Буквально через несколько дней Украина обретёт нового министра культуры. Кто им станет – нет вообще никакой ясности. Потому что среди представителей бывшей оппозиции никто не увлекался разработкой внятной культурной политики. Обсуждать по существу некого. Можно просто перебирать фамилии.

В лучшем случае назначат какого-то приличного человека. В худшем – пролезет кто-нибудь из приспособленцев или «жертв режима», уволенных за профнепригодность или злоупотребления.

Минкульт – уничтожить нельзя сохранить

Среди деятелей культуры и сочувствующих ширится мнение, что Министерство культуры нужно ликвидировать вообще по причине его абсолютной бесполезности.

Этот подход мне близок, но, к сожалению, он неверный и базируется на эмоциях.

Во-первых, в государстве всё равно необходим орган, который будет координировать государственную культурную политику. Орган может по-разному называться и иметь разный набор полномочий. Но он всё равно будет.

Например, в Британии соответствующий Департамент правительства занимается культурой, медиа и спортом. Во Франции работает Министерство культуры и коммуникаций.

В Германии существует уполномоченный федерального правительства по вопросам культуры и СМИ. Он курирует учреждения и проекты федерального значения, представляет ФРГ в международных культурных организациях. Основная масса вопросов культурной политики передана на уровень земель. Но сейчас в Германии идет интенсивная дискуссия по поводу необходимости создания полноценного федерального министерства культуры.

В качестве примера страны, где отсутствует единый аналог Минкульта, часто приводят США. Но в структуре правительства США есть четыре так называемых «независимых агентства» (их формальный статус – как у ЦРУ и NASA), которые выполняют различные функции Минкульта. Это Национальный фонд (Endowment) для искусств, Национальный фонд для гуманитарных дисциплин (который дает гранты широкому спектру субъектов – от индивидуальных исследователей до музеев, телевизионных и радиостанций), Консультативный совет по историческим заповедникам, Институт музейных и библиотечных услуг. Так что функционал закрыт.

Во-вторых, посмотрите, кто в основном выступает с требованиями надругаться над Минкультом? Это представители внебюджетной культуры. Т.е., те, кто от Минкульта не зависят.

Проблема в том, что львиная доля деятелей и учреждений культуры в Украине зависят от бюджета – местного или государственного. И никаких альтернативных источников ресурса, которые позволят им выжить, сейчас не существует. Бюджетный поток в этой сфере всё равно кто-то должен направлять, не говоря уже о выполнении массы других функций.

Поэтому нужны поступательные шаги, которые дадут возможность не угробить, а постепенно изменить чахлые сети культурных учреждений сообразно потребностям времени. Нужно максимально нарастить негосударственные инструменты поддержки и развития всех видов творчества. А также бизнеса в сфере культуры.

В общем, вопрос надо ставить так – какой инструмент нужен Украине для реализации культурной политики в современных условиях? Какие первоочередные шаги должен сделать новый министр, чтобы подтолкнуть реформу культурной сферы в нужном направлении?

Я думаю, шаги должны быть такие.

Популярні новини зараз

Україна викрила фінансові мотиви Словаччини у газовому конфлікті

Маск жорстко посунув Трампа, — ЗМІ

Українцям доведеться платити за в'їзд до Євросоюзу з 1 січня

Ваші банківські дані під загрозою: де не можна використовувати Wi-Fi

Показати ще

Культурное наступление

1. Нужно сделать Минкульт более влиятельным и агрессивным, усилить элемент государственной пропаганды.

Культурная политика, которая по своему содержанию шире, чем отраслевая деятельность в сфере культуры и искусств, и также охватывает просвещение, медиа, отчасти — науку – призвана решить одну-единственную, но важнейшую задачу.

А именно – выработать у общества свойства, необходимые на конкретном историческом отрезке. Превратить население в граждан, потенциал которых (численность, историческая память, мировоззрение, деловая активность и т.д.) даст возможность стране выжить и успешно конкурировать в современном меняющемся мире.

Без пропаганды определённых ценностей здесь никак. Она может быть разной по форме (грубой, тонкой, «промывающей мозги», легонько подталкивающей и т.д.), но быть должна.

Если брать британскую аналогию, то указанный Департамент правительства четко декларирует свою миссию: помочь сделать Британию самым лучшим местом в мире для творчества, посещения (туризма) и ведения бизнеса. Это – идеология, на продвижение которой заряжена масса инструментов.

Поэтому первый шаг – реорганизовать Государственный комитет по вопросам телевидения и радиовещания, чтобы превратить Минкульт в Министерство культуры и массовых коммуникаций. Передать в ведение Минкульта все центральные государственные медиа, часть которых постепенно должна стать общественными. Передать областные ГТРК и государственные издательства. Время реализации – 3 месяца.

Надо сместить акценты: не просто содействовать появлению культурного продукта. А продвигать ценности, которые будут способствовать построению комфортного демократического государства, претендующего на роль значимого субъекта отношений в Европе.

Новые ресурсы для культуры: отмена НДС, целевой капитал, процентная филантропия, специальная лотерея

2. Нужно обеспечить приток в сферу культуры негосударственных средств. А также расширить возможности для повышения собственных доходов учреждений культуры.Потому что в дырявом бюджете денег нет, и в ближайшем будущем не будет. А без ресурсов ничего изменить не удастся.

Для этого необходимо сделать следующее.

Первое. Кабинет Министров должен немедленно принять Постановление о порядке освобождения от уплаты НДС операций по созданию, поставке, продвижению, распространению культурного продукта согласно подпункту 197.1.31 пункта 197.1 статьи 197 Налогового кодекса. Этой норме уже полтора года, но она до сих пор не работает. Срок – 1 месяц.

Второе. Кабинет Министров (Минкульт) должен в кратчайшие сроки разработать и подать на утверждение Верховной Рады пакет законов, которые позволят реализовать экспериментсроком на 5 лет. Цель эксперимента – системно задействовать для развития украинской культуры такой механизм как целевой капитал (в нашем законодательстве – законе о благотворительных организациях, Налоговом кодексе — он известен как эндавмент).Эксперимент должен быть запущен с 1 января 2015 г.

В пакет необходимо включить такие меры.

Должен быть создан государственный Фонд целевого капитала (ФЦК) для культуры и искусств в форме государственного агентства со специальным статусом в ведении Минкульта.

Для наполнения ФЦК предлагаю создать три источника.

Первый. В течение 5 лет Государство обязуется ежегодно перечислять в Фонд 250 млн. грн. Это примерно 10% от нынешнего бюджета Минкульта. Уверен, эти деньги можно без труда найти. Частично — за счет оптимизации расходов самого Минкульта (об этом чуть ниже).

Второй. Для наполнения Фонда должен быть принят закон о введении в Украине механизма «процентной филантропии», когда каждый гражданин и юридическое лицо при уплате налогов (на доходы физлиц и на прибыль соответственно) может определённую часть своих отчислений целевым образом направить на социально значимые нужды.

Эта практика положительно зарекомендовала себя в странах Центрально-Восточной Европы, где в среднем можно перечислить суммы в размере 1-3% от объема уплаченных за текущий год налогов.

Предлагаю на пять лет установить экспериментальный порядок применения этой нормы и использовать адаптированный польский опыт, где поступления от целевой филантропии направляются утвержденному перечню организаций, занимающихся социально значимой деятельностью.

В течение первых трёх лет применения закона граждане и юрлица получат право перечислять часть своих налогов только в ФЦК.

В следующие 2 года список получателей должен быть расширен на 10-15 некоммерческих организаций по каждому социально значимому направлению гуманитарной сферы (культура и искусство, экология, социальная сфера, медицина, детский спорт), чтобы обеспечить концентрацию ресурсов на решении приоритетных задач.

Через пять лет получателем средств может стать любая некоммерческая организация, отвечающая разумным требованиям (работающая год и более, имеющая штатных сотрудников и т.д.). Средства от процентной филантропии могут направляться как на поточную деятельность организаций, так и на формирование целевого капитала (эндавмента).

Дополнительно нужно принять отдельный закон, регламентирующий формирование и использование целевого капитала некоммерческих организаций (к примеру, в России он был принят ещё в 2006 г.).

Такой порядок даст возможность отработать всю логистику, обеспечить надлежащий контроль над расходованием средств и подготовить общество к применению этой практики.

Через пять лет можно будет пересмотреть объем участия государства, а также объем налогов, которые можно перечислить. Например, Ассоциация благотворителей Украины в проекте закона, который она лоббирует, предлагает установить размер ставки в 2%.

Третий источник. Создается специальная лотерея по образцу Национальной лотереи в Англии. Средства от проведения Национальной лотереи в Британии делятся в следующей пропорции: 50% от продажи билетов поступает в призовой фонд, 28% идет на т.н. «добрые дела» (в т.ч., на культуру и искусство), 12% забирает правительство в качестве пошлины, 5% получаются продавцы билетов и 5% остается оператору (4,5% операционные расходы и 0,5% доход). У нас может быть подобная пропорция.

Дополнительные источники пополнения фонда – благотворительные пожертвования, роялти.

Этот механизм может стать эффективным только в том случае, если будет вызывать доверие у людей.

Поэтому:

  • Для управления ресурсами ФЦК должна быть отобрана авторитетная инвестиционная кампания, лучше – с мировым именем.
  • Оператором лотереи, очевидно, станет государственный монополист «Молодьспортлото». Английская схема, где оператором Национальной лотереи является частная компания, принадлежащая канадскому пенсионному фонду работников образования, у нас вряд ли пока возможна.
  • Приоритеты (то, на что будут расходоваться средства) должен определять Наблюдательный совет, который строится по принципу: треть – представители государства, треть – представители сферы культуры, треть – социально ответственный бизнес и СМИ.
  • Отбор конкретных проектов для финансирования должен проходить в рамках открытых конкурсов. Решение должны принимать независимые экспертные советы.
  • Сам ФЦК должен представлять собой компактную и прозрачную структуру, сосредоточенную на выполнении технических и организационных функций.

Теперь посчитаем. В 2014 г., согласно прогнозам Кабмина, фонд оплаты труда наемных работников, включая зарплату военнослужащих, составит 511,6 млрд. грн. Налог на доходы физических лиц составляет 15-17%. Т.е., общая сумма уплаченных налогов физлицами составит порядка 77 млрд. грн. 1% от этой суммы составит порядка 800 млн. грн.

Если на старте принять участие в «процентной филантропии» согласится хотя бы 2% граждан (каждый пятидесятый), то поступления составят порядка 15-20 млн. грн.

Налоги на прибыль предприятий в Госбюджете 2014 г. составляют 49,6 млрд. 1% — около 500 млн. Опять же, 2% — это 10 млн.

Доход бюджета от государственных лотерей в 2014 г. запланирован в размере 224,9 млн. грн. Очевидно, что новая лотерея не будет приносить сверхдоходы. Но взнос в несколько миллионов будет.

Таким образом, взнос государства и поступления из других источников позволят собирать в ФЦК порядка 300 млн. грн. Через три года объем средств составит порядка 1 млрдгрн.

Самое главное – это растущий механизм. Мы исходим из гипотезы, что государство Украина выживет, и постепенно начнутся улучшения в экономике. В частности, произойдёт легализация доходов. Что увеличит объем средств, которые целевым образом можно будет направить в ФЦК.

Также мы исходим из гипотезы, что в Украине постепенно будет развиваться рынок благотворительности. Люди будут охотнее жертвовать на добрые дела. В принципе, такая тенденция есть. Поэтому за те несколько лет, пока будет длиться эксперимент, люди к нему привыкнут. И есть вероятность постепенного увеличения числа тех, кто захочет целевым образом направлять свои налоги.

Главное здесь – показать максимально конкретный результат: вот ваши деньги, вот они преумножены, вот что сделано. Тогда эксперимент можно будет перевести в разряд повседневной практики.

Компромисс: меньше гарантий – больше свободы

3. Третий шаг. Пересмотр структуры бюджетных расходов на культуру.

Нужно расставить приоритеты. Без этого движение будет неэффективным. Необходим компромисс между властью и культурным сообществом по принципу:

  • власть создаёт возможности для притока внебюджетных средств и собственного заработка;
  • власть не допускает уменьшения бюджетных расходов на культуру, а по возможности их увеличивает;
  • меняется структура бюджетных расходов: расходы развития увеличиваются, расходы содержания уменьшаются. Грубо говоря, часть зарплаты бюджетники должны будут заработать сами (естественно, с разумными оговорками);
  • приоритетом становится финансирование современной культуры и искусства, веб-проектов, конкурентных инициатив, которые могут выгодно представить Украину в мире;
  • максимально возможный объем государственных дотаций на культуру должен распределяться через прозрачные конкурсы.

Необходимо осуществить ревизию расходов и сделать бюджет Минкульта ПРОЗРАЧНЫМ.

Например, долгие годы из бюджета финансируется (в 2014 г. затраты составят 10 млн. грн.) такое явление как «національні творчі cпілки» и Товариство «Просвіта» им. П.Мовчана, которые, если судить по публичным проявлениям, создают только два продукта – внутривидовые скандалы и «одобрямс» действий власти.

Каждый получатель бюджетных средств должен будет публиковать на сайте Минкульта подробный отчёт об их расходовании.

Или другой пример. В бюджете Госкомтелерадио заложено 37 млн. грн. на программу «Українська книга». По легенде в рамках этой программы государство должно поддерживать социально значимые издания и комплектовать ими библиотеки.

Не будем касаться темы, как книги попадают в список и кто их печатает. Отметим лишь, что этих денег в масштабах страны мало. Часть из них по факту уходит на логистику. Значительная часть на полиграфию. В итоге если районная библиотека за год получит 2 книжки – это никак не изменит общую ситуацию с обновлением фондов. Т.е, деньги бюджета не решают никакой задачи, кроме обогащения избранных издательств.

Поэтому надо изменить принцип. Печатать только те книги, которые наиболее эффективны в бумажном виде. Например – детскую литературу с красивыми картинками.

А все остальное издавать только в электронном виде и БЕСПЛАТНО размещать для скачивания на сайте Минкультуры. Они ж как бы социально значимые, да? Бюджет – это ж наши с вами налоги, правда? Вот и пусть народ пользуется.

Ведь с каждым годом в геометрической прогрессии растет число гаджетов, на которых можно читать книги. Они проникают в самые глухие сёла. И этот тренд нужно поддерживать, потому что он ориентирован в будущее.

Из затрат на книги останутся гонорары авторам и вёрстка. А также реклама: «скачать бесплатно».

При таком подходе сотни авторов ежегодно смогут получить поддержку. Если автор создал потенциальный коммерческих хит, который выгоднее продавать и получать роялти всю жизнь, ему незачем просить деньги у государства. А социально значимые, но коммерчески бесперспективные книги как раз будут доступны читателям. Молодые авторы смогут заявить о себе.

Издательства, которые лишатся заказов, смогут восполнить потери – мы ж выше предлагали освободить их от налогов. Это даст толчок издательскому бизнесу. Так что реально пострадают только те, кто жил на откатах. Но их и не жалко.

Что касается библиотек, то нужно пытаться сохранить библиотечную сеть всеми силами. Потому что в глубинке библиотека остаётся чуть ли не единственным публичным пространством.

Функция выдачи книг людям какое-то время ещё будет актуальна. Но необходимо активно повышать статус библиотек как места притяжения всех культурно активных граждан. Где открыто окно в большой мир и постоянно проходят какие-то мероприятия.

Акцент должен быть сделан на подключение к Интернету всех библиотек, особенно – провинциальных. И обучение библиотекарей пользоваться бесплатными возможностями Сети. Чтобы в каждой районной библиотеке все читатели знали о бесплатных курсах Гарварда, TED, Courser’e и других ресурсах. А также могли прийти с флешкой, чтоб им закачали литературу.

По такому принципу нужно разобрать каждую статью бюджета.

Скажем, в бюджете 2014 г. 545,5 млн. грн. предусмотрено на поддержку национальных театров. Все эти полмиллиарда – это расходы содержания. По сути, таким образом государство дотирует театрального зрителя, чтобы он меньше платил за билет.

Насколько оправдан такой подход? Может лучше освободить театр от налогов, упростить привлечение меценатов, а бюджетные средства направить на обучение молодых актёров, на поддержку драматургов и композиторов, а также на финансирование новых постановок?

И, наконец, главный вопрос. Сегодня десятки миллионов гривен по абсолютно непрозрачным схемам уходят на финансирование «заходов». Уверен, что аудит этой сферы позволит высвободить достаточно ресурсов, которые можно направить, например, на обеспечение культурного прорыва в Интернете. На создание при помощи государства сети качественных веб-ресурсов для популяризации культурного наследия и современной культуры. Или на пополнение того же ФЦК.

Кадры решат всё

4. Четвёртый шаг. Повышение роли культурных сообществ в управлении сферой культуры и обеспечение прозрачности кадровых назначений.

Руководители всех учреждений культуры национального уровня должны выбираться на 3-5 лет в процессе открытого конкурса на основе представленных программ деятельности. При обязательном участии профессиональных сообществ с правом совещательного голоса или правом вето.

В бюджетных учреждениях культуры в обязательном порядке должны быть созданы наблюдательные советы, не декоративные, а реальные, обладающие контрольными функциями. Это нужно не государству, оно и так получает информацию. Это нужно обществу, чтобы оно стало более лояльным к потребностям культуры. Тем более, если есть потребность привлечь благотворительные средства от массы людей.

5. Нужно готовить кадры, которые смогут управлять учреждениями культуры и культурными индустриями в новых условиях. Причем готовить быстро и в большом количестве. В первую очередь, речь должна идти о переподготовке действующих менеджеров и других работников культуры. Топ-менеджеров на первом этапе можно приглашать из-за рубежа. Одним из приоритетов ФЦК может стать финансирование стипендий для подготовки кадров за границей.

Таким образом, нужно ориентироваться на достаточно агрессивную работу. Терапевтических мер уже давно недостаточно…

Вместо выводов

Волшебных изменений ждать не стоит. Понадобятся колоссальные усилия. После начала системных преобразований заметные результаты будут года через 3. Без них – не появятся никогда.

Министерство должен возглавить человек современных взглядов, которого поддержит активная часть культурного сообщества. Который будет менять систему, а не искать возможность вписаться в неё.

Если изменения начнутся, будет очень тяжело. Для многих – тяжелее, чем сейчас. Потому что придётся жить в такой же нищете, но при этом ломать привычный уклад и меняться.

Однако в таком случае будет хоть какая-то светлая разумная цель. Мне почему-то кажется, что сам факт постановки целей взбодрит многих людей, которые потеряли надежду.

Новому министру будет очень нелегко. Ему придётся сражаться на многих фронтах. Поначалу будет масса скандалов, масса недовольных. Потому что многие «кровосиси», паразитировавшие на бюджете, начнут отстаивать свои доходы.

Но другого пути нет. И победа всё равно будет за нами.

Источник: Музейный портал