СМИ в очередной раз пестрят сообщениями о блокаде Крыма. Обсуждают кто, как и какими силами блокирует. Возмущаются сообщениям о «прорыве фуры через кладбище». Потом выясняют, что это фейк. Считают количество палаток. Политики, естественно, едут «проведать» мужественных соотечественников. Короче, типичное шоу во всей своей красе.
Но смею утверждать: если события будут развиваться в том же ключе – эффект от блокады будет нулевым. И, возможно, ещё хуже – отобьёт у общества желание проводить подобные акции в будущем. С другой стороны такая инициатива может стать началом новых подходов в украинской политике. Начну с негатива.
Что мы с этого будем иметь?
Ключевой вопрос, который стоит задавать в начале любой кампании. Принципы планирования придуманы не сегодня. В политике тем более. Ввязываясь в кампанию ты должен продумать, как минимум:
Цели. Как глобальные, так и локальные (промежуточные). Локальные цели важны. С одной стороны они позволяют оценить динамику успеха (или неудач). С другой – это возможности для компромисса в случае недостижимости главной цели.
Ресурсы. Причём просчитанные поэтапно — от одного промежуточного результата до другого. С планом их привлечения. Под ресурсами понимается всё: начиная от людей и заканчивая медийной поддержкой, питанием (если нужно) и банальными денежными знаками.
Алгоритмы выхода из кампании. То есть не просто «дождаться победы» а «что я буду делать через час после…». Причём такие алгоритмы продумываются на каждый из этапов (он может стать крайним в кампании). А так же на случай провала.
А теперь посмотрим на блокаду Крыма
Озвучены две цели. Глобальная — возврат Крыма. Локальная – прекращение торговли с полуостровом. То есть «повесить» Крым полностью на шею РФ. При этом спикеры кампании утверждают, что идею блокады понимают и поддерживают проукраинские силы на полуострове.
Всё логично. Но есть одно «но»: блокада осуществляется полностью силами общественных инициатив. Которые, во-первых, достаточно разношёрстны (и чем дальше – тем больше различных участников будет присоединяться – выборы на носу и реклама нужна многим партиям). Во-вторых, все они действуют не в полном соответствии с украинским законодательством. Ну не имеет права обычный гражданин останавливать фуры. Тем более устанавливать на дороге бетонные заграждения. Ходить по переходу (как это было в первые часы) – да. Всё остальное — нет.
При этом каждая из политических сил имеет собственные цели (иногда таковые – просто засветиться перед камерами), собственный центр принятия решений. И собственных спикеров. Что так же показали первые часы блокады – крымско татарские организации не оказались в состоянии монополизировать информационный поток хотя бы в первые часы. И получилось, что посылы, требования инициаторов акции сегодня лишь «одни из».
Таким образом, можно утверждать, что единой цели у акции нет. Точнее в виде «большой мечты» – «Крым назад» она есть. Но вот промежуточные (что будет через неделю, месяц, квартал, год) – уже проблема. Просто привлечь внимание к проблемам татар, аннексии Крыма не может быть целью — она не измерима (сколько публикаций — ещё не привлёк и сколько — уже привлёк).
Возможно, скажут мне, цель — именно блокада. Но господа, силами просто общественных инициатив она не достижима в долговременной перспективе. То есть остановить грузопоток на неделю-месяц – без проблем. А дальше будет сложно. И вот почему:
Правовое поле. Активисты, как говорил выше, работают «на грани». Тут есть несколько факторов:
Баррозу: Путін казав мені, що не хоче існування України
Зеленський позбавив держнагород колишніх міністрів, депутатів, силовиків та артистів: список зрадників
Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада
На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса
Допуская «своеволие» государство расписывается в неспособности контролировать собственную территорию. Причём в зоне разграничения с противником. Равно как и самостоятельно решить проблему с контрабандой
Большинство договоров купли-продажи заключены в полном соответствии с законодательством. Как РФ, так и Украины. А часть договоров формально — поставки между украинскими организациями (крымские компании никто регистрации не лишал).
Таким образом, можно ожидать обычного решения «Печерского суда» и появления судебных исполнителей. Этот вариант более чем реален – суммы крутятся большие. И суд, кстати, может быть вполне справедливым — формально часть компаний закон не нарушают. Нарушают протестующие.
Любая провокация с применением силы. Это сразу переведёт протесты в категорию злостного хулиганства. Как минимум. И, вновь учитывая суммы интересов, пару «конфликтов» – вполне реальная перспектива
Различные цели. Тут всё просто. Каждая из групп будет тянуть «информационное одеяло на себя». И входить в кампанию или выходить из неё по своему усмотрению. Более того, может так случиться, что после местных выборов те же татары окажутся одни. И вынуждены будут оправдываться за то, что успели наговорить «патриотичные политики».
Ресурсы. Тут самое сложное. Весь подъём народных протестов может убить банальные украинский быт, политика и рынок медиа.
Людские ресурсы. Увы, но необходимо поддерживать постоянное число протестующих долгое время. Иначе может случиться банальный «прорыв». 100 человек остановят фуру. Но что они сделают с колонной из 100 фур в сопровождении «экспедиторов». Парадокс ситуации в том, что торговля с Крымом законна. И пограничники обязаны пропустить фуры (в этом и смысл блокады — не дать товару доехать до перехода). Пока на улице тепло — дело одно. Но потом нужны «ротации» протестующих. Тем более что они стоят «в чистом поле».
Вспомните Майдан. В «мирные» периоды с плохой погодой количество протестующих, которые оставались на улицах, было незначительно.
А чтобы содержать людей, нужны деньги. Нет, не платить людям. Причина банальна — им надо что-то кушать, во что-то одеваться, согреваться. И элементарно помыться. Даже при более благоприятной экономической ситуации, даже в столице люди задумывались о «хлебе насущном». Теперь тем более – жить за что-то надо. Я допускаю, что у руководства татарских организаций есть подобие профсоюзного «стачечного фонда». Но очень сомневаюсь, что его хватит для содержание хотя бы 2-3 тысяч человек на дорогах на протяжении 2-3 месяцев.
Политический ресурс — поддержка власти и депутатов. Тут самое сложное — действия протестующих на грани закона. Поэтому полной поддержки судебной и исполнительной власти нечего и ожидать. А поддержка депутатского корпуса меняет направление как флюгер на ветру. Пока все «за». Пока все могут попиариться на акции крымских татар. Выборы ведь близко. Но через полтора месяца — выборы пройдут, интерес политиков исчезнет.
Медийный ресурс. Увы, законы жанра таковы, что СМИ интересна картинка и новый факт. Пока что вся страна увлечённо следит за блокадой. Через неделю будут новые темы (например задержат депутата, или чиновника в отставку отправят, или… (додумайте сами). Инициатива крымских татар сойдёт с первых полос в категорию «разное». Что-то типа прогноза погоды «на Чонгаре дожди и протесты крымских татар». Без медийного ресурса найти другие ресурсы на акцию, донести свои посылы будет крайне сложно.
Стратегии выхода из кампании. Это напрямую связано с требованиями. Увы, пока что всё выглядит не особо хорошо. Политики, СМИ в один прекрасный момент просто «спрыгнут с темы». А лидерам крымских татар придётся думать, что говорить собственному народу.
Таким образом имеем акцию, которая в том виде в котором она идёт сейчас имеет большие шансы на провал. Не полный — информация первых дней уже создала «успешный фон». Но реальный – ни одна из задач не будет выполнена.
Картинка не самая приятная. Тем не менее крымские татары молодцы. Они оказывают большую услугу украинской власти. И могут сделать то, на что у неё не получалось последние 2 года. Если руководство страны воспользуется шансом — можно говорить об успехе. Что это за возможности? Об этом ниже.
Крымские татары создают площадки
То, что делают Крымские татары пока недооценено украинской властью. Речь идёт не о «маленьком тактическом гешефте». Результаты акции могут быть значительно более глобальными.
Речь идёт о таком непонятном многим вопросе как «субъектность власти в Киеве». Пока что Украина как во внешнеполитическом диалоге так и зачастую во внутренних вопросах играет по правилам, установленным из-за рубежа. Другие государства формируют повестку дня. Украинская власть в её рамках пытается найти лучший вариант. Но невозможно выиграть в игре, правила которой устанавливает твой оппонент.
И Крымский вопрос — типичный пример. Заметьте, он сознательно не поднимается на уровне серьёзных международных встреч. Нет, «факт аннексии» признают и в Европе и в США. Но на идею «а давайте поговорим о возврате» следует уже привычное «пока это не есть повесткой дня».
Вопрос проблем с обеспечением Крыма (а такие возникнут — осенние шторма не за горами) автоматически заставляет РФ искать точки соприкосновения. То есть вступать в переговоры.
И тут Киеву все козыри в руки. Самое малое и примитивное, что он может сделать — это поднять ряд вопросов касающихся граждан Украины в Крыму и на территории РФ. Да, в том числе и цинично «обменять Савченко и других на фуру колбасы».
Но в списке может быть образование, деятельность украинского бизнеса, СМИ и многое другое.
Татары создали площадку, игровую доску. Какие фигуры туда поставит Киев — зависит от него.
НО есть ещё один аспект, который обеспечит как минимум некоторое количество бессонных ночей советникам и Путина и Меркель с Олландом. Речь идёт об игре, которую можно назвать «ДНР наоборот».
Суть проста
Сегодня Россия пытается навязать Украине лидеров «ДНР» и «ЛНР» в качестве партнёров по переговорам. И в том числе продемонстрировать внутренний характер конфликта на Донбассе. С другой стороны вызвать внутриполитическую напряжённость. Лозунг «почему одним можно, а другим будет нельзя» уже звучит.
Так почему бы не использовать тот же приём. Вот как это может выглядеть:
Украинские власти «умывают руки» — заявляют, что могут вести переговоры только по одному вопросу — сколько нам заплатят за то, что Украина возьмёт Крым назад.
Россия на такое не согласна. ОК. Киев не может на таких условиях вступать в диалог. Но предлагает компромисс – предложить решать проблемы транспортировки товаров на полуостров непосредственно с крымскими татарами.
Подход прост. Крым — часть Украины. Вы его оккупировали и тем самым вступили в конфликт с интересами украинских граждан. Если вы не хотите решать вопросы о возврате полуострова на уровне государств — решайте их на уровне претензий групп граждан.
Далее самое занимательное. Тот же Джемилев и Чубаров с восточной хитростью могут начать выставлять дополнительные требования. Не так тупо как Захарченко и компания, а логичные. Но те, которые поставят в тупик РФ. Начиная от компенсаций за потерянное жильё и заканчивая тем же обеспечением «равноправия языков». То есть каждый чиновник пусть знает язык. Но общий подход един и прост — Путин ищет компромисса с УКРАИНСКИМИ ГРАЖДАНАМИ, проживающими у себя дома – в Крыму. И эти украинские граждане, к слову, очень и очень злые 🙂
И уже сам факт переговоров на таком уровне будет выбивать аргументы о «возможности признания аннексии» и «о поддержке местным населением РФ». То есть начнётся разговор, в котором факт аннексии и необходимости возврата территорий будет фактом, а не домыслом.
Такой подход естественно может вызвать напряжённость в других регионах РФ (почему мол одни выкручивают руки Кремлю, а нам нельзя). Ведь в России центробежные течения не начинаются до тех пор, пока царь — альфа-самец. Как только «Акелла промахнулся» — он уже не является олицетворением мощи государственной власти.
При этом Киев должен будет официально (каким документом – не суть важно) признать право людей на такой протест. Что в принципе так же логично – крымчане вправе сами решать что возить к ним домой.
Можно пойти дальше, наравне с крымскими татарами пытаться вводить в переговорный процесс (а, повторю, в той или иной мере он будет по инициативе РФ – заморить голодом кучу «Крымнашей» Путин позволить себе не может) тот же «Правый Сектор». Назвали, мол террористами – просите прощения.
И, вишенка на тортик. То, что Украина может сделать уже сейчас. Гуманитарные конвои. Машины с пайками в Крым. С одним условием – пайки распространяются среди граждан Украины которые «в установленном порядке» попросят об этом украинские власти. Сейчас кажется фантастикой. Когда в октябре из-заштормов Керчь станет – можно вернуться к разговору.
И, наконец, аргументы в разговорах с Меркель и Олландом. Теперь эти товарищи уже не будут создавать рамки и в их пределах «помогать Киеву договориться с Москвой». Теперь они вынуждены будут играть на украинском поле, по украинским правилам. Какие они будут. Да любые. Можно попросить того же Дещицу написать конспект. Начинающийся известными словами.
Да, написанное выше звучит странно. Но не более странно, чем поведение руководства страны, которое не может сформулировать своих целей. Пора взрослеть и строить наконец успешную страну. В крайнем случае это сделают те, кто придёт после них.
Как-то так.
____________
Текст заказной? Ага! Заказчиками могут считать себя все, перечислившие умеренную сумму автору.
Зачем прошу? Всё просто. Текст — это продукт. Продукт понравился – Не откажусь от «спасибо». Принимается лайком, словом либо копейкой.
Что касается трат то, поскольку живу в Украине, считаю себя обязанным поделиться подобными «гонорарами». Частично с теми, кто защищает и мою жизнь. Частично с теми, о ком должно (но пока не может в должной мере) заботится украинское общество.
Поэтому:
Полученные деньги идут мне на пиво а так же:
1. пересылаются одному из отрядов спецназа ВМС Украины
2. Тратятся на подарки или угощения детям из Ворзельского детского дома.
Реквизиты:
Карточка привата: 5168 7423 0834 3288
Вебмани: U247333217329 или Z293974971904