Третья неделя противостояния власти с Майданом зафиксировала патовую ситуацию. Ей предшествовали абсурдные шаги власти и оппозиции, которые повышали градус напряжения и приводили обе стороны к все большей мобилизации сил. В ночь с пятницы на субботу 14 декабря ситуация выглядит так.
У Януковича единый центр принятия решений, который сузился только до тех персон, кому он доверяет плюс силовики, которые полностью зависят от него. Силовики будут драться за него, пока он их не предаст.
Ему противостоят олигархи и разрозненная масса со слабыми вождями. Олигархи имеют противоречивые интересы и зависят от Запада, где хранят капиталы. Олигархи пытаются согласовать интересы, но, прежде всего, будут заботиться о своем конкретном интересе.
Масса плохо организована и плохо управляема, поскольку нет единого центра принятия решений.
Янукович не может затягивать решение вопроса Майдана, поскольку ставится под вопрос управляемость ситуации в стране. Он не боится санкций, иначе бы он избегал очевидной конфронтации с Западом. Начиная с саммита в Вильнюсе он демонстрирует, что он как раз не боится такой конфронтации, значит, он готов пойти на нее и в этот раз.
Санкции, которые будут применены в отношении олигархов, скорее ослабят их, чем его, поскольку поведение Януковича указывает, что он хэджировал свои финансовые риски (или думает, что хэджировал), что отличает его от Кучмы 2004 года. Кучму остановило от применения силы зависимость от Запада (капиталы Пинчука). Янукович демонстрирует, что он не имеет такой зависимости.
Итак мы имеем два противоположных лагеря:
С одной стороны, мы видим отмобилизованный лагерь власти с единым центром принятия решений. Мотивация этого -лагеря сражаться до конца.
С другой стороны, мы видим разрозненную коалицию с несколькими центрами принятия решений. Мотивации этого лагеря половинчаты, поскольку для различных акторов существует различный порог потерь, которые они готовы понести в противостоянии. В целом это ослабляет оппозиционную коалицию.
Беглый взгляд на этот расклад наводит на мысль, что для Януковича нарушение патовой ситуации выглядит более предпочтительным, поскольку на данном этапе он наверняка выигрывает.
Ключевой вопрос — какой уровень мобилизации способна будет дать оппозиционная коалиция после того, как второй акт закончится насильственной развязкой.
Следуя логике можно предположить, что он должен будет быстро обезглавить коалицию, чтобы оставив массу без вожаков. Тем самым, снимет для себя вопрос предельной мобилизации противоположной стороны, которая представляет самую большую угрозу, поскольку ее подавление потребует ресурсов, которых у него сейчас недостаточно.
Таким образом, пытаясь разрубив гордиев узел Майдана президент выигрывает второй акт, но получает условия, где он может проиграть в третьем.
Его способности выстоять в третьем акте будут прямо пропорциональны той поддержке, которую он получит извне и той быстроте, с которой он будет действовать против оппозиции.
Зеленський сказав, чи готова Україна віддати Крим та окуповані території Путіну
У Києві запровадили правила використання генераторів: де і як можна встановлювати
Висунули дві жорсткі умови: поляки знову розпочали страйк на кордоні з Україною
В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки
Соответственно, шансы оппозиции будут прямо пропорциональны быстроте мобилизации, внешней поддержке и способности осуществлять скоординированные действия.
Таким образом, исход борьбы будет определять быстрота реакции и способность концентрации сил в нужное время в нужном месте.