Во-первых, чистота тендера вызывает большие сомнения, ведь деньги переложены из государственного кармана Ахметова в его же частный карман.
ООО «ДТЭК-трейдинг» входит в принадлежащую Ахметову «Донбасскую топливно-энергетическую компанию». Эта группа, в свою очередь, владеет 47,46% акций «Днепрэнерго», а значит продавец и покупатель связаны между собой самым непосредственным образом.
Во-вторых, цена купленного угля в полтора раза больше цены топлива, продаваемого государственным «Углем Украины».
В аналитическом отчете Минуглепрома
указано, что «цена 1 тонны товарной угольной продукции, произведенной госпредприятиями, в мае составила 560,6 грн». То есть «Днепрэнерго» могло закупить требуемое топливо не по 840 грн. за тонну у Рината Леонидовича, а по 560 грн. за тонну (с НДС – 670) — у «Угля Украины». На четверть дешевле!
Нехитрым способом можно вычислить, что, закупая твердое топливо у «Угля Украины», наполовину государственная энергогенерация могла бы сэкономить около миллиарда гривен. Добавим сюда же аналогичную сделку между «Днепрэнерго» и ДТЭК, датированную 17 марта, то есть через неделю после избрания Кабмина Азарова. Тогда между компаниями Ахметова был подписан договор на сумму 1,57 млрд грн.
«Создается так называемая дельта на разнице цен. Конечно же, это коррупционное действие, ведь мы видим, как создаются благоприятные условия для частной компании. Это однозначное вымывание средств из предприятия госсектора в пользу частной структуры. Такие схемы применялись в период первичного накопления капитала, когда коррупция преобладает над нормальными принципами экономической деятельности. Нынешняя власть разрешает так делать», — пояснил «proUA» суть сделки глава Независимого профсоюза горняков «бютовец» Михаил Волынец.
Сразу же отметим, что бютовец тоже лукавит. В 2009 году, когда Кабмином руководила Юлия Тимошенко, «Днепрэнерго» три раза закупало уголь у «ДТЭК трейдинг». В декабре на 0,35 млрд грн, в июле на 0,6 млрд и в июне на 0,35 млрд. Итого на время Тимошенко приходятся сделки Ахметова на 1,3 млрд грн. Цена закупки все та же – 840 грн. за тонну угольной продукции. Хотя, на тот момент стоимость госудраственного угля была еще дешевле, чем нынешние 560 грн за тонну. То есть дельта была еще больше.
В-третьих, «Днепрэнерго» обязано(!) покупать более дешевое топливо у «Угля Украины» по постановлению Кабмина от 2 апреля 2009 года.
В соответствии с этим документом все предприятия, находящиеся в управлении Кабмина могут закупать для своих нужд лишь государственный уголь. «Предприятия, учреждения и организации, которые принадлежат к сфере управления центральных органов исполнительной власти, осуществляют закупку каменного угля, который добывается предприятиями, принадлежащими к сфере управления Министерства угольной промышленности, по процедуре закупки у одного участника — ГП «Уголь Украины» без согласования с Минэкономики», — сказано в постановлении.
Частично «Днепрэнерго» выполняет эту норму, закупив в течение года у госоператора угольного рынка продукции на сумму около 1,25 млрд. грн. При этом тендеры, как и положено, проводились по процедуре «закупка у одного участника», о чем и сообщает на своем сайте «Днерпоэнерго».
Впрочем, есть нюанс, до некоторой степени оправдывающий желание Ахметова покупать не государственный уголь, а собственный. Документ, принятый в разгар финансового кризиса, по замыслу Тимошенко, должен был поднять доходы госсектора, обеспечить работой «государственных» шахтеров и снизить зависимость страны от российского газа.
Польські фермери готують повне перекриття кордону з Україною
Le Monde розкрила секретні переговори щодо європейської військової місії в Україні
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
“Помру у боротьбі за свободу”: Хав'єр Мілей про радикальні реформи в Аргентині, війну з соціалізмом та надії на Трампа
Однако новый министр угольной промышленности Юрий Ященко убежден, что постановление Кабмина №285 – это анахронизм, граничащий с маразмом. По его словам, оно скоро должно быть отменено. Ведь таким образом государство ставит частный бизнес в неравноправное положение, по сути, злоупотребляя своим положением.
Что касается нарушения интересов государства, которое не может получить дополнительный доход от продаж угля «Днепрэнерго», то министр объясняет это государственным регулированием.
«Правительством разработан баланс потребления электроэнергии и обеспечения топливом электростанций. Поставки угля на электростанции осуществляются оператором рынка ГП «Уголь Украины» в соответствии с этим балансом. В нем определены помесячно объемы поставок и цены на угольную продукцию» — сказал Юрий Ященко, отвечая на вопрос «proUA» об участии госпредприятия в снабжении топливом украинских электростанций.
По словам министра в 2010 году государственная квота на отгрузку угля генерирующим компаниям — 17,5 млн. тонн. «Каждый месяц мы поставляем 3 миллиона 200 тысяч тонн» — сказал он.
Выходит, что правительство в силу каких-то причин даже не рассчитывает на такого жирного покупателя как «Днепрэнерго»?
Конечно, возможна ситуация, когда у государства просто нет марок угля, необходимых электростанциям. Однако, один из лотов – 650 тыс. тонн угля АШ-06 «Уголь Украины» уж точно мог удовлетворить.
АШ-06 – это угольная пыль, которую можно использовать лишь с углями более крупной зернистости. «Угольную пыль девать некуда. Они накапливаются на складах госпредприятий в большом количестве, но их никто не берет. Такой уголь не подходит ни для бытовых нужд, ни для промышленных. А производство брикетов из этого угля обходится дороже, чем его добыча», — рассказал «proUA» источник в «Угле Украины».
Получается, что у государства есть уголь для «Днепрэнерго», тем более дешевле ахметовского, но оно смотрит сквозь пальцы как формально государственная компания тратит миллиарды на более дорогую продукцию.
«proUA» обратился в «Днепрэнерго» с просьбой ответить на ряд вопросов связанных с последним тендером. Однако полученные ответы вызвали новые вопросы.
«Днепрэнерго» сообщает, что в тендере, где ДТЭК заработал 4 миллиарда, участвовали также ООО «Энергооптторг» и ООО «Б.Б.Д.», предложившие более высокую цену угля, чем фирма Ахметова. То есть формальная сторона тендерного законодательства соблюдена. Однако проигравшие фирмы никак нельзя отнести к важным игрокам рынка. По данным ГНАУ, они созданы менее года назад. И судя по «Вестнику госзакупок», за это время никак себя не проявили в деле торговли с государством. Впрочем, повторимся, однозначно обвинить «Днепрэнерго» и его миноритарного акционера в организации тендера с подставными фирмами нельзя, поскольку нет данных о том, что участники тендера связаны между собой.
Также «Днепрэнерго» сообщает, что у «Угля Украины» нет «необходимых ресурсов угля газовой группы, а также тощего угля», сославшись при этом на опыт торговли госоператора «с другими генерациями». В частности на то, что «УУ» сорвал поставку 40 тыс тонн угля на Криворожскую ТЭС и недопоставил самому «Днепрэнерго» 37 тыс. тонн по заключенным договорам.
Договора на эти поставки заключены в последние полгода. Между тем, еще в прошлом году тогдашний руководитель «Угля Украины» Олег Погодин жаловался на то, что «Днероэнерго» отказывается покупать уголь у государственных шахт.
Сейчас «Углем Украины» командует опытнейший угольщик из Донбасса.Поэтому Ахметову и Кабмину не составило бы труда добиться от «УУ» нормального выполнения договоров. Однако вместо этого госкомпании шьют имидж ненадежного поставщика небольших партий, и в итоге она даже не пытается участвовать в тендере.
Еще один ответ «Днепрэнерго» на вопрос «proUA» просто смутил своей непосредственностью. Его смысл заключается в том, что «Днепрэнерго» не находится в управлении центральных органов исполнительной власти, поэтому оно и не обязано выполнять постановление Кабмина о закупке угля исключительно у госкомпаний. Понятно, что группа Ахметова через 47% акций контролирует госкомпанию и потому по умолчанию считает ее своим активом. На сайте ДТЭК прямо указано, что «Днепрэнерго» является активом ахметовской группы.
Тем не менее, напомним представителям «Днепрэнерго», что их компания находится в управлении НАК «ЭКУ»., которая в свою очередьуправляется органом центральной власти. (устав, п. 17).
Резюме: ахметовский ДТЭК с июня прошлого года продал контролируемой им же «Днепрэнерго» угля почти на 7 миллиардов гривен, пополнив на эту сумму доходы самого богатого человека Украины. Ни у Тимошенко, при которой Ахметов окончательно закрепился на «Днепрэнерго», ни тем более у Азарова эти сделки вопросов не вызывают.
Источник: PROUA