Английский писатель пакистанского происхождения Тарик Али недавно сказал сербам: «Не идите в союз мертвых!», имея в виду Евросоюз. В этих словах всё сказано. Евросоюз находится в тяжелом экономическом и ценностном кризисе – это ясно всем, но политика (особенно на периферии континента) часто из-за ряда причин инертно реагирует.
После перемен в 2000 году большинство сербов было настроено проевропейски. С одной стороны, народу надоела изоляция от всего внешнего мира, надоели долгие годы войны и низкого уровня жизни и, в конце концов, большинство сербов верили, что нас искренне хотят видеть как равноправного партера рядом с собой. Не говоря о том, что тогда ЕС была «единственной игрой в городе», т.е. тогда не было других альтернативных путей развития.
Но одновременно из-за большого доверия, мы сербы долго смотрели на Евросоюз, а некоторые даже всё еще смотрят, и верили в него как в карго-культ. Карго-культ это религия некоторых народов Архипелага Полинезии, которые обожествляют вещи иностранного «западного» производства. В двух словах: эта вера состоит в том, что люди из грязи создают вещи, такие как: самолеты, стиральные машины, компьютеры, телефоны, винтовки и т.д. считая, что если помолиться, эти вещи упадут с неба, и они будут обладать ими. В таком же смысле наши люди смотрели на ЕС как на рай – место, где нет боли, и где хорошие вещи есть у всех, а счастливая жизнь сама по себе осуществится. Но вместо быстрой интеграции в ЕС и хорошей жизни, которая идет вместе с ней, мы услышали новое магическое слово – ТРАНЗИТ. Под лозунгом этого слова мы видели только требования, а в сфере экономики грабительскую приватизацию и развал национальной промышленности, внутреннюю коррупцию новых правящих элит, огромное социальное расслоение и далеко не те инвестиции, которые нам обещали до 2000 г., и что народ ожидал.
Все эти иллюзии окончательно разбились для большинства простых сербов в феврале 2008 года, когда большинство стран ЕС, и что важно, самые влиятельные страны ЕС, решили одна за другой признать самопровозглашённую «независимость» государства на части территории Сербии в руках бывших боевиков, а ныне активных членов албанской нарко-мафии.
Сегодняшняя элита продолжает самоубийственный путь в ЕС под давлением шантажа, компромата и т.п., при этом игнорируя все сигналы о том, что эта политика наносит вред нашему государству. Так, недавно они подписали так называемое «Брюссельское соглашение», которым наши власти практически предали сербов Края Косово и отдали их под управление албанского, нами непризнанного государства. При всем этом большинство народа в Сербии, даже по данным ЕС, выступает против вступления Сербии в ЕС, и это говорит только о том, что наша власть дальнейшим настаиванием на евроинтеграции поступает противно воле народа. Власть, несмотря на цену крайнего национального и экономического унижения и перспективе дальнейшего расчленения Сербии все равно дальше продолжает тащить Сербию в ЕС, то есть в сторону «лузера», делая это, естественно, против всех принципов демократии.
Я не знаю всех подробностей украинской ситуации, но некоторые параллели просто очевидны.
Одна из параллелей — это обещания кандидатов и то, как они в итоге стали действовать.
Так, в 2012 у нас на президентских выборах победил Томислав Николич. Его избиратели ожидали, что предательство Косово остановится, и что Сербия перестанет поддаваться любому шантажу со стороны ЕС. Напротив, после победы Николича правительство премьер-министра Ивицы Дачича и вице-премьера, а на самом деле самого влиятельного человека в Сербии, Александра Вучича, пошло на ещё большее «сотрудничество» с ЕС. Так же и в Украине за Януковича проголосовал преимущественно антиевропейский избиратель – за его обещания по русскому языку, ЕЭП и прочее. Но, он, оказывается, вообще не собирался выполнять свои обещания! И попал в ловушку.
Другая параллель — это присущий нам (сербам и украинцам) комплекс неполноценности. Сколько раз слышали мы вокруг себя эти изречения «никогда не будем Европой» или «это только у нас бывает». Это говорит о том, как мы сами себя недооцениваем.
Другая сторона комплекса неполноценности это очевидный расизм со стороны многих чиновников ЕС в обращении с нами. От нас что-то постоянно требуется, а мы на это смотрим как первоклассник на задания строгой учительницы, и наши элиты трясутся от любого слова критики последнего брюссельского бюрократа. В таком отношении нет равенства, и вряд ли оно появится завтра, если чисто гипотетически когда-то мы и попадём в «Еврорай». Особенно в сфере экономики. Новые восточные страны ЕС это страны-потребители, которые стали рынком для сбыта продукции западных стран ЕС.
Пример этого – все страны, которые стали членами ЕС начиная с 2004 года. Для них характерны еще два экономических показателя: у всех катастрофически увеличился внешний долг и безработица, а одновременно они стали странами вечной эмиграции, другими словами уменьшения населения.
У народа Украины есть что-то схожее с проблемами сербского народа. Хотят ли украинцы быть сами собой, лучшей частью Руси, то есть гордой и непобедимой Краиной, когда-то передовой линией и элитой Российской Империи, потом СССР, а завтра Евразийского союза, или периферией и мусором Евросоюза, источником человеческого мяса и дешёвых рабов нового времени. Это, конечно, не только зависит от народа, потому что проблема элит сложна, но давление снизу очень важно. И рано или поздно оно станет определяющим.