Результаты выборов в Кривом Роге стали холодным душем для многих патриотически настроенных граждан и подтвердили простую истину, что в политике чудес не бывает, как в любой деятельности, где идет конкуренция организаций.
Хорошо организованная сила всегда будет легко разбивать неорганизованную силу. История двух Майданов, а в более широком контексте, вся история Украины доказывают эту простую истину. На протяжении столетий украинцы избегают какой-либо формы организации, кроме семейной. Поэтому патримониальность политики является нашей родовой чертой и… проклятьем. Невозможность эффективно использовать огромные ресурсы Украины и человеческий капитала, пока не разрешен ключевой вопрос — как создать устойчивые государственные институты на базе нового общественного договора. Его суть мы опишем в следующих публикациях, а сегодня я хочу остановиться на технологических аспектах достижения победы сторонниками модернизации Украины.
Для того, чтобы реализовать план Украина без долбо*бов» необходима идея, организация и ресурсы ( более развернуто см. статью «Почему Майданы проигрывают олигархам»). Наличие идеи дает возможность объединить социальные группы вокруг организации. Это даст ресурс, способный вывести такую организацию в качестве равноценного игрока на политическом поле. Под ресурсом подразумеваются деньги, организационная инфраструктура и люди. Ключевая проблема всех альтернативных политических сил сегодня в Украине — недостаток ресурсов.
Эту проблему можно преодолеть всего тремя путями: взять деньги у олигархов, взять деньги у внешних сил, организовать тех, кто поддерживает идею, превратив их в ресурс.
Однако первые два пути на старте приводят к потере независимости. Как писал Хантингтон, ни одна организация не может быть независимой, если она не контролирует назначения своих должностных лиц. Вопрос контроля является ключевым для перспектив такой организации. Мы являемся тем, что мы контролируем.
Таким образом, мы приходим к выводу, что для того, чтобы организация модернизаторов была успешной, она должна быть способной на первом этапе аккумулировать достаточно ресурсов, чтобы нивелировать угрозу олигархического влияния. С олигархами и внешними игроками нужно вступать во взаимодействие на следующих этапах, когда их влияние не будет определять курс организации, но будет увеличивать ее вес и уменьшать трение в момент входа во власть. Уменьшение трения принципиально важно, поскольку от этого зависит какой ценой будет получена власть и получена ли вообще.
Аккумулирование ресурсов на первом этапе может быть достигнуто только в том случае, если публичными лицами организации будут люди с высокой репутацией, которые обратятся за поддержкой к лояльной социальной группе. Таким образом, репутация плюс организация плюс концентрация на своей социальной группе решают вопрос аккумуляции ресурса.
Ответ на вопрос, что это за группа очевиден — это полтора миллиона активной части общества, которая играла ключевую роль на Майдане. Это городской средний класс включающий мелкий и средний бизнес, интеллектуалов, волонтеры, часть офисного планктона, АТОшники. В ядре этой группы состоявшиеся самостоятельные украинцы, обладающие небольшими избыточными ресурсами, готовые принимать активное участие в разворачивании организации.
Представим, что их получается организовать в рамках политической партии вокруг которой будет рой общественных организаций, свой мозговой центр, коммуникационные хабы, медиа и прочая инфраструктура #перемога. Для удобства расчетов представим, что такая партия сможет организовать и объединить 1 миллион человек.
Итак, у нас есть 1 млн. человек, которые скидываются в кассу 100 гривени в месяц. Следовательно в год наш бюджет 1млрд. 200 млн гривен. Это 46 млн. долларов в год. Это неплохо! Это бюджет крупной олигархической партии на выборах. А если вместо 100 гривен скидываться 1000, то получаемся 460 миллионов долларов годового бюджета.
Но давайте будем отталкиваться от минимума. Пусть наш годовой бюджет будет составлять «всего» 46 млн. на взносах, или 1200 гривен (46 долларов) в год (!) взноса для рядового члена прогрессивной патриотической партии, нацеленной на модернизацию Украины.
На что можно направить эти деньги? Есть два пути взятия власти — силовой и легальный.
Большевики и Ататюрк являют собой первый путь, НСДАП и польская «Солидарность» второй. Опустим силовой вариант захвата власти по очевидным причинам и сосредоточимся на легитимном.
АЗС змінили ціни на бензин, дизель та автогаз в Одеській та Львівській областях: скільки коштує у січні
На Україну насувається різке похолодання: Діденко розповіла, де чекатиме до -9 градусів
Зарплати чиновників за рік рекордно зросли: хто "жирує" за бюджетні гроші
Пенсіонерам потрібно оформити новий документ: як отримати та додати у Дію
Как сейчас олигархи побеждают на выборах?
1. Они контролируют СМИ плюс избирательные комиссии плюс покупают голоса избирателей.
2. Контроль над СМИ позволяет определять дискурс, определяющий систему координат избирателей. 80-85% украинцев получают информации из зомбиящика.
3. Контроль над избирательными комиссиями позволяет олигархам увеличивать результат «своих» партий и отсекать враждебные.
Покупка голосов избирателей позволяет минимизировать затраты на избирательную кампанию и гарантировать конечный результат. За выборы 2010-2015 технология скупки была доведена до совершенства. Достаточно сказать, что на скандальных довыборах по 205 округу использовали штрих-коды для идентификации «своих» избирателей. При этом у значительной части избирателей продажа голоса является единственным источником монетизации своего жалкого места в социальной иерархии. Отсутствие доверия к политическим силам подталкивает наиболее бедных избирателей брать деньги «здесь и сейчас». Поэтому игра по-честному с олигархами превращается в игру с нулевым результатом. Пока «идеалисты-модернизаторы» пытаются переубедить избирателей в свою пользу, олигархи прагматично берут свое с помощью математики подкупа.
Как абсолютно точно заметил Генри Хейл, «в обществах, где все построено на личных отношениях, политический капитал принадлежит патронам, которые имеют возможность вознаграждать своих клиентов и использовать их, в свою очередь, для принуждения всех остальных. Устройство таких патрональных группировок и их взаимодействие между собой определяют наблюдаемую политическую жизнь. То, что мы видим, это не борьба свободолюбивых сил и реакции, которые по очереди одерживают победы, а непрерывный процесс взаимодействия группировок, который слишком часто описывают в политических терминах, непригодных для этих обществ».
Именно непонимание этого губит многие хорошие начинания в Украине. Недавно я общался с одним западным дипломатом и сказал ему такую мысль: «Вы понимаете, что сегодня оказались в Украине в ловушке, которую сами же породили. Вы наплодили целое поколение евродебилов-грантоедов, которые за чистую монету воспринимают все, что им дают на курсах обществоведения, что строятся на истории Европы и США без учета местных нюансов. Как следствие, они не приспособлены к реальной политике и становятся легкой добычей коррупционных паразитов. Более того, попытка реализовать чисто западные подходы управления без адаптации к местным реалиям оборачиваются углублением кризиса»…
Поэтому, для того чтобы силы модернизации в Украине победили, они должны превратиться в «патрона» для тех социальных групп, которые нуждаются в защите и смотрят на политиков как субъектов раздающих дающих «маленькие гешефты». Это ущербная логика, но именно в ней живут большинство украинцев. Некоторые общественники уже это понимают и потому рождают «идеи» что бюджетников нужно лишить права голоса. Это еще одно глупое решение, поскольку забирая что-то у людей вы должны им нечто дать взамен. В пределе их недовольство вы можете подавить силой, но как метко говорил Наполеон, ни один режим не усидит на штыках своих же солдат. А если у вас нет власти, то вы только даете олигархам аргументы настроить «униженных и оскорбленных» против себя, вместо того, чтобы сделать их союзниками. Поэтому с людьми нужно говорить на понятном языке — языке их интересов.
Таким образом стратегия политической силы модернизаторов состоит из двух частей — тем, кто хочет перемен, дать надежду, а тем, кто ее потерял, дать интерес. Надежда и интерес — путь к победе.
Итак, мы вступаем в игру, допустим, на досрочных выборах в Раду. Если мы создали мощную организацию со своими фондами, инфраструктурой пропаганды и региональные ячейки, то нас есть преимущество в сравнении с другими игроками, поскольку у нас уже есть 1 млн. мотивированных избирателей, являющихся членами нашей партии. Они приведут с собой на избирательные участки семьи и друзей. Хотя бы по одному. Может и больше, но будем мрачными реалистами. Допустим, только каждый второй приведет одного человека — итого 0,5 млн. человек.
Мы выкупим эфиры в зомбиящике и получим возможности для эффективной пропаганды. Еще лучше создать свой злой телеканал и перетащить туда весь протестный электорат. В принципе самая верная стратегия вкидывать ресурсы только в свои СМИ, добиваясь их максимальной эффективности. По ходу они еще начнут немного отбивать часть затрат на рекламе. Допустим, что наши медиа-ресурсы и медиа-стратегия будут жрать 10 млн. долларов в год. Остается 36 млн. долларов.
Куда их пустить. Правильно, “в скупку” голосов и комиссий. Скупка может иметь вполне невинные формы — например, строительство детских площадок:) Как это будет работать.
Например, есть освитяне — 850 тыс. голов. Договариваемся с сетевиками и скупаем 400 тыс. голосов. Даем максимальную цену -1 000 гривен за голову = 39 долларов за тушку. = 15, 6 млн. долларов за светлое будущее. Но 1000 гривен это даже много. 500 гривен уменьшают наши затраты в два раза и мы получаем сумму 7,8 млн. долларов. Чуете перспективу?
Итак, за 8 млн. долларов мы получаем 400 тыс голосов. А у нас еще остается 28 миллионов! Сама собой напрашивается покупка еще 1,2 млн. голосов на которые у нас уходит 24 млн. Долларов. Оставшиеся уйдут на комиссии, суды. Наверняка 4 млн. долларов будет недостаточно, но в ходе избирательной кампании ряд представителей крупного бизнеса захотят хэджировать риски и подружиться с нами🙂 Они же видят динамику и также думают своим интересами. А мы эти интересы понимаем и знаем, как заставить их работать на пользу государства (об этом также позже, видите тут целый план:). В общем, мы получаем еще плюс 20-30 млн. в наш избирательный бюджет. И, самое главное, мы знаем куда эти деньги тратить:)
Итого мы имеем: 1 млн ядра плюс 0,5 млн. -родственников-друзей плюс 0, 5 млн пропаганда плюс 1,6 млн. голов = 3,6 млн. на выборах в Верховную Раду!
Друзья, поздравляю, мы набрали наибольшее количество голосов в Раду, если явка будет такой же как в октябре 2014 года. Для сравнения, на минувших выборах в октябре 2014 года победитель гонки Народный фронт взял 3 млн 488 тыс 114 голосов. При существующей системе по партийным спискам около 70 народных депутатов. Чисто пропорционалка даст около 140-150 голосов.
150 народных депутатов-патриотов. Чистых, неподкупных, подчиняющихся партийной дисциплине во главе с мудрыми партийнымм лидерами, понимающие, что власть — это крепкое каменное здание, которое будет стоять на века. И эти мудрые партийные лидеры немедленно начинают формировать кассу на президентские выборы.
Це ще не #перемога, друзья, но це вже заявку на перемогу.