Неожиданно в роли последователя «Украинского выбора» на столичном уровне оказался Николай Катеринчук, претендующий на роль одного из единых кандидатов на будущих выборах мэра города Киева.
Проезжая мимо немногочисленной политической рекламы, сложно не заметить содержательное сходство между слоганами «Страной управляешь Ты» Виктор Медведчук и «Владу – кыянам» Микола Катеринчук. Разница состоит лишь в модальности, в версии Медведчука, каждый уже управляет страной, но, судя по заложенному смыслу, еще этого не осознает… А в версии Катеринчука киевляне, хотя и осознают свою способность управлять городом, но у них эту власть отобрали (имеется в виду, донецкие).
Интересен тот факт, что, будучи носителями абсолютно диаметральных политических взглядов, оба этих политика продвигают одну и ту же концепцию – большинство управляет или должно управлять само собой. Хотя не факт, что местоимение «ты» тождественно выражению «каждый», поскольку, если все взрослое население в какой-то момент начнет управлять страной, то получится апокалиптическая картина хаоса. Вряд ли Медведчук, будучи профессиональным юристом и госуправленцем, имел в виду это. Также не очень понятно, что имеет в виду Катеринчук – зная, что должность мэра Киева является номинальной и сама по себе не обладает никакими властными полномочиями. Вероятнее всего, он имел в виду себя, отождествляя себя со всеми киевлянами. Иначе, если мэром станет Катеринчук, то это и будет означать, что киевляне обрели отобранную власть. Получается абракадабра какая-то…
Можно проследить еще более глубокую связь между этими двумя политическими призывами. Предположим, Николай Катеринчук понял буквально политический тезис «Украинского выбора» и местоимение «Ты» отнес к себе. Тогда, если убрать некую стыдливую вежливость и многозначность этих слоганов, их можно было бы расшифровать следующим образом: например, «страной управляю Я» (что не означает, что другой в это же время уже не управляет страной) и это было бы верно по исходному значению. Или «вернуть власть Мне – киевлянину». И в том, и в другом случае стирается содержательное различие между местоимениями множественного и единственного числа и создается эффект неясности и запутанности.
Еще одно сходство этих слоганов: ни Медведчук, ни Катеринчук не обращаются к людям с просьбой дать им власть над городом или страной. Не помню уже, кто и когда написал, что демократия – это процедура, которая позволяет большинству наиболее справедливо делегировать власть меньшинству, а в случае с избирательным законодательством на постсоветском пространстве речь идет даже не о большинстве, а о делегировании власти одному человеку – Президенту. Что, как я понял, и подвергает сомнению Медведчук, говоря всем, что система делегирования власти одному человеку (или даже меньшинству) лишает возможности рядовых граждан влиять на принятие решений. Тогда в его случае мы имеем более расширенный смысл: «каждый из нас мог бы управлять страной, и так и должно быть, если бы… была возможность проводить национальные и местные референдумы, а конституционный строй был бы не президентский».
С ним вроде как бы должен был согласиться Катеринчук, но он намерено уходит от определенности и использует глагол «вернуть», что означает, что у киевлян была власть, а теперь ее нет, что не соответствует действительности. Он также использует глагол в обезличенной форме «вернуть», а не «я верну» или «мы (Европейская партия) вернем власть киевлянам».
Я на все сто процентов уверен, что Катеринчук и не подозревал, что, вывешивая свои борды, он идет в тренде, заданном Виктором Медведчуком. И также, можно предположить, ни он, ни его командиры не согласятся с моим толкованием их политической доктрины. Но это не мешает сделать предварительный вывод, что осознанно или нет, но «Украинский выбор» задал общую тональность «разминочному» этапу будущей Президентской кампании – народ должен САМ управлять страной и своими городами и поселками, и для этого ему нужны не новые Президенты или мэры. Народу нужны институты и процедуры, которые не позволят будущим Президентам, мэрам и их окружению узурпировать власть. А Катеринчук, осознанно или нет, подхватил идею, применив ее на местном уровне, правда, не дав пока внятных толкований, что значит «вернуть/дать — власть киевлянам».
Но, в принципе, ему это и не надо делать, это сделает за него Медведчук, поскольку Николай Катеринчук уже не сможет переставить свой избирательный «бронепоезд» на другие рельсы. Стандартная проблема всех технических кампаний, которые, имитируя наличие собственного политического содержания, неизбежно становятся носителями чужого и уже реального содержания, которое создается теми, кто привык управлять поездами, находясь в диспетчерской, а не в кабине паровоза.