После нескольких месяцев медленного, но неуклонного наступления, противники сирийского президента Башара Асада, похоже, берут верх.
Абдулкадыр Салех одиноко сидит внутри укрытия из мешков с песком в центре контролируемого повстанцами Алеппо. Почти все бойцы из бригады этого 33-летнего полевого командира находятся на боевом задании далеко за городом, атакуя армейскую базу на северо-западе страны. Если все пройдет успешно, то они отобьют участок земли с которого правительственные войска обстреливают Алеппо, делая жизнь в городе невыносимой.
С тех пор, как повстанцы в июле захватили Алеппо, второй по значению сирийский город стал показательной ареной гражданского противостояния между верными Башару Асаду войсками и боевиками оппозиции. Жилые кварталы Алеппо, которые тянутся с востока к самому центру города, контролируются группировками повстанцев, тогда как верные режиму войска закрепились на военных базах на западных окраинах города.
Но Алеппо до сих пор разделен практически поровну между противоборствующими сторонами, что уже не является иллюстрацией баланса сил в стране. Зато за последние две недели боевики оппозиции, как, например, в случае с бойцами г-на Салеха, одержали ряд побед, захватив как минимум 5 военных баз и объектов военно-воздушных сил. 17 ноября 2012 года вооруженные оппозиционеры из Дейр-эз-Зора, богатой нефтью провинции, граничащей на востоке с Ираком, захватили военный аэродром в Абу-Кемаль, что позволяет им продвинуться на запад, чтобы захватить крупную военную базу в Майядине. Боевики также захватили базу 46-й дивизии в Атаребе, что к западу от Алеппо, что еще более важно для планов мятежников прорваться с севера к Дамаску. Такие захваты сопутствуют не только падению режима. Они также обеспечивают повстанцев танками, крупнокалиберной артиллерией и, что самое главное, средствами ПВО. 27 ноября повстанцы впервые использовали зенитно-ракетный комплекс и сбили вертолет к западу от Алеппо. На следующий день они сбили уже МиГ-23.
Как и везде, повстанческие силы в Алеппо принадлежат к разным группировкам. Уже знакомый нам господин Салех командует самой большой, Лива аль-Таухид. И она, и группировка Лива аль-Фатх являются более умеренными с религиозной точки зрения, чем две другие значительные группировки: Джебхат аль-Нусра, члены которой называют себя джихадистами, и Ахрар аль-Шам, которая является салафистской. Несмотря на имеющиеся различия, все четыре проводят совместные операции. «Мы больше не пытаемся захватить побольше территории в городе, потому что когда мы контролировали окрестности в 15 квадратных километров в течение 8 дней, то это стоило нам 85 000 пуль», — говорит Абу Фуад из Лива аль-Фатх, — «Тогда как вы тратите гораздо меньше на операцию против военной базы и получаете после ещё больше оружия».
Бывшие сирийские военные считают, что их советы помогают для в большинстве своем гражданским бойцам. Полковник Абдул Джаббар Акайди, руководящий военным советом Алеппо из виллы в пригороде и майор Раис Ассам из Объединенного военного командования (которое помогает планировать операции и предоставляет оружие), посоветовали повстанцам перекрыть государственные линии снабжения Алеппо и разграбить гарнизоны, поставки в которые теперь осуществляются вертолетами, поскольку повстанцы контролируют теперь большую часть главного шоссе Алеппо-Дамаск.
Такая тактика может вынудить режим отказаться от территории, которая начинается на северо-запад от Алеппо и тянется до самой границы с Ираком на востоке, что измененит динамику противостояния, которая до этого казалась войной на истощение. Это позволит сконцентрироваться на борьбе за Дамаск, где 28 ноября 2012 по меньшей мере 34 человека погибли в результате взрывов двух заминированных автомобилей. Несмотря на неоднократные контратаки, предпринимаемые защитниками режима, восточные и южные районы столицы остаются под контролем повстанцев. Они также взяли военные базы в пригородах Сайяда Зейнаб и Хаджар аль-Асвад.
В то время, как повстанцы набирают силу, защитники режима теряют боевой дух. «Когда я перешел на сторону повстанцев в июне, солдаты были очень запуганы», — говорит майор Раис, «Теперь они боятся намного больше». Новая оппозиционная коалиция, сформированная в ноябре в городе Доха, уже одобрена Англией и Францией, что еще сильнее уменьшило шансы Башара Асада.
Все же, несмотря на видимый прогресс, повстанцы все еще далеки от победы. Тогда как правительство Сирии говорит об экономике военного времени, оказалось, что согласно обнародованным журналистами-расследователями отчетам авиаперевозок, Россия поставляет сотни тонн наличной валюты в Сирию, чтобы помочь предотвратить экономический крах. Воздушные атаки режима продолжают пугать восставших. На этой неделе в Алеппо авиаударом была уничтожена последняя подконтрольная оппозиции больница и состоялась кассетная бомбардировка детской площадки в оппозиционном пригороде Дамаска. Чтобы получить перевес мятежникам необходимо большое количество зенитных орудий и овладеть навыками их использования — что-то похожее на то самодельное учебное видео, что его одна группа повтанцев пыталась распространить через YouTube.
И все же, мятежники хорошо знают о том, что происходит за границей. «Асад никуда не денется до тех пор, пока не прекратится международная поддержка его режима», — говорит Абу Омар, командир группы бойцов Лива аль-Таухид в пригороде Алеппо под название Баб эль-Хадид. Он намекает на неизменную поддержку Башара Асада со стороны России и Ирана, его главных союзников и сожалеет, что Америка и Великобритания отказались вооружать мятежников. Сидя в бывшей парикмахерской, уставленной зеркалами и вращающимися стульями, Абу Омар повторяет утверждение, распространенное среди умеренных командиров: отказ вооружить именно их означает, что люди перекинутся на сторону группировок под руководством Аль-Каиды.
В самом деле, джихадистская Ябхат аль-Нусра, изначально незначительная группировка повстанцев, склоняющаяся к уличному террору, начала завоевывать авторитет в среде повстанцев. Жители Алеппо, которые смотрят на многих мятежников как на неотесанных мужланов, рассказывают, что эта группа регулярно атакует правительственные силы, вместо того, чтобы просто засесть в жилых районах и подвергать их артобстрелу. Ихняя набожность сильнее страха.
Сирийцев уже волнует то, что произойдет после ухода Асада. Алеппцы указывают на груды мусора на улицах как признак нехватки борцов за интересы гражданского населения. Мятежники остаются разобщенными. На востоке страны продолжаются столкновения между суннитским большинством и курдскими группировками. «Прогресс в военном отношении очень значительный», — говорит сириец, налаживающий каналы поставок оружия повстанцам с территории Турции, «Но все мы обеспокоены тем, чего нам ждать от будущего».
Источник: The Economist
Скільки заробляють військовослужбовці в Україні та світі: порівняння зарплат
Пенсіонерам почнуть доплачувати до 1000 гривень щомісяця: як оформити допомогу
Українцям доведеться реєструвати домашніх тварин: що зміниться з нового року
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Перевод: Сергей Одарыч, «Хвиля»