Мы уже неоднократно рассматривали стратегии украинских олигархов в украинском кризисе. Лобовой конфликт Януковича с крупными игроками привел к крушению его режима. Сегодня можно констатировать, что сформировался новый конфликт интересов между двумя ключевыми игроками Украины — Петром Порошенко и Игорем Коломойским.
Коломойский – игрок с большим количеством целей и ресурсов. В январе 2013 года я написал статью «Знакомьтесь, наш Ходорковский — Игорь Валерьевич Коломойский?», где подробно разложил суть конфликта Коломойского с Януковичем. Из нее четко вытекало, что Коломойский не побоится пойти на конфликт с Януковичем, потому что имеет ключевые позиции в ряде секторов экономики, что позволяет ему огромное пространство для маневра. Во времена Майдана стало очевидно, что я не ошибься. Коломойский сыграл ключевую роль в свержении Януковича и только усилил свои позиции в политическом пространстве Украины в 2014 году.
Еще когда Коломойский был назначен губернатором Днепропетровской области, а позже в его фактическое управление было передана еще и Одесская область, многие эксперты заявили, что конфликт между Киевом (Порошенко) и Днепропетровском (Коломойским) – вопрос недолгого времени.
Сегодня Коломойский совершает ряд маневров, которые могут только постороннему человеку показаться несвязанными между собой действиями. И которые, на самом деле, являются элементами одной большой игры.
Первое – Коломойский открыл фронт против Пинчука, раскручивая очередную серию «дела Гонгадзе». Давлением на Кучму и шантажем Пинчука осуществляется попытка повысить свои ставки в процессе в Лондонском суде, где между Коломойским и Пинчуком происходит тяжба за сумму примерно в 2 млрд. долларов. Цели этого давления могут быть разные – от склонения к мировой до перехода в атаку. Тут как карта ляжет.
Второе – для перехода в атаку Коломойскому недостаточно просто вести громкую пиар-кампанию. Ему еще необходимо заручиться поддержкой правоохранительной системы, которая даст делу ход не только в виртуальной, но и в юридической плоскости. В этой матрице особенно важна позиция Генпрокуратуры и ее дальнейшие действия. На промежуточном этапе с помощью медиа-ресурсов Коломойского и его близких к нему спикеров в лице Подольского и Ельяшкевича, нардепов Денисенко и Куприя, осуществляется давление на ГПУ с требованием рассекретить материалы следствия по делу Пукача. Однако это лишь тактический маневр. Цель – более глобальная операция вплоть до начала масштабного «дела Кучмы».
Но пост Генпрокурора – это не квота Коломойского, а квота Порошенко. Поэтому если вы пытаетесь ответить на вопрос почему у Виталия Яремы было так много проблем в медиа в последнее время – копайте в сторону Днепропетровска, и вы найдете все интересующий вас ответ. Из Днепропетровска Яреме систематически прилетали многочисленные «приветы», самый главный из которых – сбор подписей за отставку Генпрокурора под куполом Верховной Рады. Если внимательно посмотреть, кто активно промотировал этот процесс в парламенте, и вам многое станет понятно.
Отзыв подписей депутатами от БПП за отставку Яремы на прошлой неделе – действие, свидетельствующее о понимании Администрацией Президента многоходовой игры Коломойского. А один из последних эфиров программы «Право на владу» на канале 1+1, который был полностью посвящен «вопросу Кучмы», и в котором Ельяшкевич откровенно наезжал на Порошенко, угрожая ему большими проблемами в недалеком будущем – это уже ответ Коломойского и намек на то, что пока ГПУ не начнет действовать в рамках дела Гонгадзе так, как хочет того Днепропетровск, то давление будет только нарастать. А при необходимости – есть кому взяться и за Порошенко.
Поэтому Коломойский повышает ставки и создает еще одну точку давления на Порошенко – это Минский переговорный формат, в котором Кучма выступает уполномоченным украинской властью переговорщиком, статус и ранг которого был дополнительно подтвержден и усилен на прошлой неделе заявлениями из Администрации Президента. Минский формат во многом является проектом лично президентом Украины и существование которого до самых последних пор вселяло надежду Банковой на мирное разрешение конфликта на Донбассе по сценарию Порошенко. Судя по последним переговорам Порошенко с Олландом и Меркель, а также визиту последних в Москву, заявлениям на конференции по безопасности в Мюнхене, вояжу Меркель к Обаме – минские договоренности по-прежнему остаются основой для дальнейших торгов между Украиной, Россией и ЕС. Формат не закрыт, хотя и может быть существенно изменен.
В этом контексте уже упомянутый выше эфир программы «Право на владу» на канале 1+1 не зря был поделен на две части, первая часть которого была полностью посвящена дискредитации Кучмы как представителя украинской стороны и наездами на АП в связи со ставкой на Кучму. Именно в этом контексте прозвучали бредовые заявления Ельяшкевича о том, что Порошенко полностью зависим от Кучмы и что якобы Кучма держит действующего президента в страхе папками компромата. Так уже и вижу эту эпичную картинку, как Кучма приходит к Порошенко и размахивая папкой с компроматом требует… назначить его уполномоченным вести переговоры в Минске.
Важно также отметить, что Кучма в Минском формате не устраивает ни Москву, ни главарей ДНР и ЛНР, и теперь вот, получается, что еще и Коломойского. Для Москвы идеально было бы, чтобы в Минском формате доминирующие позиции со стороны украинской делегации получил Медведчук. Для Захарченко-Плотницкого – идеально то, что идеально для Москвы. Коломойскому выгодно, чтобы Кучма выпал из «Минска», потому что тогда решается вопрос его формальной неприкосновенности. Таким образом, в одну точку сразу сходится целый ряд тактических интересов. Но это другая линия, которая еще, возможно, будет вырисовываться в будущем. Я думаю, что мы «Хвиле» еще прорисуем этот элемент гибридной войны против Украины, которую Россия начала еще во времена кассетного скандала и «делу Гонгадзе».
Сегодня же можно констатировать, что лондонское дело о двух миллиардах ускорило самоопределение днепропетровской группы и перевело запрограммированный конфликт между Порошенко и Коломойским из формата stand—by в реальность. Анализ медиа-дискурса последних двух недель четко показывается, что Коломойский через свои СМИ и топовых спикеров развернул атаку на Порошенко. При этом Ярема стал первым объектом атаки среди людей из ближайшего круга Порошенко, так как его неуправляемость нарушает планы по полномасштабной атаке на Пинчука. Расшатывание кресла под Яремой, по замыслу, должно «натолкнуть» Порошенко на осознание им необходимости договариваться и прислушиваться к пожеланиям в рамках атаки на Кучму.
В свою очередь, выбивание Кучмы из Минского формата становится приятным бонусом и важным символическим шагом не только в рамках тяжбы с Пинчуком, но и в контексте дальнейшей полномасштабной войны с Киевом (Порошенко).
Українцям не приходить тисяча від Зеленського: які причини та що робити
МВФ спрогнозував, коли закінчиться війна в Україні
Нова пенсійна формула: як зміняться виплати для 10 мільйонів українців
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
Однако, вчерашняя отставка Яремы показывает, что президент вполне осознает угрозу, которая исходит от Коломойского. Убрав ослабленного Ярему, Порошенко сделал сильный ход, поставив во главе прокуратуры более мощную фигуру в лице Виктора Шокина. В отличие от Яремы, Шокин является профессиональным прокурором. При этом в его биографии есть одна интересная деталь — в 2005 году он открывал уголовное дело против Коломойского. О чем оперативно напомнил народный депутат ВРУ из фракции БПП Сергей Лещенко.
Публике отводится роль восторженных наблюдателей за поисками справедливости в «деле Гонгадзе», из которого медиа-холдинг Коломойского всеми силами пытается сделать вопрос №1 в стране. Проблема заключается в том, что обострение олигархической борьбы происходит в условиях полного истощения украинского государства. Порошенко и Коломойский явно заигрались и вошли в клинч. Очевидно, что Порошенко входит в самый масштабный кризис спустя полгода после начала своего президентства. Во-многом это связано с тем, что президент мало что пытался изменить в государстве по-сути, что привело к быстрой потери доверия со стороны народа и усилило скепсис со стороны внешних игроков. Однако и Коломойский, преследуя свои сугубо прагматичные интересы, играет в крайне опасную игру, поскольку новый мощный виток дестабилизации в условиях усиливающегося давления со стороны Путина может закончится крушением Второй украинской республики уже этой весной.