Продолжение кучмовской «многовекторности»

Первые впечатления от визита В.Януковича в Вашингтон и его встреч с лидерами государств и мировых финансовых институтов говорят о том, что внешнеполитический курс Украины будет весьма схож с кучмовской политикой «многовекторности». Какие признаки свидетельствуют о такой позиции лидера украинского государства?

Во-первых, об этом свидетельствует несколько взаимодополняющих заявлений. Таких как совместное заявление Януковича и Обамы о стратегическом партнерстве двух стран. В принятом заявлении говорится, что президенты Украины и США «засвидетельствовали намерения выстраивать отношения на основе хартии о стратегическом партнерстве Украина-США и комиссии стратегического партнерства. Оба лидера отметили совместные интересы и ценности их стран, отображенные в хартии, а именно: демократию, экономическую свободу и благополучие, безопасность и территориальную целостность, энергетическую безопасность, сотрудничество в оборонной сфере, верховенство права и межличностные контакты». Президент США Б.Обама в свою очередь поблагодарил своего украинского коллегу за лидерство в вопросе нераспространения ядерных материалов.

Во-вторых, одновременно с совместным заявлением в своем выступлении Президент Украины В.Янукович отметил, что политика новой власти Украины направлена на восстановление баланса между Россией и Европейским Союзом с той целью, чтобы быть надежным мостом между Европой и Россией. Он также заявил, что у Украины есть перспективы европейской интеграции и она готова к интеграции в ЕС настолько, насколько к этому готов сам Евросоюз.

В-третьих, нельзя не вспомнить о том, что новая украинская власть пообещала гражданам в течение года договориться с ЕС о безвизовом режиме и получении статуса ассоциированного члена Евросоюза на протяжении ближайших пяти лет. При этом параллельно были проведены переговоры с Российской Федерацией на уровне министров иностранных дел об упрощении процедур таможенного и пограничного досмотра для граждан обеих стран.

В-четвертых, Янукович подтвердил свою позицию относительно статуса Украины и отношений с Североатлантическим Альянсом. «Отношения между НАТО и Украиной не изменятся. Они будут на том же уровне и с тем же вниманием. Единственная вещь, которая изменилась, – это то, что Украина – внеблоковое государство и не хочет войти в НАТО. Мы и впредь будем развивать партнерские отношения и будем их улучшать», – сказал В.Янукович.

В-пятых, Президент Украины заявил, что хочет достичь конечной договоренности относительно свободной торговли с ЕС до конца этого года и заверил, что Украина не планирует входить в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана.

Сырье для ядерного оружия в обмен на кредит МВФ?

Возможно, самым противоречивым итогом пребывания Виктора Януковича в Вашингтоне стало обязательство Украины уничтожить свои запасы ядерных материалов. Власти США назвали решение Украины эпохальным. «Это то, к чему Соединенные Штаты стремились более 10 лет», — заявил представитель Белого дома Роберт Гиббс. Белый дом уверяет, что к 2012 году Украина избавится от всех резервов высокообогащенного урана (ВОУ), которого на настоящий момент достаточно для производства нескольких боеголовок. США готовы предоставить техническую и экономическую помощь для утилизации ВОУ.

С одной стороны, такое «подвижничество» Украины может показаться весьма уместным. По мнению отдельных экспертов, момент для объявления Украиной решения об уничтожении ядерных материалов выбран очень удачно – именно такие заявления был бы рад услышать американский президент. Однако не следует забывать о том, что абсолютно все инициативы Украины по саморазоружению с подачи США шли только во вред стране и ничего ей не приносили – ни политически, ни экономически.

Лишившись ядерного статуса, доставшегося в наследство от СССР, Украина взамен не получила ни экономических преференций (вступление в ВТО, признания страной с рыночной экономикой, отмены поправки Джексона-Веника и т.д.), ни достаточных политических гарантий своей безопасности и территориальной целостности. Безнаказанность Румынии – члена НАТО в овладении частью украинской территории вокруг о. Змеиный показывает, чего стоят такие гарантии со стороны США.

Во-первых, непонятно зачем уничтожать то, что можно продать?

Во-вторых, как пишет Washington Post, таким шагом навстречу американской администрации Виктор Янукович продемонстрировал, что действительно пытается достичь баланса в отношениях Украины с Россией и Западом. Но это и есть желание «усидеть на двух и даже на трёх стульях», которое возродилось среди украинских властей под красивым названием «многовекторность». На данный момент страна разрывается между желанием сохранить внеблоковый статус и одновременно продлить особые партнерские отношения с НАТО, при этом не ухудшив отношений с Россией, что в принципе является неразрешимой задачей, тем более в нынешних условиях и в контексте пронатовской и антироссийской инерции, заданной «оранжевыми».

Многие эксперты связывают инициативу Украины по избавлению от ВОУ с получением определенных посреднических услуг от США в переговорах с Международным валютным фондом (МВФ) о продолжении кредитования Украины. Но в этом случае логичным было бы не получать кредит в обмен на отказ от наличия в стране обогащенного урана, а продать его тем же США или России. Особенно странной выглядит такая нерациональная и очень затратная инициатива на фоне переговоров с Россией относительно получения кредита размером в $5-6 млрд для достройки двух энергоблоков Хмельницкой АЭС. Почему бы не передать весь наличный объем ВОУ России, тем самым существенно уменьшив сумму кредита на размер стоимости продаваемого обогащенного урана?

Подобные переговоры вполне можно было начать на ядерном саммите в Вашингтоне, поскольку Президент России Дмитрий Медведев являлся одним из его активных участников. Но ни о чем подобном информации пока нет.

Экономика «односторонней» выгоды?

До сих пор любые попытки украинских политиков сделать внутренний рынок США более открытым для проникновения на него отечественных товаров были мало результативными. Несмотря на то, что речь Президента США содержала массу пожеланий, например Б.Обама отметил, что Соединенные Штаты заинтересованы в том, чтобы Украина была сильным, независимым и процветающим государством, и готовы всячески ей в этом помогать – никакой особой конкретики в ней не было. Мало того, обсуждение вопросов сотрудничества в энергетике никак не касались болезненного для Украины вопроса модернизации газотранспортной системы. Президенты обоих стран лишь подчеркнули, что начатые на Украине экономические преобразования будут способствовать улучшению климата для бизнеса, увеличению инвестиций и скорейшему преодолению системного кризиса в украинской экономике.

Такая тональность в переговорах не может не настораживать. Ведь именно отсутствие конкретных результатов экономического сотрудничества с США на протяжении всех лет независимости Украины говорит о крайне слабой заинтересованности официального Вашингтона в развитии экономических отношений с нашим государством. О каких перспективах увеличения инвестиций может идти речь, когда за 19 лет общий объем прямых инвестиции США в экономику Украины составил менее $1,5 млрд?

Нет логичного пояснения и тому, что в переговорах между президентами никак не поднималась тема сотрудничества в ракетно-космической области. Особенно если принять во внимание участие украинского завода «Южмаш» в сознании основных конструкций первой ступени американской ракеты-носителя Taurus-II, первый пуск которой ожидается в марте 2011 года.

Отметим, что до сих пор именно США получали максимум преференций на украинских рынках и имели серьезные рычаги влияния на украинскую экономику вплоть до полного уничтожения отдельных ее отраслей. Так было на границе веков, когда под видом борьбы с компьютерным пиратством в Украине было фактически ликвидировано производство оптических дисков.

Будет ли изменена эта система? Пока что ответ давать рано. Но внешних предпосылок к такому изменению на данный момент не видно.

Сейчас окончательную оценку итогам визита Виктора Януковича в Вашингтон давать рано. Однако нельзя не отметить тот факт, что свои визиты он проводит намного более рационально и насыщенно в плане предметных переговоров, нежели его предшественник – Виктор Ющенко. И это уже хорошо.

Плохо то, что в условиях жесткого дефицита средств доступных для украинского Правительства, Президент Украины вынужден идти на внешнеполитические уступки, возобновляя пресловутую многовекторность, которые тактически можно рассматривать во благо Украине, а стратегически – они идут ей во вред.
Гаврилечко Юрий, «Хвиля», для украинской редакции Фонда стратегической культутры