Революции проходят, майданы распускаются, эйфория утихает, баннеры и флаги сворачиваются и прячутся в чуланы, вот уже после уже и начинается то, по каким критериям можно оценивать необходимость и состоятельность всех переворотов.
Как может развиваться страна, у которой теневой сектор больше официальной экономики почти в 3 раза (Грузия)? Откуда у Саакашвили деньги на такие «стройки века»?
Bloomberg опубликовал отчет «Shadow Economies All Over the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007», в котором приводятся данные топ-10 рейтинга с стран, чьи экономики признаны самыми тенезированными. В отчете присутствует разбивка ВВП стран по официальным и теневым секторам экономики. Первая цифра — это доля теневого сектора ВВП, вторая — номинальный ВВП.
1. Грузия — 72,50%, 20,29 млрд. долл.
2. Боливия — 70,70%, 45,11 млрд. долл.
3. Азербайджан — 69,60%, 86,03 млрд. долл.
4. Перу — 66,30%, 253,00 млрд. долл.
5. Танзания — 63,00%, 57,89 млрд. долл.
6. Украина — 58,10%, 294,30 млрд. долл.
7. Таиланд −57,20%, 538,60 млрд. долл.
8. Зимбабве — 56,10%, 332 млрд. долл.
9. Уругвай — 56,00%, 44,52 млрд. долл.
10. Гватемала — 55,00%, 69,21 млрд. долл.
Вкратце, в статье отмечается, что в мире всего таких стран, у которых в тени находится свыше 40% ВВП, насчитывается 50. Вот как раз бывшей республике Грузинской ССР и уделено внимание. Кто-то еще будет спорить об экономическом чуде, которое постигло Грузию? Как может страна создавать видимость бурного развития, на которое призывают равняться и нам, Украине, если из 100 долларов 73 вращается в виде черного нала. Откуда у Грузии есть средства для финансирования всех своих сверхпроектов, о которых рассказывается навесь мир, если страна живет на ВВП в 20,29 млрд. долларов, доля промышленности в ВВП составляет 8,90%, сельского хозяйства (которое во всем мире убыточное и дотационное) составляет 55,60% ВВП, и экспортирует вино, минеральную воду, сырую руду, фрукты-орехи и…металлосырье. При этом население страны всего-то 4,6 млн.
Для справки, в украинской Донецкой области проживает 4,5 млн. человек. Это для ощущения масштабов.
Оперируя данными отчета, я вычислил, что доля «белой» части ВВП (официальный ВВП) в Грузии всего-то 5,58 млрд. долларов. Вот это «чудо». На долю теневого сектора приходится 14,71 млрд. долларов. Как Михаилу Саакашвили, которого представляют миру в образе демократа-реформатора, борющегося с (наследием советского прошлого) коррупцией, (развалившего) реформировавшего систему обороноспособности страны и силовые министерства, отменившего контролирующие процедуры для регулирования бизнеса (зачем Грузии санстанция, проверяющая работу предпринимателей) удается при такой значительной доле теневого сектора и осуществлять управление маленькой, но демократической закавказской республикой?
Для наглядности я сопоставил на диаграмме данные по Bloomberg по Украине, которая в 2004 г. оказалась в тянутой в пучину «оранжевой революции» и Грузии, которая пережила годом ранее (2003 г.) свою «революцию роз». Чтобы было отчетливее видно, доля теневого ВВП обозначена серым цветом, официальный ВВП — белым.
На основе официальных данных я вычислил объем реального ВВП Грузии и Украины, разбивку данных по ВВП (в разрезе теневой/официальный) в пересчете на душу населения, а также превышение теневого ВВП над официальным (в процентах).
Цифры говорят сами за себя: в Грузии объем средств, находящихся в теневом секторе экономики, превышает объем средств в реальном секторе на 62,07%, в Украине — на 27,88%.
Исходя из имеющихся данных, выходит, что на душу населения «по-белому» приходится всего-то 1 212,83 долл. ВВП в годовом выражении. При этом из теневого сектора на одного грузина приходится 3 197,25 долл. ВВП. Для Украины эти данные будут составлять 3 727,53 долл. (теневой ВВП в пересчете на одного жителя страны) и 2 688,18 долл. (доля теневого ВВП на душу населения).
Если проводить аналогии по номинальному ВВП на душу населения (теневой + официальный), то данные будут следующие:
Реформа МСЕК: сімейні лікарі отримають нові повноваження щодо встановлення інвалідності
ГУР підтвердив існування російського плану з окупації України та її розділу
"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей
Водіям нагадали важливе правило руху на авто: їхати без цього не можна
- Грузия — 4410,08 долл.
- Украина — 6415,72 долл.
Если посмотреть на то, какой объем ВВП приходится на душу населения в Украине, страна еще живет не бедно, при том, что значительная часть экономики находится не находится в тени, а это — бюджетные расходы, фискальная политика. Так что все у нас не плохо, как это хотят рассказать кому это стало уже не выгодно после 25 февраля 2010 г.
Вопрос — за счет чего (кого, откуда, как) проводятся грузинские реформы, если тенезация экономики в наглядных цифрах и выражениях — первая в мире?! Это информация к размышлению о том, что отдельные украинские оппозиционеры, которые высказывают свое мнение о «преступности действующего режима в Украине» приводят в пример «дружественную Грузию», в которой, по их заявлениям, творится просто экономический бум, чудо, феерия.
Откуда тогда у Грузии деньги на выплаты бюджетникам, зарплаты госсектору, содержание команды демократов-реформаторов, которые в своем большинстве — все учились в Гарвардах, Кембриджах, Сорбоннах, проходили стажировки в США, все такие молодые, да ранние?
Хотя в свете последних событий, когда оказывается, что министр экономического развития Грузии Вера Кобалия 28 лет от роду «вдруг откуда-то появляется после посещения Олимпийских игр в канадском Ванкурвере), все весьма похоже на то, как «меценаты грузинской демократии» прислали «смотрящего» за использованием (теневых) спонсорских ресурсов, на которые так хорошо «проводятся» реформы Грузии. Иначе объяснения тому, каким образом страна осуществляет все эти проекты, нет.
Экономика в тени, многие грузины выехали на заработки в Россию, с которой Грузию постоянно стравливают различными методами, а «демократические реформы цветут пышным цветом».
Поэтому, принимая информацию о «грузинском экономическо-демократическом чуде» следует обращаться к данным статистики, которые приводит западный мир, объективный в своих данных. Либо же, уже «сливающий» Грузию как страну с (подчиненной демократией) устоявшейся кабальной зависимостью.
Для Украины доля теневого ВВП в 58,10% — это реальная цифра. Конечно, отдельные украинские чиновники сегодня призывают вкладываться в «белые» зарплаты, уходить от конвертов, однако не стоит забывать, что во все времена именно теневой сектор позволял пережить кризис и сохранить целостность экономики, которая пряталась в тень. Возможно, с ощутимыми переменами в экономике бизнес в Украине сам будет заинтересован выходить «на свет», однако для этого необходимо создавать адекватные условия ведения бизнеса в стране, а не только агитировать о том, что «налоги надо платить». Надо — это все понимают. Но надо и помогать стране становиться на ноги, в не пенять в сторону тех же лузеров, чьи экономики искорежены «цветными чудесами». Украинская оппозиция это должна понимать, или же если и понимает, то не делать медвежьих услуг.
Владимир Беляминов, специально для «Хвилі»