Откровения украинского олигарха Дмитрия Фирташа в Венском суде потрясли околополитическую общественность. Дескать, какой ужас, что судьба президентских выборов решается за кулисами, а не народным волеизъявлением.
На самом деле, только идиоты и циники нашли какие-то откровения в словах Фирташа. Первые открыли для себя Вселенную, потому что идиоты. Циники встрепенулись потому, что это прекрасный повод обыграть тему в своих интересах. Собственно говоря, сама подача из Вены есть не что иное, как ход, логика которого направлена на формирование нужной политической конфигурации в Украине.
Давайте рассмотрим эту ситуацию по пунктам.
Фирташ говорит, что он встречался в Вене с Порошенко, чтобы не допустить к власти Тимошенко. «Кошмар! Кошмар!» — завопила демократическая общественность. «Президент должен объяснить сговор с Фирташем», — пишет на своей странице в FacebookБорис Филатов и иже с ним. Фанаты Тимошенко погнали волну по соцсетям: «Олигархи сговорились, чтобы не допустить Тимошенко к власти», а далее сакраментальное и давно порядком поднадоевшее: «Только Юля спасет Украину».
Дорогая демократическая общественность, оглянитесь по сторонам, вспомните недолгую историю Второй Украинской республики и, может быть, вы увидите немало интересного, что разрушит ваши иллюзорные представления о нашем государстве. Итак, краткий экскурс в новейшую историю Украины:
Леонид Кравчук пришел к власти в результате сговора партноменклатуры УССР, которая увидела в развале СССР шанс легитимизировать контроль над экономическими активами, которые де-факто были в ее управлении.
Леонид Кучма пришел к власти в результате сговора красных директоров, которые увидели в нем шанс стабилизировать ситуацию в стране и… сохранить контроль полученными над активами.
Леонид Кучма второго срока остался у власти в результате сговора с олигархами, которых он создал в противовес красным директорам, чтобы перезапустить экономику и решить вопрос контроля над активами. Ради победы он сговорился с национал-демократами, поменял электоральное поле и пришел к победе, втянув в свою команду одну из ключевых фигур оппозиционной «каневской четверки» Евгения Марчука, т.е. сговорившись с ним.
Виктор Ющенко пришел к власти в результате сговора части олигархов при внешней поддержке Запада. В ходе торгов с другой частью олигархов, которая поддерживала Януковича, был достигнут компромисс в форме устранения сильного института президента. Это позволило олигархам счастливо пожировать до 2008 года, а некоторым и до сегодняшнего момента.
Виктор Янукович пришел к власти в результате сговора одной части олигархов против другой части олигархов, которая поддерживала Тимошенко. При этом за той и другой фигурой стоял Путин, а борьба шла за доступ к бюджетным потокам, которые в условиях падения внешних рынков гарантировали сытую и безбедную жизнь.
Петр Порошенко пришел к власти в результате (еле сдерживаюсь, чтобы не ржать) сговора олигархов против Януковича, который был подкреплен сговором внешних игроков, которые оказались в ситуации конфликта за одну из ключевых стран Восточной Европы и которые видели в Порошенко компромиссную фигуру, как и украинские олигархи, стремившиеся к тому, чтобы не потерять в условиях революционной горячки нажитое непосильным трудом.
Как вы легко заметили, ключевое слово здесь — сговор.
Несколько лет назад один мой товарищ сказал: «Юра, в политической игре всегда делай ставку на элиты, а не народ». Меня это покоробило, но спустя годы можно сказать, что он был прав.
Сніг, дощ, сильний вітер, а потім потепління: синоптик Діденко попередила про погодні "гойдалки"
У Києві - гострий дефіцит водіїв маршруток: готові дати житло та бронь від армії
В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
Давайте рассмотрим типичную ситуацию — украинцы выбирают президента.
Для того, чтобы сделать выбор, вы должны иметь представление о предмете, в данном случае, о человеке, который должен управлять людьми, т.е народом, т. е. нами. Откуда среднестатистический украинец получает информацию? Социология дает точный ответ — более 80% украинцев в качестве основного источника информации о внешнем мире используют телевизор. При этом все ключевые каналы принадлежат олигархам, которые используют их для того, чтобы насаждать в сознание украинцев необходимые представления о мире.
«Плюсы» олигарха Коломойского рассказывают, какой плохой олигарх Еремеев и насколько труслив президент Порошенко, а ICTV, СТБ и «Новый канал» Пинчука опускают Коломойского, который разогревает тему с делом Гонгадзе; 24 канал Садового опускает Порошенко, потому что Садовой хочет стать президентом; 5 канал Порошенко опускает Садового и Коломойского; «Интер» Левочкина-Фирташа опускает всех вместе, чтобы поднять позиции Оппозиционного блока вместе со 112 каналом, который типа самый объективный новостной канал, созданный на деньги Захарченко и Ко.
При этом среднестатистический украинец слишком тяжело работает, слишком занят или просто глуп, чтобы одновременно смотреть за всеми олигархическими каналами, не говоря уже о том, чтобы несколько часов в день тратить на перелопачивание Интернета, чтобы, сопоставив информацию, нащупать сладкое вымя истины. Кроме того, большинство украинцев слишком зависят от своих начальников, потому очень часто они голосуют так, как требуют интересы начальников. А еще многие украинцы привыкли продавать свои голоса на выборах, потому что знают, что их все равно обманут (конечно, обманут, ведь как поставлена работа с информацией мы уже рассмотрели выше), потому предпочитают маленькую 200-гривневую синицу в руках, чем посулы жирного журавля в небе фантастических предвыборных обещаний.
Так что же удивительного в том, что человек, который смотрит (читает) СМИ, принадлежащие олигархам, верит политической картинке, которая мотивирует его выбор на президентских и прочих выборах, чтобы потом искренне удивляться и негодовать, что олигархи определяют его ( простого и честного человека) выбор.
Отсюда вопрос: почему вы возмущаетесь информацией о сговоре между Порошенко и Фирташем (или кого-то там еще с кем-то там еще), если вам это рассказали в олигархических СМИ, рассказали олигархи и уж точно сделали это не для того, чтобы вам стало жить легче. Вызвать ваши реакции для них, это как вызвать слюновыделение у собак Павлова. И, если у вас пытаются вызвать какую-либо эмоциональную реакцию, то, очевидно, что это делают , исходя из своего интереса, чтобы ваши реакции реализовали его в максимальной степени.
Теперь посмотрим на ситуацию с точки зрения человека, который решил стать президентом. Пусть это будет Петр Порошенко весной 2014 года.
Для того, чтобы стать президентом, вы должны договориться с теми, кто определяет параметры политический и экономической системы страны. И это точно не народ, который разделен на различные группы, имеющие различные интересы. Кроме того, эти группы неструктурированы и конфликтуют между собой, по сути находясь под внешним управлением олигархов, для которых они являются донорами и ресурсом в их игре. Учитывая, что Украина очень зависит от внешних рынков, кредиторов, сырья, то определяющей является позиция внешних игроков, имеющих свой интерес здесь.
Что делал Петр Алексеевич зимой 2013-2014 года? Он активно вояжировал по Европе и США, пытаясь заручиться их поддержкой. В начале февраля 2014 года относительно него уже вполне вырисовывался консенсус. Посмотрите на это фото, сделанное 1 февраля 2014 года. На нем четко видно, ху из ху будет в течение ближайшего года в Украине.
Потом был расстрел Майдана и бегство Януковича, после которого в стране начинаются торги за президентский пост на фоне аннексии Крыма и раскачки Донбасса Путиным. На этом этапе ключевой является поддержка со стороны олигархов, перед которыми стоит сложный, но относительно небольшой выбор. С одной стороны, есть Порошенко, который выглядит согласованной фигурой со стороны Запада и вполне компромиссной для России. С другой стороны, есть Тимошенко, которая только вышла из тюрьмы и хочет взять реванш за бесцельно потраченные на Качановку годы. Если вы Ахметов, Фирташ, Коломойский или кто-то еще из бывших регионалов, то на кого вы сделаете ставку? Конечно, вы сделаете ставку на того, кто более склонен к компромиссам, которые оставляют вам возможность для маневра. И кто же это? Эврика! Эврика! Это, конечно же, не Юлия Тимошенко, чьи амбиции все могли оценить 2007-2009. Поэтому вы выбираете Порошенко и пытаетесь договориться с ним поводу того, что вас больше всего беспокоит — гарантий неприкосновенности вашей собственности и условий платы за такие гарантии. Так фиксируется постмайданный олигархический консенсус или сговор, который определил параметры отношений между олигархами после президентских выборов. Этот новый баланс сил определил лояльность олигархов к Порошенко, соответствующую медийную и организационную поддержку, которые не оставили никаких шансов для Тимошенко. И можете не сомневаться, что если бы Тимошенко имела возможность заключить с олигархами такую же сделку, то она ее бы осуществила. Это невозможно?! Ну, почему же…. Точно так же, как Тимошенко была не против создать широкую коалицию БЮТ с Партии регионов в 2008 году, едва не превратив Украину в парламентскую республику. Ой, простите, вы уже забыли, что такое было.
Впрочем, речь не о том, что Тимошенко «плохая», а Порошенко «хороший». Речь о том, что параметры политической системы таковы, что она не может функционировать без элитных сговоров, поскольку только олигархи являются более-менее полноценными субъектами политической игры плюс внешние игроки, которые также являются полноправными игроками украинской политики. Именно поэтому они насыщали своими фигурами украинскую политику. США последовательно вели во власть Яценюка, чтобы сегодня в нем разочароваться и пытаются вывести на первый план Наталью Яресько. Точно так же Россия имеет аффилированных игроков вроде Добкина, которого растили как замену прежней когорте пророссийских деятелей. И который, кстати, также не оправдал надежд. Таких персон в украинской политике десятки, и они функционируют в рамках того или иного баланса сил.
На протяжении года этот баланс сил изменился, и те олигархические фигуры, что помогли Порошенко прийти к власти весной 2014, сегодня становятся его врагами, а те, кто были врагами год назад, сегодня становятся союзниками.
Именно поэтому во второй половине марта между Порошенко и Коломойским начался конфликт, который едва не закончился стрельбой. Это конфликт остановили американцы, которым абсолютно не нужен хаос в Киеве, который они и так стараются удержать на плаву. Как могут. Точно по той же причине сегодня до сих пор не развалилась коалиция Порошенко и Яценюка. А также началась борьба между Порошенко и Ахметовым в конце апреля. Ресурсы экономики исчерпаны, элиты не сделали ничего, чтобы появились новые, потому что они умеют только делить то, что есть. Потому у стола остаются только более сильные. А те, кого отодвинули или пытаются отодвинуть, создают коалиции, чтобы вернуть свое место.
Именно в этом ключе нужно рассматривать заявление Фирташа.
Подумайте на уровне логики, что есть «искренние заявления» олигарха, поднявшегося на газовых контрактах с Москвой, о том, что он сделал все, чтобы остановить проамериканского кандидата Тимошенко в 2010 — 2014 гг.. Это говорится в Австрии, которая является оффшорной зоной КГБ — ФСБ еще с 80-х годов и чье руководство советует Украине идти на уступки Москве.
Не менее важно, что американцы явно тянули за уши Яценюка, а не Тимошенко, которая, кстати, открыла Арсению Петровичу дорогу в тот момент, когда ее посадил Янукович, которому Вашингтон не очень-то и препятствовал сделать этот как бы не очень адекватный шаг. Также важно, что Меркель и Путин неоднократно настойчиво требовали от Януковича освободить «проамериканскую» (по версии Фирташа) Тимошенко. А Меркель так настаивала на этом, что даже ввела данное требование в качестве одного из ключевых во время подготовки к подписанию Соглашения по евроассоциации Украины с ЕС на саммите в Вильнюсе. А это сформировало тот вектор напряжения в 2013 году, который всем известно чем закончился.
Кроме того, американцы вполне поддержали Порошенко уже в феврале 2014 года, и это было уже явно видно тогда, как я писал выше, когда Керри крепко жал руку Петру Алексеевичу на фоне растерявшихся Кличко и Яценюка, которые и сами не верили, что Янукович проиграет
Также американцы чего-то не спешат помогать сколотить Тимошенко новую «проамериканскую коалицию», заменив обанкротившегося Яценюка. При этом Юлия Владимировна очень старается и хочет сместить Арсения Петровича, но вместо того, чтобы поддержать «проамериканского политика», американцы загоняют в стойло Коломойского, когда тот полез на прямой конфликт с Порошенко, и пинками сохраняют коалицию Порошенко и Яценюка, которая уже давно развалилась еще в марте без их активного вмешательства. Может быть, потому что у них нет доверия к Тимошенко, а, может, потому что она не такая «проамериканская», как это акцентировал Фирташ в Вене.
Резюме: Газовые схемы создаются не фантазерами, а прагматиками. Фирташ говорил в Вене как прагматик. Если вы принимаете это за базовую установку, то отвечайте на вопрос, в чем выгода Фирташа в формировании такого дискурса. Реконструируйте мотивы, а не идите на поводу риторики, которая в политике, чаще всего, является лишь камуфляжем реальных интересов.
Дмитрий Фирташ не хочет попасть под суд США, потому «честно» рассказывает о том, как он завалил карьеру проамериканского политика Тимошенко, которую США не спешат поддержать и вообще, помогли маргинализировать с помощью Яценюка, а потом еще переметнувшегося в противоположный лагерь Турчинова. Если бы Фирташ не хотел, чтобы эти слова услышали публично, то он вполне мог поступить, как Кличко, который дал показания по скайпу в закрытом режиме, ссылаясь на политическую обстановку в стране. Однако, все указывает на то, что Фирташу было нужно, чтобы его очень хорошо услышали в Украине. Потому что его показания формируют необходимый дискурс, который формирует необходимые условия.
Поэтому слова Фирташа выглядят скорее комплиментом Тимошенко, аудитория которой приходит в неистовство от «сговора олигархов». «Фирташгейт» тут же используют у Коломойского, которого только что «замирили» с Порошенко американцы. Хотя, как показал конфликт Генштаба Украины с «Правым сектором», это перемирие очень и очень относительное. Потому логично, что Борис Филатов требует Порошенко немедленно объяснить публике, что значат слова Фирташа.
Параллельно Тимошенко впервые за долгие месяцы появляется на «Интере», формально принадлежащем Сергею Левочкину. Последний также ездил в Вену и давал показания о том, какой хороший человек Дмитрий Фирташ и почему он будет еще полезен в деле строительства европейской демократии в Украине. Прикольно ведь как получается — непримиримые враги дают эфир своему самому опасному конкуренту. Наверное, из-за человеколюбия и чтобы демократичность была видна. Со стороны Тимошенко тоже странная позиция — Порошенко договариваться с Фирташем и Левочкиным нельзя, а ей их телеканал пользовать можно:).
Еще параллельно хорошо видно, как Радикальная партия Ляшко, которую в свое время взращивал все тот же Левочкин, точно так же, как Кличко взращивал Фирташ в рамках тайной борьбы с Януковичем (хотя Левочкину обидно будет, ведь и он Кличко тоже взращивал) в унисон с Тимошенко играет на раскачку коалиции в Раде в марте-апреле. При этом Ляшко ездит на митинги Коломойского в Днепропетровск, когда того отправил в отставку Порошенко. А еще летом 2014 года Коломойский и Ляшко грязно бранились в сторону друг друга….
В общем, сдается мне господа, как и весной 2014 года, вырисовывается очередной «фантастический» олигархический альянс между «заклятыми друзьями», которые осенью будут целоваться в десны.
P.S.: Некоторые спросят о том, мол, а где же народ? А пока народ не структурирован в альтернативные политические силы, которые охватывают различные социальные группы своими организационными структурами, пока нет альтернативных медийных каналов коммуникации и желания ежедневно разбираться в сути процессов, то народ будет объектом приложения лучше организованных, мотивированных и вооруженных субъектов управляющих им с помощью пропаганды и истерики.
P.P.S.: А где тут Путин? А вы подумайте, с кем из указанных персонажей имел отношения Путин, на каких интересах базировались эти отношения и как эти интересы могут быть достигнуты в условиях, когда возникнет новая политическая конфигурация в Украине.