1 августа в Украине прошло довольно заурядное, на первый взгляд, событие. Президент Порошенко дал онлайн интервью ведущим телеканалам страны. Интервью оставило достаточно сильное впечатление – чёткие месседжи, моторика мысли Президента, уже неоднократно отмеченная, ясность понимания текущего момента, целей и задач, стоящих в краткосрочной и среднесрочной перспективе перед страной.
Из позитивных моментов хочется отметить чёткое понимание того, что Крым не продаётся, но экономический ущерб нужно возместить, что не стоит задача «навредить России», а нащупать точки влияния на нее, понимание проблематики по люстрации и реформам. В числе прочего Президент в прямом эфире подписал ряд законов, принятых Верховной Радой. Между строк читался посыл, что Украина медленно, но верно начинает жить по-новому. Это новая Украина.
Но есть и другая Украина. Представьте себе.. Нет, не Славянск или Краматорск. Представьте себе ранним воскресным утром село на севере Ровенской области на границе с Беларусью. Остановка маршрутки. Единственной за день марштрутки, которая соединяет село с областным центром. Несколько человек в ее ожидании. Два дня назад террористами был сбит Боинг малайзийских авиалиний. И следующий диалог:
Бабулька: — Куда мир катиться! Как страшно жить! Сколько этим сепаратистам-террористам надо! Чего они хотят?
Остальные ожидальцы: — Это ж надо, уже самолёты начали сбивать! Сколько это будет продолжаться?
Тут подходит мужчина средних лет:
— Да это украинская армия сбила самолет. И не признаются!
Тут неожиданно все остальные подхватили: — А может и украинская армия! Это ж какой позор!
Здесь нужно заметить, что дело происходит в глухом селе, недалеко от границы с Беларусью. То есть тут спокойно транслируются российские и белорусские телеканалы, работают белорусские операторы сотовой связи, и почти нет интернета. А самый уважаемый политик двадцати последних лет у местного населения, как вы думаете кто? Лукашенко.
Таких глухих мест в Украине множество. И это тоже Украина.
И между этими двумя Украинами пропасть.
И преодолеть эту пропасть, я считаю, может только грамотная информационная стратегия Украины как государства. В интернете, при работе над контент-маркетингом для коммерческих тематик, мы называем такую стратегию контентной стратегией. Что она в себя включает и какой должна быть.
Информационная стратегия Украины – это подчинённая одной цели совокупность следующих составляющих:
Графіки відключення світла по-новому: на сайт Yasno внесли "зручні" зміни
У Нацбанку спрогнозували, як зміняться ціни на продукти у 2025 році
"Бусифікації кінець": Умєров розповів, як зміниться мобілізація в Україні
Водіїв штрафують за номерні знаки: хтось може потрапити майже на 1200 гривень
- непосредственно, цели информационной стратегии;
- субъекты создания информационных сообщений;
- объекты воздействия информационных сообщений;
- типы информационных сообщений;
- каналы распространения информационных сообщений.
Цели информационной стратегии Украины на данном этапе должны быть:
- Информирование отдельных граждан, территориальных громад, сетевых сообществ, органов власти на местах о состоянии дел в стране, о том, что планируется сделать.
- Формирование, так сказать, лояльности к бренду «Украина» в онлайн и офлайн среде.
- Ведение контрпрогаганды с глубоким проникновением до самых отдалённых уголков страны в ответ на вражескую пропаганду.
Здесь многие возразят, что есть сайт Президента Украины, есть его представительство в социальных сетях, есть множество телеканалов и газет. Но они разрозненны, у них свои цели и задачи. Приведу пример. Президент Порошенко в прямом эфире подписал Закон Украины «О Высшем образовании». Газета «Голос Украины» опубликует его. Но все эти каналы коммуникации не решают стратегических информационных задач. И вот почему:
- интернет-представительство Президента не доходит до людей, у которых нет интернета, а таких людей в стране миллионы;
- газета «Голос Украины» — это, не в обиду коллективу редакции, имеет статус издания, после публикации в котором законы «набувають чинності», но не все в Украине являются ее подписчиками; то есть, во-первых, газета публикует текст закона, но не разъясняет его пользу, во-вторых, уровень охвата газеты ограничен;
- телеканалы, интернет-порталы и иные печатные издания имеют своих собственников, поэтому решают свои задачи; например, сюжет о вышеупомянутом законе был на всех телеканалах, но он занял несколько секунд и непонятно по ним какие выгоды он несет.
Субъектом создания государственных информационных сообщений может быть только первоисточник – такая себе информационная группа при Президенте Украины и группа спикеров по направлениям в нее входящая, то есть группа при высшем должностном лице в государстве.
Спикеры должны быть по следующим направлениям:
- армия и безопасность Украины;
- медицина;
- образование;
- транспорт;
- сельское хозяйство;
- проблемы городов;
- экономика;
- налоги;
- и другие тематики.
Необходимость создания института спикеров для информационной стратегии Украины состоит в нескольких моментах:
- спикер, как правило, эксперт в своей области;
- наличие спикеров уже в среднесрочной перспективе будет фундаментально повышать уровень доверия к государственным информационным коммуникациям;
- те «речники», которые вещают с экранов сейчас (не в обиду им) малоинформативны и часто бесполезны для аудитории, которая сразу переключается на сериал.
Представим себе жителя райцентра, который несколько раз читал сообщения от спикера по медицине в газетах, видел на информационных стендах у себя в районе и, встречая его в телевизоре, он, как правило, с интересом послушает сообщение.
Остальные субъекты – телеканалы, интернет-порталы, газеты и т.п. субъектом не являются. Они являются одним из каналов распространения информационных сообщений. Эта информационная группа (при Президенте) отвечает за все части информационной стратегии страны. И является первоисточником для всех объектов.
Объектами воздействия информационной стратегии есть:
- Отдельные граждане Украины.
- Иностранные граждане.
- Территориальные громады – села, поселки, райцентры, районы и микрорайоны, жеки, крупные предприятия и другие территориальные образования.
- Воинские части, школы, больницы, инфраструктурные объекты.
- Другие объекты.
Теперь самое интересное – типы сообщений. Это могут быть:
- Сводки событий за определенный период времени.
- Интервью с экспертом по тем или иным вопросам, касающимся широких «верств» населения Украины, например с министром образования по вопросу того же Закона Украины «О высшем образовании».
- Видеоролик по актуальным вопросам одной из многочисленных реформ, которые будет проводить будущий парламент.
- Инфографика. Например, инфографика на тему «Как изменится жизнь сельхозпроизводителей после подписания ассоциации с ЕС».
- Статья в стиле «вопрос-ответ» на актуальную тематику.
- Отчеты об успехах и неудачах, а также причинах неудач различных государственных начинаний.
Могут быть исторические очерки, общественные дискуссии, фотоотчеты, но главное – никакой воды, только ценность для аудитории. Ориентация на самого малообразованного человека, который целый день работает в поле, а вечером идёт за пивом в сельский магазин.
Теперь еще интереснее – каналы распространения информационных сообщений:
- Официальный интернет-портал.
- Социальные сети.
- E-mail-рассылка.
- Медийная баннерная реклама.
- Телевизионная реклама.
- Новостные интернет-порталы.
- Телеканалы и их интернет-порталы.
- Газеты и их интернет-порталы.
- Печатная реклама.
- Информационные стенды.
По поводу первых девяти пунктов, думаю, споров не возникнет. В Украине достаточно специалистов, которые в объединённой команде могут реализовать распространение официальных государственных сообщений.
Зачем нужны информационные стенды и что это такое? Представьте себе:
- Информационный стенд, похожий на те, с которых советские граждане читали передовицы газет.
- На них размещается печатный вариант информационных сообщений Президента (Правительства, Верховной рады, а впоследствии и территориальной громады).
- Информация размещается под стеклом.
- В случае повреждения стенд аккуратно восстанавливается столько раз сколько нужно (проверено на городских клумбах – вытоптали-вырвали – муниципалитет посадил, и так много раз, пока не перестанут вытаптывать).
- Информация обновляется не менее двух раз в неделю, иначе не будет интереса аудитории.
- Архивные бюллетени отправляются в местную библиотеку.
- Стенды размещаются возле сельских клубов, а лучше магазинов, на транспортных узлах, в райцентрах, в районах и микрорайонах больших городов, возле предприятий, больниц и т.д. обеспечивая полный охват населения Украины.
Вопрос – ответ.
- Что за каменный век? Какие-то газеты, под стеклом, передовицы какие-то, пережиток совка? Почему бы сделать экраны с тач-скрином, по-современному.
Ответ: на данный момент это дорого. Нужно в кратчайший срок и с минимальными ресурсами добиться охвата всего населения Украины. - А в интернете селяне посмотреть не могут?
Ответ: в Украине миллионы людей не пользуются интернетом, также как и канализацией, септиками, горячей водой и прочими благами. Более того, это не вписывается в их картину мира. Более того, миллионы людей не будут никогда пользоваться интернетом.
Пример. В вышеописанном селе, безусловно, есть интернет. Но степень его использования ограничивается присутствием во «ВКонтактике» школьниками. Тридцатилетние там им не пользуются и пользоваться не собираются.
Почему это важно. В современной информационной войне победит в конечном итоге тот, кто выиграет борьбу за смыслы. Реализация информационной стратегии – это первый шаг в борьбе за смыслы. Долговременная реализация стратегии позволит выйти, в конечном итоге, победителем в борьбе за смыслы.
Если не взяться за реализацию информационной стратегии Украины на государственном уровне, то информационную повестку и смыслы будут формировать телеканалы, газеты и интернет-порталы, или, что еще хуже, Дмитрий Киселёв, прости господи.
И еще. Реализация информационной стратегии Украины (доктрины, если хотите) – это первый шаг в системной работе с инфомацией на государственном уровне в СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ. Будь у Украины раньше такая стратегия, всего этого ужаса – ДНР, ЛНР, сепаратизма-терроризма, сбитых Боингов, расстрела безоружных людей на Майдане, сотен погибших бойцов АТО – могло бы и не быть.