О порядке создании коалиции в парламенте говорится в частях 6 и 9 статьи 83 Конституции. Причем ключевая здесь часть 6, из-за которой разгорелся весь сыр-бор. Процитируем на языке оригинала:
«У Верховній Раді України за результатами виборів і на основі узгодження політичних позицій формується коаліція депутатських фракцій, до складу якої входить більшість народних депутатів України від конституційного складу Верховної Ради України».
А теперь читаем внимательно — в данной норме указано, что:
а) коалиция формируется фракциями;
б) в состав коалиции должны войти большинство депутатов от конституционного состава Рады (450), т.е. 226 депутатов.
Как видим, вопрос формирования коалиции и вопрос требуемого для ее формирования депутатского поголовья отделены друг от друга (запятой). Следовательно, это хотя и связанные, но все-таки отдельные нормы. Здесь не сказано, что 226 депутатов должны быть именно во фракциях коалиции! Их просто должно быть 226, а в каких фракциях они должны соотоять, и должны ли состоять где-то вообще, Конституция умалчивает.
Теперь для полноты картины почитаем еще ч.9 ст.83 Конституции:
«Засади формування, організації діяльності та припинення діяльності коаліції депутатських фракцій у Верховній Раді України встановлюються Конституцією України та Регламентом Верховної Ради України».
То есть, «формування» коалиции, о кооторой говорилось в ч.6 ст.83, должно происходить в соответствии с Конституцией и Регламентом. Конституция насчет возможности «коалиции тушек» больше ничего не говорит, а вот недавно принятые изменения к Регламенту разрешают участие в коалиции наряду с фракциями также и отдельных депутатов.
Казалось бы, все ясно и понятно – «индивидуальное членство» в коалиции не противоречит Конституции. Тогда почему же хулители «коалиции тушек» называют ее антиконституционной?
Секрет тут простой: они саму Конституцию не читают, а размахивают лишь ее толкованием, которое было дано в решении Конституционного Суда от 17.09.2008 г. № 16-рп/2008 (1). В п.1 резолютивной части этого решения сказано следующее:
«1. В аспекті порушеного у конституційному поданні питання словосполучення «коаліція депутатських фракцій у Верховній Раді України», що міститься у частинах шостій, сьомій, дев’ятій статті 83 Конституції України, слід розуміти як сформоване на встановлених Конституцією України та Регламентом Верховної Ради України засадах об’єднання за результатами виборів кількох депутатських фракцій, кількість народних депутатів України в яких становить більшість від конституційного складу Верховної Ради України, які (депутатські фракції) на основі узгодження політичних позицій погодились на спільну парламентську діяльність».
Одна черга: Укренерго оголосило графік відключень світла на 27 листопада
ПФУ розповів, де проживають найбідніші пенсіонери в Україні
В Україну йдуть морози до -9: Діденко розповіла, де похолодає найбільше та пройде сніг
Пенсіонери отримають автоматичні доплати: кому нарахують надбавки
Как видим, Конституционный суд посчитал, что в коалицию должно входить не просто большинство депутатов, как то установлено в ч.6 ст.83 Конституции, а эти депутаты должны еще и входить в соответствующие коалиционные фракции Верховной Рады.
Согласно ст.150 Конституции, подобные официальные толкования Конституционного суда являются обязательными к исполнению. Но в данном конкретном случае имеет место маленький но очень важный нюанс.
Дело в том, что пунктом 3 этого же решения Конституционного Суда от 17.09.2008 г. № 16-рп/2008 был отменен (признан неконституционным) Временный регламент Верховной Рады от 08.04.2008 г. А в процитированной выше ч.9 ст.83 Конституции указано, что формирование коалиции производится именно на основании Регламента Верховной Рады.
То есть, толкование о необходимости вхождения коалиционных депутатов в коалиционные фракции было дано в условиях отсутствия действующего Регламента. А ведь именно Регламент должен определять порядок формирования фракции. Следовательно, Конституционный Суд давал свое толкование в условиях некоторого «правового вакуума», что дало ему возможность для полета юридической фантазии.
Теперь же ситуация изменилась: в настоящее время действует уже полностью соответствующий Конституции Регламент Верховной Рады от 10.02.2010 г. № 1861-VI. В ст. 61 этого Регламента практически продублирована норма ч.6 ст.83 Конституции, в которой, как мы уже выяснили в начале статьи, нет требования о вхождении коалиционных депутатов в коалиционные фракции.
Поэтому сейчас правовой вакуум уже заполнен, и Конституционному суду придется снова толковать Конституцию, но уже в условиях действующего Регламента. А оценка правомерности создания новой коалиции будет напрямую зависеть от толкования ч.6 ст.83 Конституции в новых условиях.
Фракция БЮТ уже направила в Конституционный суд представление с просьбой дать новое толкование «коалиционных» норм Конституции, но еще не известно, принято ли оно к производству. Если Конституционный суд примет в производство данный документ, то в течение установленного законом трехмесячного срока «коалиция тушек» будет либо признана конституционной, либо нет.
Но не исключен вариант, что Конституционный суд по каким-то причинам вообще откажется или не сможет дать заключение по данному вопросу. В этом случае коалиция в текущем формате будет считаться легитимной и созданной в соответствии с действующим Регламентом, поскольку не будет доказано обратное
Алексей Романов, эксперт общественного движения «Хвыля», г.Харьков
(1) Полный текст данного решения см. здесь: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=v016p710-08&p=1268209734245779
(2) Текст Регламента Верховной Рады см. здесь: http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi?nreg=1861-17