Transparency International, столь же регулярно, как Женя Лукашин ходит в баню, публикует индекс восприятия коррупции в мире.
Согласно рейтингу за 2012 год, Украина занимает 144 место из 176 стран, охваченных исследованием. Наша страна удостоилась 26 баллов из 100 возможных. В прошлом году было 27 баллов.
По мнению экспертов Transparency International, главными факторами роста коррупции стали:
• бездеятельность Национального антикоррупционного комитета при президенте, не проведшего за год ни одного заседания;
• невыделение государством средств на борьбу с коррупцией;
• изменения в законодательстве о госзакупках;
• недостаточное информирование общественности о госзакупках с одной стороны и лицах, причастных к коррупции – с другой.
Естественно, исследование Transparency International проводилось по определенной методологии, которая должна быть достаточно универсальной, дабы можно было применить ее ко всем странам мира. И, вполне возможно, с помощью этой методологии Украине определили именно то место, на которое она и может рассчитывать.
Но причины роста коррупции в нашей стране состоят отнюдь не в тех положениях, на которых настаивает Transparency International. Даже если бы «припрезидентский» комитет заседал ежедневно, это не изменило бы ситуацию. А невыделение средств на борьбу с коррупцией мы бы предлагали считать не недостатком, а, наоборот, серьезным и ответственным антикоррупционным решением: в такой способ n-ное количество государственных денег было спасено от разворовывания.
Коррупция растет потому, что все режимы постсоветской Украины выстраивали систему государственного управления таким образом, чтобы она не работала без коррупционной составляющей. То явление, которое стало одним из факторов падения советской системы, новая буржуазная власть попросту взяла на службу к себе, усовершенствовала его и сделала системообразующим. Коррупция – неотъемлемый элемент коммуникации власти и с бизнесом, и с гражданином на всех уровнях – от сельсовета до президента. Секретарь сельсовета не выпишет справку без бутылки (тотальное пьянство и алкоголизм мелких госслужащих, кстати, отсюда же). А, к примеру, Клюев, дабы спокойно развивать свои «альтернативные» электростанции (что уже само по себе дает основания говорить о беспардонном нарушении законодательства – в т.ч. и антикоррупционного), должен поделиться долей с «папой».
Следовательно, «сломать хребет коррупции»© с помощью поправок в законы или предельно полного информирования о госзакупках невозможно. Результат возможен только в случае тотальной ломки традиционных устоев общества. То есть, если власть готова действовать а-ля Мустафа Кемаль Ататюрк или Михаил Саакашвили. Готовы на это Янукович с Азаровым? Или даже Яценюк с Тягныбоком? Большие сомнения есть…
Ну и еще несколько слов о Transparency International. Русская Википедия пеняет организации за двойные стандарты: «Трансперенси Интернешнл назвала проведение независимого аудита деятельности правительства Юлии Тимошенко «охотой на ведьм», хотя годом ранее указывала на увеличение уровня коррупции на Украине в 2009 году (146 место), по сравнению с 2008 годом (134 место)».
Сама же организация, финансируемая американскими правительственными организациями и транснациональными компаниями, является удобным инструментом влияния на политику стран мира в интересах Белого Дома и международного крупного бизнеса. Ее миссия – отнюдь не исправление ситуации в отношениях власти и граждан в отсталых обществах. Transparency International создает удобный информационный фон для давления Госдепа на те режимы, которые последний не устраивают.