Заявление Турчинова о том, что Майдан может расходиться по домам – это даже не «больше чем ошибка». Это свидетельство непонимания политикумом сути произошедших событий. А попытки подкупить вооруженный Майдан (требующий реальной, а не декларативной, перезагрузки власти и наказания виновных) должностями для ряда умеренных его представителей – свидетельство беспомощности политического класса перед стихией.
В ответ новая власть получила сразу несколько ультиматумов от радикальных организаций протестного движения, в которых четко выражено требование проведения не только президентских, но и досрочных парламентских выборов.
На этом фоне целый ряд политологов заговорил о перспективе второй волны революции, в ходе которой будет сметена уже новая власть.
Объективно, такой сценарий очень вероятен. Если рассматривать успешные протестные акции, как следствие вертикального конфликта, то вчерашняя оппозиция точно так же находится по другую сторону линии противостояния, как и вчерашняя власть. Просто первые на этапе борьбы против Януковича оказались временными союзниками протестующих.
Политический класс ведет себя в привычной системе координат, ведя закулисный диалог, и фактор улицы учитывает лишь в одной плоскости: понравится или не понравится тот или иной кандидат Майдану. Между тем, очевидно, что речь о «слепом» кредите доверия новой власти не идет. Этот кредит был израсходован еще на этапе мирного протекания революции. Сейчас массы требуют уже возвращения кредита. То есть, решения актуальных для общества, а не для политикума вопросов. И очень маловероятно, что Рада в нынешней конфигурации способна провести реформы, на которые рассчитывают массы.
Поэтому, политикуму стоило бы прислушаться к требованию проведения досрочных парламентских выборов. Иначе есть риск того, что количество беженцев из Украины резко увеличится.
Еще один вариант урегулирования ситуации – выполнение значительной части требований протестующих. Это касается как требований к формированию правительства, так и требований касательно принципов работы власти. А главное – требований по поводу проведения реформ. В первую очередь – судебной.
В общем, ситуация выглядит таким образом, что реальный ответ политикума на требования улицы – это вопрос самосохранения. Иначе – новый виток кризиса и расширение протестного движения не только по всей стране, но и, с некоторой вероятностью, на соседние страны. Причем, по всему периметру украинской границы, за исключением социально стабильной Польши.