Засилие пропаганды, недомолвок, сокрытия, передергиваний или откровенного вранья, что в зарубежных, что в украинских изданиях, о военной помощи США Украине приобрело такие размеры, что у массы наших сограждан складываются совершенно превратные представления о ее масштабах, реализации и будущих планах. Между тем знание об истинном состоянии дел, а также о формируемых тенденциях, жизненно важно для нашей страны, учитывая огромную важность, которую эта помощь оказывает на положение дел на фронте и на общую обороноспособность Украины. Хочу выразить свою признательность Ютюб-каналу Сергея Любарского, именно просмотр одного из его видео роликов и подтолкнул меня к написанию этой статьи.
Пришло время поговорить подробнее об американской военной помощи нашей стране. Все свои дальнейшие рассуждения я буду делать только на основании официальных документов, и обязательно предоставлю или прямые ссылки на них, или объясню, как их найти через поисковые системы. Так что все легко проверяется.
Несколько слов о том, зачем эта статья. Причин тут несколько. Во-первых, я не люблю, когда государственные мужи и различные СМИ (к которым относятся газеты, журналы, ТВ, блоги, соцсети и тому подобное), не важно с какой стороны, нашей или американской, и не важно из каких побуждений, держат меня за дурака, навешивая порой откровенную лапшу на уши. Во-вторых, искажение или сокрытие важной информации не позволяет реально оценивать текущую ситуации и предугадывать ее изменения. В условиях войны это может сказаться самым плачевным образом не только на личной жизни и благополучии, но и на состоянии дел во всей стране. Я всегда исходил из того, что лучше знать правду, пусть и горькую, чем витать в розовых облаках до момента, когда вы с этих облаков навернетесь и приложитесь всем лицом об асфальт действительности. В-третьих, доверие – это фундаментальный аспект любого здорового и слаженного отношения между партнерами, будь то муж и жена, гражданин и государство, или разные страны. Сознательный или непреднамеренный обман, также как и полуправда, частичная правда, замалчивание «неудобных» вопросов и т.д. подрывают доверие и могут привести к недопониманию, конфликтам и разрывам таких отношений. Обладание же полнотой информации позволят строить отношения на более твердой основе, изначально трезво оценивая возможности и намерения сторон.
Необходимые пояснения
США оказывают военную помощь Украине в рамках трех разных программ: Ukraine Security Assistance Initiative (USAI) - инициатива содействия безопасности Украины, Presidential Drawdown Authority (PDA) – президентская программа сокращения запасов и Foreign Military Financing (FMF) – программа иностранного военного финансирования. Программы финансируются из разных фондов, напрямую взаимодействуют с Минобороны Украины и ВСУ. Нам необходимо четко понимать, чем они отличаются.
FMF – была организованна Государственным департаментом США в рамках Закона о контроле за экспортом оружия (Arms Export Control Act - здесь). Она помогает иностранным правительствам (не только Украине) закупать оружие и оборонное оборудование, произведенное в Соединенных Штатах, а также оплачивать другие оборонные услуги и военную подготовку. Все закупки по этой программе идут в рамках двух других: Foreign Military Sales (FMS) - программа иностранных военных продаж, и Direct Commercial Contracts (DCC) – программа прямых коммерческих контрактов. В первом случае заказчик не имеет дела напрямую с оборонными предприятиями, Минобороны США выступает в роли посредника. Во втором, как ясно из названия, заказчик непосредственно размещает заказ на военном заводе. Но в любом случае, FMF не предоставляет напрямую денежные гранты другим странам, обычно она оплачивает продажи конкретных товаров или услуг, заказанных через FMS или DCS. Определяет общую политику программы Бюро по военно-политическим вопросам Госдепа, а на повседневной основе ею управляет Агентство по сотрудничеству в области оборонной безопасности (DSCA) Минобороны. Конгресс выделяет средства для FMF посредством ежегодного Закона об ассигновании зарубежных операций (Foreign Operations Appropriations Act).
USAI – была создана специально для помощи Украине в 2016 г (здесь, раздел 1250) после вторжения России в Украину в 2014 г. Это программа сотрудничества в области безопасности, направленная на повышение способности Украины более эффективно защищаться от российской агрессии. Она финансируется и управляется Минобороны США в координации с Госдепом. В рамках программы ВСУ поставляется вооружение и оборудование, осуществляется логистическая поддержка, проводится обучение и тренировка персонала, проводятся различные консультации. Она также отвечает за разведывательную поддержку, киберзащиту и стратегические коммуникации. Конгресс выделяет средства на ассигновании этой программы в рамках ежегодного Закона о полномочиях национальной обороны (National Defense Authorization Act), который определяет годовой бюджет и расходы Министерства обороны Штатов.
PDA – специальная программа Госдепа, созданная в рамках Закона об иностранной помощи (Foreign Assistance Act - здесь). Закон наделил президента США полномочиями изымать оборонные товары из существующих запасов Министерства обороны для реагирования на непредвиденные чрезвычайные ситуации в мире, опять-таки не только в Украине. Нет необходимости размещать заказы на заводах ВПК и ждать их исполнения месяцами, а то и годами. Это позволяет значительно ускорить предоставление военной помощи напрямую, поскольку она может начать поступать в течение нескольких дней, или даже часов, после одобрения. Государственный секретарь играет центральную роль в инициировании и координации такой помощи, взаимодействует с Конгрессом и президентом. Государственный департамент также отвечает за координацию с Министерством обороны. Конгресс США своими законами устанавливает лимит полномочий на использование средств для программы PDA.
Важное дополнение: финансовый фискальный год в США отсчитывается с 1-го октября по 30 сентября. В отчетах он обычно обозначается как FY2021, FY2022 и так далее.
Текущая ситуация
Начнем анализ военной помощи США Украине с текущего положения дел. В этом нам поможет отчет, составленный организацией под названием Congressional Research Service (CRS). Это федеральное агентство, расположенное в Библиотеке Конгресса, персонал которого оказывает помощь членам Конгресса на каждом этапе законодательного процесса - от ранних обсуждений, предшествующих составлению законопроекта, через слушания в комитетах и дебаты до надзора за принятыми законами и различной деятельностью федеральных служб и агентств, ответственных за их исполнением. В рамках своей деятельности агентство занимается составлением различного рода отчетов, в том числи и публичных. Именно один из таких отчетов, касающийся военной помощи Украине мы и рассмотрим. Чтобы найти его, необходимо на их сайте в стройке поиска ввести US Security Assistance to Ukraine и перейти по первой ссылке. Отчет датирован 5-м октябрем 2023 г, т.е. был составлен по окончанию очередного бюджетного года.
Согласно данным отчета, за 22 и 23 финансовые года администрация Байдена оказала Украине военную помощь в размере 48,7 млрд долларов. Вот разбивка по 3-м программах, описанных в предыдущем разделе, со ссылками на соответствующие законодательные акты:
В Україні заборонили рибалку: що загрожує порушникам із 1 листопада
Мобілізація в Україні лише за згодою: кого не чіпатиме ТЦК
Українським водіям порадили оновити права: у чому причина
Червоний Хрест розпочав виплати допомоги до зими: хто може отримати до 21 000 гривень
В общем-то, немалые деньги, хотя исходя их реальных потребностей это капля в море. На что же они были потрачены? Ответ на этот вопрос здесь же, в данном отчете:
И все с этими цифрами, казалось бы, замечательно, до тех пор пока мы не посмотрим на красочный отчет Минобороны США от 22 ноября 2023 г. В нем приводятся такие же данные (расхождение по установкам HIMARS объясняется разными датами составления отчетов):
Но нам более интересна следующая картинка из этого отчета:
Объясняю для людей, слабо разбирающихся в английских терминах: appropriated, committed, obligated funds – это, если по-простому, выделенные и распределенные фонды и обязательства. То есть такое-то количество денег было выделено законодательными актами Конгресса, затем они обещаны быть потраченными в рамках этих программ, и, наконец, под них были заключены какие-то обязательные к исполнению контракты. И здесь нужно обратить внимание на разницу между обещанной и законтрактованной суммой. Она говорит о том, что только в рамках программы USAI осталось 8 млрд долларов, на которые Минобороны США не смогло найти подрядчика!
Важное пояснение к программе PDA. Хотя она называется программа сокращения вооружения, на самом деле более правильное название – программа замещения, что и отражено в этом отчете. То есть на то вооружение, которое передается из запасов Минобороны Штатов, которое, как правило, хотя и не всегда, устаревшее, сразу же заключаются контракты, чтобы его заместить, естественно более современным. Как мы видим и здесь не подтверждено контрактами еще 8 млрд долларов, а 1,1 млрд вообще даже еще и не распределены! А теперь вспомним, как администрация Байдена плакалась в конце прошлого года о том, что у них совсем не осталось средств на помощь Украине, в то время как у нее был еще миллиард долларов с лишком, выделенных, но не израсходованных, по этой программе. Причем на эту сумму Байден, по закону, может взять вооружение напрямую со складов Минобороны, даже не спрашивая разрешения Конгресса. В защиту Байдена хочу сказать, что эта программа все-таки не сосредоточена только на Украине и часть средств по ней была потрачена на поддержку Израиля и Тайваня. Увы, но такова действительность – российско-украинская война уже не является главным информационным событием в мире, в том числе благодаря нашим дипломатам, которые просто провалили всю информационную работу в 2023 г.
В принципе, это все, что вам нужно знать о «мощи» американского ВПК. Когда я упоминал об этом раньше, приводя точку зрения Р. Гейтса, Э. Колби или из китайского «окопа», к этому можно было относится скептически и недоверчиво. Но тут перед нами официальный отчет министерства обороны США. Так что не стоит удивляться потом новостям, что Штаты закупают боеприпасы в Южной Корее, Японии или Бразилии. Это все не от хорошей жизни и желании дать заработать другим. Их собственные оборонные заводы просто не в состоянии выполнить такие заказа. Причем необходимо иметь ввиду, что даже заключенные контракты еще не означают, что они были уже исполнены и вооружение по ним произведено и поставлено в ВСУ. Производство нового вооружения или боеприпасов может занять долгие месяцы. В СМИ где-то мелькало признание чешского президента, что полный цикл от начала рассмотрения заявки и до поставки готовой военной продукции заказчику может занять 3-4 года из-за многочисленных бюрократических процедур и возможных судебных разбирательств.
Для лучшего понимания как бравурные цифры из СМИ превращаются в реальную военную помощь нашей стране рассмотрим лишь один конкретный пример. Ниже приведена таблица с конкретными законодательными актами Конгресса США, принятыми к исполнению, по которым Украине выделялась различная помощь, включая военную (отсюда). Здесь необходимо обратить внимание на последний акт H.R. 2617P.L. 117-328, по которому нашей стране было обещано 27,8 млрд долларов и которые с помпой были включены администрацией Байдена в различные отчеты о более 100 млрд оказанной Украине помощи.
Теперь давайте сходим на сайт Congressional Budget Office, т.е. в бухгалтерию Конгресса и найдем там очень любопытный документ. Если его скачать и открыть, а затем перейти к таблице 2 «Discretionary Spending Under Division M of H.R. 2617 (as Modified by Senate Amendment 6552), the Additional Ukraine Supplemental Appropriations Act, 2023, то мы увидим предполагаемое распределение средств, обещанных в рамках программы USAI согласно закона H.R. 2617, по годам:
Мы видим, что из этих почти 28 млрд долларов, рассматриваемых в начале 2023 фискального года (документ от 21 декабря 2022), в 23 г оценочно должно было быть потрачено аж 2 млрд, и затем по 4 +/- млрд каждый год до 2029. То есть Штаты, согласно этой таблицы, собираются воевать нашими руками еще как минимум лет 6, ежегодно выдавая вооружения и оборудования на приблизительно 4 млрд долларов, и мы на всю эту сумму пойдем освобождать территорию Украины до границ 91 г.
Конечно, к этой сумме нужно добавить еще какие-то ежегодные суммы в рамках 3-х других законов, но ситуация там не сильно лучше. Так например, вместо 14,5 млрд долларов по программе PDA, выделенных в FY2023, на новый год администрация Байдена запросила только 7 млрд (не забываем, эта деньги не только для Украины). Поэтому, когда вы слышите рассказы офиса Байдена или нашего офиса о злополучном пакете, застрявшем в Сенате, с миллиардами долларов помощи для Украины, относитесь к этому скептически до тех пор, пока не появится конкретная разбивка этой суммы по годам (если он вообще будет принят). Уже даже в самом законопроекте можно заметить важные нюансы, когда оказывается, что 14 млрд прямой помощи в рамках USAI, о которой столько трубили всевозможные СМИ растягиваются, как минимум, на 2 финансовых года:
Выводы
Вся хваленная мощь американского ВПК, я уж молчу об оборонной промышленности Западной Европы, оказывается не в состоянии обеспечить наращивание военной продукции, столь необходимой Украине для успешного противостояния российской вооруженной агрессии. О том, чтобы с такими объемами помощи мы могли дойти до границ 91 г и говорить не приходится, хватит обманывать людей и вселять в них абсолютно несбыточные надежды. В то время как военные заводы России работают в 3 смены, Штаты не могут (и даже не пытаются) побороть свои собственные профсоюзы, чтобы увеличить производство на уже имеющихся предприятиях. Как США собирается противостоять Китаю в грядущем конфликте за Тайвань я вообще ума не приложу, если они уже сейчас, то просят помощи у Японии в производстве ракет для Patriot, то договариваются с Южной Корей о производстве снарядов. Когда нам рассказывают сказки о миллиардах и миллиардах выделенной и выделяемой помощи, о том, что Запад нас не бросит, что мы всех сейчас как победим, вот только стоит дождаться очередного чудо-оружия, н-р, тех же F-16, то будьте благоразумны, не ведитесь на информационную пропаганду, в том числе нашу доморощенную, которая с действительностью может имеет мало общего. Всегда нужно иметь голову на плечах и пытаться анализировать всю совокупность фактов, а не домыслов. Иначе будет очень больно потом разочаровываться, что сейчас уже произошло с нашими гражданами после провала разрекламированного летнего наступления.
Власти нужно перестать врать людям. В первые месяцы войны мы были сильны в том числе и потому, что нашей власти было не до пиара, она была занята выживанием, и не занималась откровенным враньем, спекуляциями, передергиваниями и замалчиваниями, как это происходит сейчас. Как указывалось выше, доверие штука хрупкая, его разрушив, потом никакими пресс-конференциями и призывами не раскачивать лодку не вернешь.
А всем нам необходимо усвоить одну очевидную, говоренную-переговоренную, но столь нелюбимую нами, истину – надеяться нужно только на себя. Черт возьми, когда я вижу в интернете ролики о подземных туннелях в Газе, читаю о сотнях, а то и тысячах ракет, собранных из водосточных труб в гаражах голодранцами в шлепанцах на босу ногу, у меня возникает вопрос: у нас, что гаражей в стране не хватает или лопат нет? У США выделены и неосвоенны миллиарды долларов в рамках программ военной помощи. Так почему наш долбанный Оборонпром не может развивать на эти деньги наше собственное производство? Вы или ищете возможности, или ищите отговорки, тут третьего не дано. Штаты нам еще и спасибо скажут, если мы какую-то долю произведенной продукции будем отдавать им в рамках той же программы замещения в качестве платы за предоставленные технологии. У них реально большое беспокойство по поводу истощения запасов, и они будут только рады такому шансу их пополнить. Хоть кто-то из команды Зеленского пытался обсудить этот вопрос с администрацией Байдена? Или Зе только пиариться может и плакаться по Европам и Америкам: дай, дай, дай. А его команда как достижение преподносит нам то, что у них, оказывается, нет «плана Б» в случае, если нам перестанут давать помощь в прежних объемах. Что сказать, очень вдохновляет.
Можно ли правильно решить задачку, если в уравнение для решения подставить неправильные данные? Все знают, что данные для расчетов нужно очень тщательно проверять, ведь от их достоверности зависит результат. Но как только мы отходим на шаг от математики, мы охотно придумываем сами себе истории и верим им настолько, что они почти становятся правдой. История об огромной военной помощи США нашей стране как раз из таких.
Мой телеграм-канал: https://t.me/sergius_ak