После инаугурации Петра Порошенко 7 июня на повестке дня есть два ключевых вопроса — досрочные выборы в Верховную Раду и война на Донбассе.
Выборы в Раду нужны для того, чтобы запустить реальный механизм перезагрузки политической системы, чтобы запустить социальные лифты. В отличие от президентских выборов, выборы в Раду дадут шанс молодому поколению Х которое выходит на политическую авансцену. Это приведет к расширению устойчивости политической системы, как следствие стабилизации всего государства.
Выборы также нужны Порошенко, чтобы сформировать более управляемый парламент, пока у него есть кредит доверия от общества. Если он повторит ошибку Ющенко и Януковича и не разгонит Раду сразу, то очень быстро он получит коалицию против себя в ВРУ по мере того, как станет очевидно, что ничего не изменилось. Учитывая, что у Порошенко нет запаса прочности, что был у Ющенко (в большей степени) и Януковича (в меньшей степени) плюс он имеет войну на востоке плюс коллапс экономики плюс агрессивную Россию, то он почти не имеет пространства для маневра. Отсюда новый президент не имеет права на ошибки на первых шагах, поскольку любая серьезная ошибка может повлечь за собой окончательный коллапс государства. Время и ресурсы — ключевая проблема Петра Алексеевича.
При этом последняя дискуссия у Шустера показывает, что в целом парламентская элита плохо осознает, точнее говоря, не осознает над какой пропасть балансирует Украина. Их дискурс показывает, что они сконцентрированы на сохранении своих позиций, не понимая, что это уже в принципе невозможно. Они постоянно говорят об экономике, где лежит их главный интерес. Контроль над экономикой определяет контроль над политической системой, которая разваливается на глазах, поскольку неспособна сбалансировать интересы всех социальных групп. В этой ситуации есть два пути решения проблемы:
а) Поиск широко компромисса в котором все стороны жертвуют частью своих интересов. Такой вариант возможен, когда все стороны осознают глубину кризиса, как следствия, понимают, что издержки компромисса в конечном итоге обернутся выгодами в будущем. Учитывая, что значительная часть элиты и населения не осознают глубину кризиса, то компромисс невозможен. Поэтому более вероятен второй вариант.
б) Один или несколько игроков, опирающиеся на широкую массовую поддержку решают проблему дисбалансов в государственной системе за счет ретроградных акторов и социальных групп, чье тяготение к консервативной политике ( т. е. сохранение по возможности старой системы) угрожает опрокинуть все государство. В этом случае, такие игроки и социальные группы в ходе политической борьбе ослабляются и, в пределе, уничтожаются. Это наиболее вероятный сценарий разрешения нашего кризиса.
Как я говорил выше, Петр Порошенко находится в очень тяжелой позиции, потому что он может устоять только в одном случае — если начнет приводить к балансу все перекосы в экономике и госинститутах. По крайней мере, наведет порядок в ключевых точках разрыва. Это потребует ужать аппетиты всех социальных групп, но, прежде всего, олигархов, как паразитической группы, которая монополизировала экономику и не позволяла ей развиваться.
Ужать их аппетиты можно только за счет контроля над силовиками, поскольку без аппарата принуждения нельзя добиться реализации своей политики. Поскольку сегодня контроль над силовиками носит квотный, коалиционный характер, то армия, милиция, СБУ не могут быть эффективными. Поэтому, ключевой маркер эффективности Порошенко лежит в плоскости его контроля над силовиками. Установить ему его будет тяжело, потому что олигархи не дураки и будут пытаться предотвратить такой сценарий. При этом они имеют более чем достаточно возможностей, чтобы ударить по Порошенко в тот момент, когда ему будет сложно чем то ответить.
Поэтому, я думаю, что в ближайшие месяцы мы увидим ключевой конфликт в политической системе Украины, определяющий судьбу страны. Агрессивная, напористая тактика Коломойского будет заставлять более слабых олигархов жаться вокруг Порошенко, туда же поплывет Ахметов с Фирташем и Хорошковским. Коалиция будет неустойчивой и может в любой момент развалиться под воздействием внутренних и внешних факторов. Поэтому все будут спешить как можно быстрее и лучше вооружиться. Процесс формирования олигархических армий — четкий тренд, который находится на подъеме.
Отсюда президенту действовать нужно очень быстро, не давая ни своим союзникам, ни врагам опомниться, осуществляя глубокие кадровые ротации. С этой точки зрения, АТО на Донбассе дает Порошенко уникальную возможность осуществить необходимое — прикрываясь войной выдвинуть на первый план качественно новое поколение командиров в силовых ведомствах, которое:
а) пройдет боевую обкатку, а, значит, покажет свои реальные качества;
Скільки заробляють військовослужбовці в Україні та світі: порівняння зарплат
За кермо не можна: з якого віку водіям заборонили керувати авто
Українцям нагадали про важливу заборону на новорічні свята: загрожує штраф
Ваші банківські дані під загрозою: де не можна використовувати Wi-Fi
б) будут лично обязаны ему подъемом иерархической лестнице;
в) выкинуть из власти управленческий шлак.
С этой точки зрения, Донбасс выступает в качестве полигона для обкатки новых людей и моделей.
Например, если Украина отобьет Донбасс, то он может стать отличным полигоном для реформ государства. Прежде всего, силового блока. Большую часть из 17 тыс местных милиционеров можно смело отправлять в пешеходное путешествие и формировать заново органы МВД и СБУ. Им придется работать в очень тяжелых условиях, но именно они дадут необходимый опыт, который дальше можно будет использовать по всей стране. Но для этого нужно будет жестко вести себя с местной элитой. Договариваться и урезать аппетиты тех, кто готов идти на компромиссы и безжалостно уничтожать тех, кто дестабилизирует ситуацию.
Это же касается Госпогранслужбы, которую необходимо будет закрыть людьми из других регионов. Пока мы не закроем границу и не лишим боевиков поддержки, то контроля над Донбассом не будет. В других областях это актуально в такой же степени.
Если же Порошенко достигнет успехов в наведении порядка на Донбассе, то он сохранит широкую легитимность в лице масс, которая даст ему пространство для маневра в игре с олигархами и внешними игроками. Чем больше будет легитимность, тем шире будет пространство для маневра. И, наоборот, если Порошенко сделает неудачные шаги сразу, то он будет вынужден искать поддержки у олигархов; как следствие, будет попадать в зависимость от них; как следствие, ничего не сможет изменить; как следствие, быстро потеряет власть.
Коридор возможностей Порошенко узок — от месяца до трех. Если за лето он не сделает первые шаги в переформатировании государства, то может потерять власть уже в конце этого — в начале следующего года. Три года на социальные эксперименты в духе Януковича у него просто нет.
Изображние: http://telegraf.com.ua/