Последние годы подарили нам возможность наблюдать за тем, как авторитарные режимы пытаются выжить в условиях глобализации и информационного общества.
Стандартные механизмы угнетения и контроля постепенно перестают работать – очень медленно, но тенденции налицо.
Все большая разветвленность горизонтальных связей в обществе, которой в первую очередь способствуют социальные сети и самоорганизация граждан, нивелирует идеологическую работу власти.
Наличие т.н. «черного рынка» гарантирует финансовую, а зачастую и политическую независимость несвязанных с властью общественных инициатив и гражданских активистов. «Черный нал», с которым призывает бороться т.н. демократическая общественность выступает достаточно эффективным противовесом государственной машины.
Теоретически новый порядок, который мог бы стать компромиссом или национальной идеей может родиться в результате реального общественного договора всех заинтересованных в дальнейшем развитии Украины как субъекта внешнеэкономической деятельности.
В последнее время начал активно продвигаться термин «проект «Украина». Чаще всего этим словосочетанием пользуются приверженцы «Русского мира» или имперской идеи в более широком смысле. Тем самым оппоненты стараются подчеркнуть искусственность украинского государства и необходимость его включения в более широкие общественные инициативы – либо лигу славянских государств либо Евразийский союз. Стараясь вписать существующие правила, в том числе и по аренде автомобилей http://andi.ua/ в общую картину аналогичного рынка этих стран.
Однако стоило бы задуматься о позитивном наполнении понятия «проект» и констатировать, что никакого украинского проекта не существует и не существует к сожалению.
У проекта далеко не всегда есть заказчик, зато у него всегда есть цель, задачи и миссия. Ничего из вышеперечисленного на данный момент в проекте «Украина» нет. Мы существуем в случайно сложившихся границах, за счет случайно сложившегося населения и промышленности, построенной исходя из потребностей уже рухнувшего проекта.
У общего украинского проекта нет общественности – нет тех, ради кого он мог бы осуществиться. У нас нет общей идеологии, нет ценностей и нет, следовательно, тех, кто мог бы воплотить проект.
Адептам империализма выгодно называть Украину проектом, потому что в этом случае они персонифицируют врага, создают образ оппонента. Украинский проект это то, что нужно преодолеть, как бы говорят они. К сожалению, преодолевать нечего.
Предыдущая власть, которую сегодня ошибочно называют «оранжевой», делала достаточно скромные шаги для создания «украинского проекта». Однако, благодаря политической конкуренции, рассредоточенности финансовых потоков и относительному равенству финансово-политических групп реально ничего сделано не было.
Сменившая «оранжевых» команда не работает в этом направлении по целому ряду причин.
Во-первых, ни Янукович, ни его окружение по всей видимости не связывают реализацию проекта «Украина» с самореализацией и даже экономическим преуспеванием. Перераспределение собственности и реальная борьба с черным рынком в пользу собственного бизнеса приносила свои плоды. Важные решения, в том числе правильные с точки зрения стратегического развития страны, в частности подписание договоров о добыче сланцевого газа, принимаются либо в силу внешнего давления, либо ради собственной выгоды. Отсюда, в том числе, и нежелание использовать западные кредиты для развития и игнорирование возможностей крупных предприятий Восточной Украины выйти на западные рынки.
«Тисяча гривень Зеленського» – ґрунт для соціального експерименту
Процес зубожіння росіян невідворотний — економіст
Українцям показали, на яку пенсію можна розраховувати із зарплатою в 20 тисяч: сума здивує
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Во-вторых, объективные причины экономического и политического характера. Даже поставив практически в каждой области своих людей «регионалы» сталкиваются с сопротивлением на всех уровнях. Грабительские условия «инкорпорирования» бизнеса в систему власти отпугивают довольно многих предпринимателей, которые вместо этого начинают поддерживать оппозицию (помним про черный нал) – в силу целого ряда причин такая возможность еще остается. Кроме того власти сталкиваются с глобальной неготовностью людей вынести растущие государственные расходы. В первую очередь, это не пенсии и не зарплаты бюджетникам, о которых удобно говорить, а содержание огромной армии чиновников и контролирующих структур.
В-третьих, нынешняя властная группировка в принципе не может стать лицом проекта «Украина». Как ни пытайся определить национальную идею и все сопутствующие ей атрибуты Янукович, Азаров, Клюев и остальные вываливаются из ее рамок – место бюрократов в любой модели, которая теоретически подойдет Украине, должны занять топ-менеджеры. Менеджер в отличие от чиновника работает не за взятку или ставку, а за бонус, размер которого определяется успешностью реализованного проекта. Согласно закону, за научную степень чиновники, в том числе министры, получают надбавки к зарплате. Помогла ли бывшему мэру Одессы его докторская степень по экономике? Выше ли результаты действующего правительства только потому, что премьер-министр когда-то «защищал» диссертацию?
Итак, что же делают авторитарные лидеры, к которым относится и Янукович? Они консервируют сложившееся положение и имитируют деятельность, а параллельно ведут борьбу за умы. И поскольку увеличить количество своих сторонников они не могут, единственным выходом остается уменьшение сторонников своих оппонентов.
Отсюда и имиджевые и физические атаки на лидеров мнений, и уже в который раз тиражируемый тезис о том, что майдан выдохся, и постепенное давление на Майдан, и изменение медиаполитики.
Единственным противоядием может стать только осознание людьми своих гражданских прав и готовность бороться за них. И если американцы в решающие моменты говорят «Помни Мэн!», то нам придется восклицать «Помни Майдан!»