Крым

Украинские патриоты очень рады, что обсуждается проект создания крымскотатарской национальной автономии на базе одного из районов Херсонской области. Многие рассматривают это как залог возвращения Крыма в состав Украины в будущем. На практике крымскотатарская автономия станет для Украины и всех стран черноморского бассейна головной болью. В недалеком прошлом такой прецедент есть: это болгарская автономия, которую предлагалось создать на юге Одесской области на базе Болградского района. Увы, но украинцы имеют девичью память, и история их ничему не учит, даже если события происходили в одной стране в течение жизни одного поколения.

Болгары, гагаузы и албанцы появились в Бессарабии в начале 19 века, когда Российская империя открыла для христианских беженцев из Османской империи свои границы. Вместе с немецкими и швейцарскими колонистами они освоили земли, где кочевали ногайцы. Переселенцы не смешивались между собой и жителями, которые появились в Буджаке в 18 веке – это молдаване, украинцы и русские-липоване. На берегу озера Ялпуг болгары под руководством генерала Ивана Инзова построили город Болград – административный и культурный центр болгарских колонистов.

В следующие 200 лет юг Бессарабии, включая Болград, переходил из рук в руки. 42 года в составе Российской империи, 22 года в составе Молдавского княжества и Румынии, еще 40 лет в составе России, опять 22 года «под румынами», и после Второй мировой – 47 лет под советской властью. В период Перестройки болгарское национальное движение в крае активизировалось.

В 1989 году в регионе было создано Общество св. Кирилла и Мефодия. Первые требования болгарских активистов касались культурных и языковых прав. Например, предлагалось трансформировать русскоязычные школы в болгарские и ввести предметы история Болгарии и болгарская литература. Планировалось открыть в Болграде болгарский театр, болгарскую гимназию и болгарский университет. Переводилось на болгарский язык богослужение.

Но в 1990-1991 годах произошел резкий переход от национально-культурных требований к политическим. Это связано с началом конфликта в Гагаузии, которая граничит с Болградским районом. Наличие родственных связей по обе стороны границы привело к тому, что болгары Украины заняли активную позицию по отношению к событиям в Молдове и поддержали гагаузов и болгар на юге Молдовы в то время, когда Мирча Друк организовал «поход на Гагаузию».

В мае 1991 года в Болграде состоялся съезд болгар СССР. В нем приняли участие бессарабские болгары Украины и Молдовы, а также делегаты из Крыма, Кировоградской, Николаевской и Запорожской областей. На съезде присутствовал консул Болгарии в Одессе. Делегаты съезда сформировали Ассоциацию болгар СССР и избрали свой Верховный совет – аналог современного крымскотатарского Меджлиса.

В сентябре 1991 в Татарбунарах состоялся сепаратистский съезд представителей районов юга Одесской области. На съезде обсуждался вопрос провозглашения автономии или республики по образцу Гагаузии. После съезда болградский районный совет принял решение о проведении референдума о создании Болградского национального округа. Референдум состоялся 1 декабря 1991. По результатам голосования 82,2% избирателей поддержали идею создания новой административно-территориальной единицы.

Процесс полураспада удалось остановить благодаря тому, что Верховная Рада Украины оперативно заблокировала все решения местных властей по вопросам национальных образований. Сбить градус напряжения помог закон «О государственной границе» – болгарам дали понять, что осуждение пакта Молота-Риббентропа в Молдове и Румынии не приведет к изменению границ. Гарантией соблюдения культурных прав и свобод национальных меньшинств стала Декларация прав национальностей Украины.

Но не только позиция властей Украины привела к угасанию сепаратистских тенденций. Провозглашение независимости Гагаузии и стремление к созданию болгарской национальной автономии вызвали опасения стран черноморского бассейна. Болгарские сепаратисты, видимо, решили копировать позицию властей Молдовы, которые за помощью обращались к Румынии, и стали искать дипломатическую поддержку в Болгарии. Примерно так действуют современные крымскотатарские активисты, когда каждый свой чих объясняют волей турецкого султана.

Болгария сепаратистов отморозила. Ни один политический или околополитический проект, выдвинутый активистами, не нашел поддержки в Софии. Еще бы: Болгария не хотела принимать участия в разжигании новой межэтнической розни в Восточной Европе, тем более на берегах судоходного Дуная.

Что касается гагаузских сепаратистов в Молдове, урегулированием этой проблемы занялась Турция. Здесь все было несколько сложнее, потому что конфликт перерос в силовое противостояние. Но лидера гагаузских сепаратистов Степана Топала русские и турки все же уговорили на торг с властями Молдовы. Наибольшего прогресса удалось добиться в 1993-1994 годах, в период правления в Турции Сулеймана Демиреля. Позднее он лично побывал в Гагаузии и назначил автономии небольшую финансовую помощь.

Конечно, полностью ликвидировать Гагаузию не удалось – помешали русские, которые мечтают о конфедеративной Молдове, состоящей из трех субъектов. В отличие от Украины, где урегулирование кризиса в Болградском районе происходило без участия российской дипломатии, в Молдове вмешательство России привело к сохранению автономии.

Популярні новини зараз

Путін хоче розмовляти з Трампом із позиції сили в українському питанні — експерт

В Україні заморозили мінімальні пенсії на кілька років

На тисячу Зеленського можна не розраховувати: адвокат пояснила, що не так із Національним кешбеком

"Абсолютно неправильно": експерт розгромив проект із сонячних батарей у Києві

Показати ще

Таким образом, общее происхождение, общий язык, общая история и другие «кровно-родственные факторы» во внешней политике не имеют никакого значения. Болгария отказала болгарским сепаратистам в поддержке, потому что стремилась к сохранению стабильности на востоке Балкан в период, когда запад полуострова полыхал в огне межэтнических войн, а судоходство на Дунае оказалось под угрозой. Турция также была заинтересована в сохранении стабильности черноморского бассейна, особенно когда на востоке, в Грузии и Азербайджане, шли свои войны. Поэтому Анкара оказала гагаузам символическую поддержку, на практике пытаясь переиграть российскую дипломатию, которая закладывала в Молдове бомбу замедленного действия.

К каким последствиям приведет создание крымскотатарской автономии в Украине? Станет это залогом стабильности региона или основой еще одного межэтнического конфликта на берегах Черного моря? Как отреагируют соседи Украины, готовы ли они к еще одной войне? Что начнется внутри самой Украины, не появятся ли новые проекты национальных республик?