Как же управлять страной во время войны? Ведь если все неправильно, то надо говорить – как правильно. Не разбираясь в войне, военный операциях, дислокациях и снабжениях, тем не менее, можно высказать ряд предложений цивильного характера. Тем более, три уровня управления страной никто не отменял.
Уровень третий – будущее. Первая настоящая реформа
Каждый день, мы, тыловые крысы, ставим себе вопрос – а что мы делаем такого, чтобы нашим друзьям было за что умирать? Понятно, что поход на наши квази-выборы вряд ли может кого-то убедить. В чем наша духовная сила, которая их поддерживает?
Майданократия
Отметим, что делается:
— Программа «Милосердие нации». Действительно, мы помогаем беженцам, раненым солдатам, семьям убитых. Даем жилье, деньги, работу. Слушаем их и помогаем другим стать лучше. Сами стараемся стать добрее и отзывчивее. За это стоит рисковать жизнью. Ведь теперь наше человеколюбие навсегда привязано к государству Украина. Которое и стоит менять под наше доброе сердце – чтоб никакой чинуша не мешал нам помогать.
— Программа «Народная армия». Часть пошла добровольцами, остальные – скидываются деньгами. Помогают в перевозках. Лечат раненых. Основана, конечно, на обиде на Путина и компанию, желании вырваться из заколдованного круга. Но ощущение плеча – даже того плеча, которое первый раз в жизни увидел – это уже сетевое государство.
— Программа «Реформы ради реформ». Название сатирическое, но хорошо отражает, что мы понимаем под реформами. Это поменять общество на «справедливое», сделать человека «свободнее», бизнес «честнее». Не разобравшись с понятиями, мы сразу объединяемся ради документов, самые деятельные – толкают их в парламент. Но иногда живя в стране советов, понимаешь, что теряется ключевое качество войны, да и всякого действия – концентрация.
Все это – продолжение полу-стихийного Майдана. В котором человеческие качества были куда чище, чем управление. Где люди были готовы умирать не получая четкой «вказивкы» или оправдание своей жертвы «лидерами Майдана» (ну, не было такого как один священник в России, раздающего индульгенции на потоке). Энергия сейчас как на Майдане, только уже в пространстве страны, а управление – как на базаре, где у каждого своя палатка и свой интеллектуально-эмоциональный «крам».
По-сути, общество не сконцентрировано ни на одной реформе, а наш нобилитет (используем это слово вместо элиты) этим – пользуется. Ведь если народ хочет всего, и на каждую сферу (экономика, налоги, избирательная система и т.д.) имеет по три популярных мнения и десять экспертных, то легко игнорировать всех, обещая «рассмотреть» и рисуя манну небесную.
Но дары Небес дает только Всевышний. Наши правители точно не оттуда. Потому как обычные люди они признаю только две мотивации – власть и страх. Те, у кого деньги – не правители. Они последних нанимают.
Невозможное — возможно
Задаваясь каждый день вопросом – а что мы можем сделать такого, чтобы действительно удивить солдат, которые вернутся с фронта – мы не можем все равно сойтись на одном конкретном ответе. Ведь мы пока только начали верить в себя, только стали на путь изучения нашей души, желаний. Мы еще сами не знаем — чего хотим, а чем – действительно готовы пожертвовать. Но вопросами задаемся.
Битва двох найобок: чому українці повертаються на окуповані території
Оновлено соціальні норми споживання газу: що тепер мають знати споживачі
Залужний сказав, коли Росія вдарить із новою силою
В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться
Глубокие поиски не ведут к конкретным осязаемым мегарезультатам сразу. «Что-то надо делать даже тогда, когда не знаешь что делать» — урок грузинских реформаторов. «Реформы должны быть популярными» — это повторяет, после поляков, грузин уже и Рабинович.
Т.е., упрощая:
— надо сделать что-то такое, что действительно удивит всех, в т.ч. нас самих
— не возможно сделать сразу все реформы, надо с чего-то начать одного
— это надо сделать быстро
И да, разгоном ГАИ мы не удивим. Нам нужен другой яркий старт реформ. И реформы эти должны идти сверху – иначе это просто волонтерство. А последними усилиями мы можем сделать многое, но не получим главное – уверенность что у всех нас получилось что-то одно.
Учитывая оперативный уровень управления коррупционной украинской экономикой, о чем сказано выше, то мы не должны затронуть главного – деньги. И политическую стабильность. Жертв должно быть не так много, чтобы мы их начали в результате реформ жалеть. Репрессируем СКМ – миллионы людей начнут жалеть, а сотни тысяч будут показательно уволены (привет Аэросвиту). Наедем на Приват – раствориться он, как будто его и не было, а «денег – их тоже нет». Да и вообще, они патриоты, а их Ляшко душит. Ладно, Пинчук, который «ни доллара на армию не дал» — тут его друзья типа Клинтона с Квасневским начнут по ушам ездить. Про Фирташа молчу – на том вообще «страна держится». Да в общем, непонятно вообще кого трогать, т.к. все повязаны и друг друга «прощают».
Так, ходя по кругу невозможных украинских принципиальных реформ (про выживание – про это было выше, в разделе два, а на третьем уровне пора и о жизни думать), мы найдем самую презираемую, непонятную и невоенную сферу – суды.
Самая презираемая из всех сфер
Надо не просто люстрировать сомнительных судей, а уволить всех – даже невиновных. Ведь одно только наличие в старой когорте опорочит членов нового состава.
Надо не просто отпустить их – а запретить быть судьями всем навечно.
Надо не просто найти новых – надо запустить другой механизм отбора.
Как? Запустить рекомендательное письмо что теперь судьи должны выбирать судью в регион по заявке облсовета/горсовета например. Да, де-юре судьи все равно вроде сами себя назначают, но попробуют ослушаться – и тогда привет тюрьма. За нетрудовые доходы, за сомнительные решения – а это почти у всех судей найти можно. Законов столько, что только Мессия их не нарушал. Нормальные же судьи нас поймут и найдут себе другую работу.
Да и пачку законов сразу менять не надо. Просто рекомендательное письмо. Назначили же так одесского прокурора – по рекомендательному письму явно незаконному. Такую практику надо углубить.
Денег старым судьям дать в дорогу – пусть даже несколько десятков тысяч. Причем – половину заморозить на депозите Ощада и Привата (50 на 50 чтобы обидно ни Дубилету, ни Пышному не было). Не расследовать, если рыпаться не будут, ничего из прошлой карьеры, кроме криминала и репрессий против Майдановцев. Дать возможность работать только адвокатами – только после пяти лет «неприкаянности». Запретить быть прокурорами. Пусть теперь сами поживут «за стеклом».
Самых хороших судей отправить на практику в иностранные суды – пусть учатся.
Как же найти новых?
Думается разумнее всего организовать незаконные референдумы и выбора по всем городам и весям. Кандидатами – имеющих высшее образование в юриспруденции, не работавших судьями-прокурорами. Или тех, кто обещает быстро его получить. Запрещено – на первые десять лет – друзьям и родственникам депутатов, судей, прокуроров. Обязательно — честную декларацию по доходам/расходам за год.
После выборов год наши новые судьи доучиваются в каком-нибудь пилотном городе (предлагается – Калуш, Славянск и Первомайск Николаевской области), после чего запускаются в суды всех направлений – в те веси, где их выбрали. Преподавателей для них утверждает Президент/Кабмин по рекомендации Наблюдательного Совета, где наши реформаторы, НГО, правозащитники, иностранцы и пару оппозиционеров. И пару наших контрразведчиков тоже не помешает – для спокойствия.
Потом, «рекомендательными письмами» они назначаются и судят по-честному. Контролируют сами себя, предлагают сами дальнейшие реформы, отмену законов.
Это – один из возможных путей. Но перезапуск судейского корпуса подходит нам лучше всего.
Там, где царит справедливость
Во-первых, судей не так много. Даже честных людей мало пострадает, что уж говорить про «сомнительных». Но уволить надо всех.
Во-вторых, разрушается круговая порука. Ведь из старых – нет никого. И они отправлены подальше – за границу, или в не связанную с юриспруденцией отрасль.
В-третьих, можно повышать зарплаты. Зря – не пропадут. Ведь теперь судья будет находиться под контролем.
В-четвертых, за год обучения, наши студенты – будущие судьи, сами должны определить и требовать от Парламента упрощения своей работы, уточнения законов и т.д.
В-пятых, никаких вечных судей. 7 лет – достаточный срок. Но не больше двух сроков.
Критика. Перезапуск системы через «народные выборы» незаконен. Но стоит ли его делать дальше? Это вопрос. Не так плохи законы о самоуправлении судей в Украине. Вопрос в качестве людей.
Будут ли хуже судить? А куда уже хуже? Судьи и так загружены непонятно чем, имеют плохое понимание как законов, так и общества, живут в выдуманном мире и пытаются выживать.
Хватит ли года? Часть, конечно же, отсеются. Но лучше так, чем ждать, когда судьи эволюционно дойдут до понимания «права», «справедливости», «честности» как юридических категорий, а не просто воззрений.
Хватит ли людей? Страна настолько велика, что людей хватит точно. Законов много – да. Потому и надо может ввести временное конституционное положение «на 1 принятый закон должно сокращать десять старых». Даже если среди новых судей окажутся дураки (а они будут), то во-первых, сами жители таких и выбрали, во-вторых, система точно будет их выплевывать – так как общественный интерес к ней будет больше, чем к депутатам и звездам. По крайней мере, первые пять лет точно.
Возможно даже, что эта реформа должна пройти не так, возможно – следует сменить систему на смешанную. Например, выделить сферы для прецедентного права и интегрировать в нынешнее законодательство. Есть тысячи способов. Но это надо сделать за год – чтобы сразу все увидели кардинально другой результат. Может даже здания судов отдать облсоветам и поменяться с последним местами. Или проводить заседания в самом горсовете. Или крупнейшие суды вынести вообще за границы города.
Дополнение – очень важное. Крупные хозяйственные дела, условно, от 10 млн гривен, обязательно должен рассматривать суд вообще из другой части страны. А если речь идет о бизнесе с миллиардным оборотом – то сразу высшая инстанция, без всяких апелляционных процедур.
Но именно эта сфера гарантирует:
— любой, кто воюет, помогает армии, сможет рассчитывать на справедливые и незаангажированные деньгами, властью решения судов по отношению к себе и своим родственникам – т.е. надежда есть, и она конкретна
— судьи конечно имеют много связей, но бунт поднять не смогут. Каналов у них нет, тысяч рабочих – тоже. Да, есть знакомые депутаты – но именно тут общество должно надавить на всех.
— денег на снос судейского корпуса явно будет потрачено если не меньше, то точно – не намного больше.
— прокуратора тогда реформируется сама собой – ведь судьи новые начнут с зачистки своих коллег-юристов
— юр.вузы можно будет либо ликвидировать, а лучше – перевезти в те же Калуш, Славянск и Первомайск, остальные – реформировать, просто уволив/посадив сомнительных лиц
— да и вообще, новые судьи с таким запалом и конкуренцией могут взяться за очистку страны, что за 5-10 лет сделают больше, чем пять созывов парламента, состоящего сплошь из радикальной партии
— и при этом, ход реформ «от судей» будет не настолько угрожающ и заметен олигархам и депутатов, чтобы их насторожить, испугать. Старая клика будет сварена как раки – в медленно теплеющей воде. Когда спохватятся – будет уже так поздно, как не было никогда.
Если рассматривать вопрос шире, то именно сфера Права, этот институт, который решает, что справедливо, а что – нет, может стать драйвером развития украинского общества, экономики (искореняя коррупцию) и страны. А значит – и нашего с Вами счастья тоже.
Мечты должны быть и конкретными тоже. Если общество сможет дожать до результата – честные суды, с полностью новыми людьми – у него появиться новая сфера ответственности.
Мы помогаем армии – потому что это честно. Мы поддерживаем беженцев – потому что это по-человечески. Мы говорим о реформах, потому что хотим представлять хоть какое-то конкретное будущее.
Так мы должны взять на себя ответственность за суды – и сделать наши народные суды, которые будут у нас под контролем, на нашем довольствии – и помогать нам самим становиться честнее.