 года по инициативе одного из депутатов районного совета было проведено собрание, на котором принято решение создать народную общину села. Сам же депутат стал главой общины. Но проблема в том, что территориальная община села уже существует и ее интересы представляет законно избранный сельский совет.

Разница между народными общинами и виртуальными государствами лишь в том, что последние – это всегда своего рода шутка, плод фантазии их создателей. Они не представляют никакой угрозы, поэтому на них крайне редко серьезно реагируют. Великобритания попыталась вернуть под свой контроль самопровозглашенный Силенд, направив к платформе морской патруль, но после того как Бейтс начал отстреливаться, решила оставить майора в покое.

Разделяй и властвуй

Часть украинских граждан действительно готовы поверить в ту реальность, которую им предлагают народные общины. К примеру, в Хмельницком уже около 200 народных предпринимателей, никто же не будет думать, что их специально завезли из России? А таких по всей стране уже даже и не сотни.

Местным предпринимателям сотрудничество с народными общинами выгодно, ведь налоги там почти не собирают. «Заработал 10 000 грн, отдал 100 грн», – рассказывает владелец народного предприятия в Хмельницком Дмитрий. Да и контроля никакого. И все это на фоне коррумпированности украинских органов: налоговой, санстанции и прочих. По факту чем больше у граждан недовольство работой украинской власти – тем популярнее идеи народных общин.

Смысл затеи с народными общинами состоит в том, чтобы граждане усомнились в легитимности украинской власти. Например, будет в селе два сельских совета и два председателя (как в Сасиве) — и уже простому обывателю нужно разбираться, кто прав, а кто дурак. В случае народных общин речь, очевидно, не идет о вооруженном сепаратизме. Никто же не верит, что сотни предпринимателей или одно из сел Западной Украины подымет бунт против государства Украина? Но идея в том, что этого даже и не нужно, чтобы страна начала трещать по швам.

Народные общины пока не сыграли на полную силу, но недооценивать их не стоит. Год назад вся эта идея казалась нелепой шуткой, а теперь ситуацию с народными общинами комментирует министр. В конце концов, «ДНР» и «ЛНР» тоже вначале мало кто воспринимал всерьез.

Источник: Politeka.net