Еще никогда Донбасс не значил в украинской политической жизни так мало, как на последних выборах. Проголосовать смогла лишь десятая часть от числа его дореволюционных избирателей, а местные лидеры разбежались по новым партиям власти.
Прошедшие на Украине местные выборы показали, что Донбасс окончательно исчез как фактор украинской политической жизни. Его электоральная база подорвана, а бывшие члены Партии регионов разобщены и теряют влияние даже на местах, что еще больше затрудняет попытки спрогнозировать дальнейшее будущее региона.
Выборы не для всех
По данным украинского Центризбиркома, в целом по стране явка составила почти 47%. Пониженная активность избирателей на местных выборах характерна для Украины, как и ее региональные особенности: на западе голосуют активнее, на востоке – пассивнее. Что касается Донбасса, здесь явка была еще ниже, чем обычно. В Донецкой области составила около 32%, в Луганской – 35%. Это наиболее низкие показатели по стране.
Впрочем, и на подконтрольной Киеву территории Донбасса возможность проголосовать была предоставлена не всем. Решением Центризбиркома выборы не проводились в 122 населенных пунктах региона, причем в Донецкой области таких оказалось почти треть. Официальная причина – из-за организационных сложностей и ради безопасности избирателей.
Не смогли воспользоваться правом голоса и переселенцы. «Временно перемещенным лицам, которые сейчас не в Донбассе, нужно обеспечить возможность голосования», – заявил президент Порошенко еще в сентябре. Это право переселенцев зафиксировано и в законе «Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц». Однако, несмотря на протесты омбудсмена, ни в Верховной раде, ни в Центризбиркоме решения проблемы не нашли.
Договориться о проведении легитимных выборов с властями ЛНР и ДНР также не удалось. После переговоров в Париже в окружении Порошенко предполагают, что их можно будет провести не раньше апреля следующего года. В силу всех этих обстоятельств, из пяти миллионов зарегистрированных избирателей Донецкой и Луганской областей бюллетенями воспользовались всего 425 тысяч.
В Мариуполе, Красноармейске, Сватове выборы не состоялись из-за организационных проблем. Судя по всему, их проведут в ближайшее время. Но, несмотря на все это, руководство военно-гражданских администраций осталось довольно. «Главная задача, которую я ставил перед собой, выполнена – выборы прошли спокойно», – заявил глава Луганской военно-гражданской администрации Георгий Тука.
Политическая дезориентация
После свержения Януковича Партия регионов утратила и власть, и симпатии избирателей. Донбасс, преданно голосовавший за регионалов на всех выборах за последние 10 лет, стал менять политический окрас. Уже на президентских выборах 2014 года Донбасс отдал предпочтение Петру Порошенко. А полгода спустя, на парламентских выборах, «патриотические» партии получили в Донбассе небывалый результат.
Хотя Оппозиционный блок, состоящий из бывших регионалов, все-таки занял первое место, тогда за Блок Петра Порошенко в Донецкой и Луганской областях проголосовало по 18% и 14% соответственно. Проходной барьер также преодолел Народный фронт Арсения Яценюка, а в Луганской области – даже Радикальная партия Олега Ляшко и «Самопомощь» львовского мэра Андрея Садового. Такое политическое многообразие было в Донбассе разве что в 1990-х.
Судя по всему, политическая переориентация Донбасса продолжилась на этих местных выборах. По предварительным данным, Оппозиционный блок получит большинство только в трех местных советах Донецкой области. В остальных будут преобладать представители патриотических партий, объединение которых уже предвкушает глава Донецкой военно-гражданской администрации Павел Жебровский.
Меняют политический окрас и местные лидеры, которых без особой разборчивости впитывает президентская партия «Солидарность». По подсчетам активистов, 120 бывших членов Партии регионов пошли на местные выборы от «Солидарности». По предварительным данным, некоторые уже добились успеха. Например, мэром города Измаил был переизбран Андрей Абрамченко, сменивший партбилет незадолго до выборов.
А вот стать самостоятельной политической силой у бывших регионалов шансов немного. Прежде всего, из-за партийной раздробленности. Осколки Партии регионов выдвигаются на выборы от Оппозиционного блока, «Возрождения» и «Нашего края». Все они работают на одном электоральном поле, упирая на критику новой власти и социальную риторику. При этом самостоятельность этих партий сомнительна. «Наш край» считается проектом администрации президента, а «Возрождение» связывают с олигархом Игорем Коломойским.
По предварительным данным, на местных выборах «Возрождение» добилось серьезного успеха в Харькове, обеспечив переизбрание действующему мэру Геннадию Кернесу и забрав половину мест в горсовете. А партия «Наш край», несмотря на внепарламентский статус, получит представительство в местных советах не только на юго-востоке, но и в Киеве. Все это существенно ухудшило результат Оппозиционного блока, в том числе в Донбассе.
Україна викрила фінансові мотиви Словаччини у газовому конфлікті
Ваші банківські дані під загрозою: де не можна використовувати Wi-Fi
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
"Київстар" змінює тарифи для пенсіонерів: що потрібно знати в грудні
Что касается Рината Ахметова, его влияние в Донбассе было подорвано, а вместе с ним ослаб и контроль над Оппозиционным блоком. Поэтому внимание олигарха теперь сосредоточено на Запорожской области, где расположена часть его активов. На местных выборах Ахметов решил дистанцироваться от бывших однопартийцев, сделав ставку на самовыдвиженца Владимира Буряка, претендующего на пост мэра Запорожья. По данным экзитпола, Буряк имеет все шансы стать победителем.
Туманные перспективы
Все эти процессы дают новым украинским властям надежду на политическую переориентацию Донбасса. На «возрождение украинства в Донбассе», которое еще в прошлом году обещал Петр Порошенко. Но подвижки в этом направлении происходят на фоне неучастия большинства местных жителей в политическом процессе. Однако власти предпочитают закрывать на это глаза, не в силах существенно повлиять на ситуацию.
С другой стороны, политическая несостоятельность проблемного региона вполне устраивает Киев. Будучи милитаризованной буферной зоной, украинская часть Донбасса находится под управлением военно-гражданских администраций. А фактически – под ручным управлением «генерал-губернаторов», поскольку областные советы были до последнего времени недееспособны. Реанимация органов местного самоуправления может нарушить сложившуюся систему управления, что в нынешних условиях вряд ли желательно для Киева.
Так или иначе, пока не решена проблема самопровозглашенных республик, под вопросом будет оставаться не только политическое будущее региона, но и его административная конфигурация. Не исключено, что реинтеграция ныне неподконтрольных районов приведет к появлению новых политических проектов, которые изменят расстановку сил не только в Донбассе, но и в целом на юго-востоке Украины.
Источник: Центр Карнеги