Здесь следует сделать одно важное замечание, говоря сейчас «русичи», «русские», «Русь» по отношению к жителям Русских княжеств и самим княжествам, следует помнить и понимать, что, в тот период, территорию бывшей Киевской Руси населяли представители различных, хотя и родственных, славянских племен (древлян, полян, словенов и др.) говорящие на родственных языках (диалектах) [1], и территории многих княжеств совпадали с территориями проживания этих племен или их военно-племенных союзов, иногда на территориях княжеств проживали неславянские племена (в большей степени финно-угорские и балтийские народы, хотя жили и греки)[2-5], экономические центры, которых становились административно-политическими центрами русских княжеств, а население становилось данниками русских князей.

Именно этим обстоятельством, а не феодальными отношениями, которых на тот момент, в классическом европейском представление, просто не было, и обусловлена так называемая в историографии «феодальная раздробленность Руси».

Можно предположить, что в большей степени, применение этих терминов связано, с тем что основными историческими документами того времени являются летописи, а в них как раз православные монахи, интеллигенция того времени воспитанная и образованная в византийском духе, пыталась на византийский манер объединить всю совокупность населения Киевской Руси в некоторой единой терминологии, опять же на манер византийцев, которые сами себя назвали ромеями (т.е. римлянами), независимо от этнической принадлежности.
Рассмотрим, как развивалась заложенная Византией культура, в новых условиях, во времена нашествия монголов и их 300 летнего их контроля и влияния на русские земли.

Разведка боем…

Накануне вторжения монголов на Русь, бывшее единое государство, Киевская Русь, представляло собой «лоскутное одеяло», состоящее из большого числа крупных и мелких княжеств и земель.
Среди крупных княжеств и земель XIII в., можно выделить [2-6]: Киевское; Переяславское; Черниговское; Смоленское; Галицко-Волынское; Владимиро-Суздальское, Муромское; Рязанское; Полоцко-Минское; Турово-Пинское; Тмутараканское; а также боярские республики – Новгородская и Псковская земли. Следует заметить, что было значение Киева – столицы Киевской Руси к XIII в. было утрачено, хотя формально Киевский престол еще считался главным, но фактически возникло множество новых политических и экономические центров.

Положение княжеств было различным, одни были сильными и являлись «центрами кристаллизации» мелких княжеств, другие были хотя и маленькими, но вели самостоятельную политику, но в целом, уже почти 200 лет, шла гражданская война, фактически Киевская Русь, в целом была, ослаблена постоянными распрями как между княжествами, так и внутри княжеств, среди знати.

Особое место занимали боярские республики – Новгородская и Псковская земли (напоминавшие по своему устройству такие Европейские государства, как Венецианская, Флорентийская и Генуэзская республики), в этих государствах верховная власть была сосредоточена в руках потомков знатных родов – бояр, а участие в управлением государством принимали жители городов Новгорода и Пскова собиравшиеся на Вече – общенародное собрание.

Укреплялись в эти годы и позиции Православной Церкви [4], в столицах и крупных городах княжеств возводили храмы и соборы, особое место занимала монастырская колонизация земель, когда на пустующих землях обосновывались монахи, строились монастыри; это способствовало укреплению авторитета церкви среди местного населении, т.к. монахи приносили с собой новые приемы агротехники, новые сельскохозяйственные культуры, новые приемы в строительстве, занимались мирским и духовным судопроизводством; однако настоящими центрами культуры, аналогичными европейски русские монастыри так не стали, монашеское служение в России в целом не способствовало просвещению широких крестьянских масс, система народного образования в Руси развивалась в основном как светская система и доступная только знати (в этот же период в Европе зарождаются и начинают свою деятельность университеты, католическая церковь способствует развитию системы народного образования в Европе, конечно, он тоже пока доступно представителям знати и зажиточных слоев, но первая еще домонгольская ступень отставания Руси, а затем и России).

Основными источниками доходов Православной Церкви, было сбор церковной десятины с податного населения княжеств, доходы от судопроизводства и пожертвования знати.

Особо следует отметить положение крестьян, несмотря на серьезное улучшение в технике сельского хозяйства и общего роста производительности, сами крестьяне оставались основной тягловой силой и данниками князей, знати и церкви; но в тоже время они в первую очередь страдали от распрей и набегов, как между князьями, так и при нападении внешних врагов, в тот период половцев с юго-восточных и южных степей, рыцарей-крестоносцев обосновавшихся в Прибалтике, с востока русские княжества сталкивались с Волжской Булгарией, мощном и процветающем государством Восточной Европы, эти столкновения не всегда были мирными, и справедливости ради следует отметить. что русские князья по отношению к Булгарии, не проявляли особого миролюбия, но все же больше Русь страдала от набегов кочевников-половцев [2-6].
В таких условиях Русь встретила первое нашествие монголов в 1223 году.

Фактически это была разведка боем, предпринятая по указанию Чингиз-Хана – верховного правителя монголов. Руководили монгольским «экспедиционным корпусом», как мы назвали бы это воинское подразделение сейчас, талантливые военноначальники Субэдэя и Джэбэ, против них выступило объединенное русско-половецкое войско, где половцами руководил Мстислав Удалый, а русское войско не имело единого командования, состоялась битва на Калке, где объединенное войско потерпело жесточайшее поражение, а победители поступили по принципу «горе побежденным». Хотя в истории этой битвы немало неясностей и спорных моментов, но оставим их для изучения профессиональными историками, которые в рамках методов исторической науки дают оценку достоверности тем или иным фактам и их интерпретациям, с философской точки зрения важно осмыслить влияние итогов данной битвы на русское сознание.

Одним из ключевых моментов, в оценке итогов поражения, следует выделить: поражение подорвало общий дух жителей русских княжеств, во многом это связано с осознанием преимущества монгольской тактики и стратегии ведения войны, де-факто со стороны монголов в битве участвовало тумэна, номинальная общая численность которых не могла превышать 20 тысяч всадников, на деле это число должно было быть меньшим, тумэны до этого принимали участие в битвах в Центральной Азии, Иране и Закавказье. Численность объединенного русско-половецкого войска оцениваю как 80-100 тыс. человек, практически 4-кратное преимущество, хотя есть боле скромные оценки порядка 10-20 тысяч воинов, другим словами это вопрос требует дополнительной проверки и установления более менее достоверной оценки числа воинов объединенного русско-половецкого войска.

Все это в итоге породило легенду о «несметных татаро-монгольских полчищах»[2-6].

Популярні новини зараз

Зеленський дорікнув депутатам Верховної Ради за "вихідний" 22 листопада

Україна веде переговори зі США щодо посилення ППО за допомогою THAAD, - ЗМІ

"Чистої води афера": Попенко пояснив, хто і як пиляє гроші на встановленні сонячних батарей

В Україні почали діяти нові правила купівлі валюти: як тепер обміняти долари

Показати ще

Вторым ключевым моментом следует считать неспособность в дальнейшем объединить русские княжества с целью отражения военного вторжения монголов. Причина кроется не только в раздробленности страны, но и в неправильной оценке результатов битвы русскими князьями знатью, многие из которых считали других князей недостаточно надежными и предпочитали полагаться исключительно на свои силы, а зачастую на свои верные дружины.

В целом можно сказать следующее, у каждого народа в истории есть события, воспринимаемые как национальные трагедии. Битва на Калке, в сознание жителей русских княжеств, оставила такой глубокий след, воспринимаемый как общенациональная трагедия вплоть до Куликовской битвы. Монголы же напротив приобрели новый военный опыт и изучили в ходе битвы тактику русского войска. Вообще монгольская тактика боя и стратегия ведения войны, это сам по себе очень интересный предмет исторического исследования, требующий отделить мифологизированные моменты от истинных фактов [7].
Вторжение монголов и разгром Русских княжеств

Само вторжение монгольского войска под общим руководством внука Чингиз-Хана – Баты-Хана (Батыя), началась в конце 1237 года.

Вторжение проходило в два этапа, на первом этапе, в 1237-1239 годах основной удар пришелся на северо-восточные княжества, во время второго этапа 1239-1240 годов, под ударами монголов пали Черниговское княжество и Юго-Западная Русь, однако следует заметить, практически не пострадала от нашествия Новгородская и Псковска земля, Смоленское, Полоцкое и Турово-Пинское княжество.

На Руси о вторжение знали, за полтора года до этого на Русь в северо-восточные княжества хлынул поток булгарских беженце спасающихся от захватчиков… Но в даже в преддверии серьезной угрозы русские князья продолжали свои усобицы, и не сумели объединиться, что бы выступить единым фронтом против захватчиков.

Первыми встретили монголов северо-восточные княжества, которые оказались к этому не готовы.
Оценивая влияние Византии, следует выделить позицию, которую заняла Православная Церковь, с первых дней вторжения заявляла, что нашествие это «наказание божие», ниспосланное на Русь за грехи. Это звучало в проповедях, это нашло отражение и в духовной литературе. Церковная знать так же заняла позицию примирения с захватчиками [7], объясняется это веротерпимостью монголов-язычников. Одновременно с монгольским нашествием на Русь, с запада, на земли Новгорода и Пскова, вторгались шведские рыцари и крестоносцы, а также Смоленское княжество совершали походы литовские князья. Не оставались в стороне Польский и Венгерский короли, принимавшие участие в не прекращающихся на фоне монгольского вторжения междоусобица русских князей. Сам факт не прекращающихся на фоне монгольского вторжения междоусобиц, говрит о многом.

В завершение обзора вторжения, следует рассмотреть судьбу Галицко-Волынского княжества, правил в этом княжестве, в период монгольского нашествия, князь Даниил Романович Галицкий (1201 или 1204 – 1264 годы), его усобицы с другими князьями, в частности с князем Ростиславом Михайловичем (1227 – 1262), вынудило искать союзников в Венгрии, Литве, Польше и Чехии. Сам князь Даниил, принял предложение папы о короновании в титуле «Rex Russiae» и «duces totius terrae Russiae, Galicie et Ladimirie» («король Руси» или «князь всей земли русской, галицкой и владимирской») и латинизации (переход в католичество) подвластных ему земель. Несмотря на то, что он также формально принял власть монголов, тем не мене при поддержке Венгрии, Литвы и Польши успешно, в последствии, боролся против монголов, став фактически первым русским князем, успешно отражавшим их набеги [2-7]. При этом он продолжал борьбу с другими русскими князьями, в частности и с Александром Ярославовичем Невским (1221 – 1263) за ханский ярлык на Владимирское княжество. Приходилось ему и его потомкам воевать со своими основными союзниками Венгрией, Литвой, Польшей [2-7].

В итоге земли это княжества отошли во владения Венгрии, Литвы и Польши, а местное духовенство вошло в унию с католической церковью. Таким образом, сформировалась современная Западная Украина, Галичина, втянутая в духовной жизни в орбиту Западной Цивилизации.


Золотая Орда и объединительные центры русских земель

Монгольское нашествие и установленное в последующем Золото-Ордынское Иго, зависимость русских земель, было тяжелым бременем для Руси, в это период. Весь это период наполнен страданием народа: к тяготам повседневной жизни; выплатам дани знати; церковной десятине; княжеским междоусобицам (они, как мы уже ранее отмечали, не прекращались даже во время нашествия) добавились еще выплаты дани Золотой Орде; и карательные экспедиции ордынцев с целью усмирения антиордынских выступлений и бунтов; а также участие ордынцев в междоусобицах русских князей.

Ордынские правители поддерживали междоусобицы русских князей, предотвращая усиление русских княжеств. Стоит отметить, что на Руси возникает сразу несколько «великих» княжеств, а зачастую княжеский ярлык на одно, и тоже княжество получают два разных князя.

Православная Церковь, не желавшая перехода русских княжеств по влияние католического Рима, проводит политику замирения правителей Золотой Орды, при этом поощряет борьбу с Крестовыми походами против Золотой Орды, которые объявляют папы Римские.

Особую роль в этот период начинает играть Литовское княжество, которое наравне с Владимиро-Суздальским княжеством, становится центром и собирателем русских земель, в частности под влияние Литвы попадают в частности Полоцкое, Турово-Пинское, Смоленское, Черниговское княжество. В Великом Княжестве Литовском, Руси, Жемойтском (Жмудинском) и иных (таково его официальное название в документах того времени), население русских княжеств поначалу занимает ведущие позиции, являясь скелетообразующей основой этого государства, русский язык становится государственным, русская знать становится влиятельной, при престоле Великих князей. Княжество вело успешную борьбу как с русскими княжествами Северо-Восточной Руси, так и Галицко-Волынским княжеством, часть территории которого в итоге войдет в его состав. Боролись они и с рыцарями крестоносцами и Польшей.

В конечном итоге, литовская и часть русской знати приняли католичество и оно было объявлено государственной религией. Уже после принятия католичества Великое княжество Литовское войдет в унию с Польшей, и в итоге возникнет новое государство – Речь Посполитая, правда это процесс будет идти почти 200 лет и завершится в 1569. Православное духовенство препятствовало распространению католицизма на население русских княжеств, подвластных Литве, население этих княжеств теперь испытывало еще и религиозный гнет.

Особое место в этот период занимают Новгородские и Псковские земли, которые практически не пострадали от монгольского нашествия, за исключением пограничных территорий. Они платят дань Орде, отбивают рыцарские вторжения, но при этом ведут активную торговлю, а местная знать – бояре, не против, принять католичество и перйти под власть западных держав, с чем борется православное духовенство и приглашаемые для обороны князья.

С другой стороны в Северо-Восточной Руси к середине XIV в. выделяются два основных соперника в борьбе за объединение Русских земель: Великое княжество Московское и Великое княжество Тверское, в итоге в этой очень жестокой и коварной борьбе побеждает Москва, все это происходит на фоне ослабления самой Золотой Орды, раздираемой внутренней борьбой за власть. Следует отметить, что к тому времени сбором дани для Золотой Орды, занимаются сами великие князья, и от них зависит поступит собранная дань, или нет. Все это приводит к тому, что Великое княжество Московское бросает открытый вызов Золотой Орде.

В 1380 году произошло событие, которое переломило ход истории и обозначило выход Великого княжества Московского из под власти Золотой Орды. Куликовская битва, первое крупная победа Северо-Восточной Руси над Золотой Ордой, победа далась страшной ценой, уже через два года Тохтамыш разорит и сожжет Москву, тем не менее, победа на Куликовом поле показала, что с Ордой можно успешно бороться и фактически стала отправной точкой формирования русской нации.

Окончательно зависимость от Орды будет ликвидирована в 1480 году после стояния на реке Угре (тогдашней границе Великих Княжеств Литовского и Московского).

За время Ордынского Ига, Северо-Восточная Русь фактически пришла в упадок, и только возникшие в самой Золотой Орде проблемы (продиктованные как внутренней борьбой за власть, так ослаблением Орды в результате ее разгрома войском Тамерлана), позволили Московскому княжеству выйти из под власти Орды.
Особую роль в установление Ордынского Ига, сыграла Православная Церковь провозглашавшая нашествие и последовавшее Иго, как «наказание божие за грехи» русичей, церковь также проводила политику замирения с Золотой Ордой, при это вдохновляла на борьбу против христианского мира католической Европы. Объясняется это теми фактами, что русское православное духовенство обученное и воспитанное в Византийской традиции не желала починятся власти Папы Римского и латинизации Руси, это нежелание было настолько сильным, что в 1448 Русская Православная Церковь объявляет о своей автокефальности от Константинопольского Патриархата, поведшего переговоры и подписавшего унию с Папой Римским [6].
Великое Княжество Московское

После освобождения от Ига, Великий князь Московский Иван III, продолжает объединение русских земель в единое государство, что приводило к конфликтам с Великим княжеством Литовским, Ливонией, Швецией, например Пограничная война С Литвой 1487-1494 годов, позволила включить в состав княжества еще ряд русских земель находившихся под властью Литвы. Своему сыну, от Софии Палеолог племянница последнего императора Византии Константина XI – Василию III он оставил сильную объединенную державу. В правление этого государя Великое княжество Московское прирастало землями как, на Западе, за счет войн с Литвой, Ливонией, так и на Севере и Востоке, за счет войны с Казанским ханством [2,4-6].
После его смерти в в1533 году, на престол восходит его 3-х летний сын Иван IV Великий (Грозный), до 1545 года управлением государства занимается назначенная еще Василием III боярская комиссия, состав которой меняется из-за борьбы за власть и влияние среди бояр. Основные моменты правления Иван IV, необходимо рассмотреть отдельно.

Заключение

Итак, рассмотрев период от вторжения монголов на Русь и до Великого Московского времен правления великого князя Иван IV, мы можем кратко резюмировать, в этот период основным носителем идей Византии на Руси оставалась Православная Церковь, вставшая в итоге абсолютно независимым и сильным общественным институтом, однако она не решила тех задач, которые решались в Католической Европе, светская власть в лице  князей была поглощена борьбой за власть и с соседним княжествами и государствами.
Остается вопрос о Московском Царстве, как основном воплощении наследия Византии, внуком Софии Палеолог.


Библиография

[1]    В. В. Седов Происхождение и ранняя история славян // М.: «Наука», 1979.
[2]    М. С. Грушевский История Украины-Руси, в 11-и томах // М: «Сварог и К», 2001.
[3]    Н. М. Карамзин История государства Российского, в 12 — и томах // М.: «Наука», 1991.
[4]    В. О. Ключевский Русская история. Полный курс, В 3-х книгах // М.: «ЭКСМО», 2008.
[5]    С. М. Соловьёв История России с древнейших времён, в 29-х томах // М.: «ЭКСМО», 2009.
[6]    А. В. Терещенко История культуры русского народа // М.: «ЭКСМО», 2007.
[7]    В. В. Похлебкина Татары и Русь. 360 лет отношений в 1238-1598 гг. //М: «Международные отношения», 2000.

Олег Иванович Шро,
кандидат физико-математических наук.
e-mail: olegshro@gmail.com