Президентские выборы в Америке, которые состоятся завтра, 6 ноября, дают повод внимательнее присмотреться к американской избирательной системе и нынешним кандидатам на пост президента “самой главной страны”. Если исходить из устоявшихся в Европе взглядов, то в США, считающейся “оплотом демократии”, система выборов президента от демократии довольно далека, является весьма запутанной и даже архаичной. К тому же, на этот раз американцам предстоит сделать действительно сложный выбор.

Это уже будут 57-е очередные выборы президента в истории США. Избиратели выберут тех, из кого специальные выборщики на своей коллегии 17 декабря 2012 года будут избирать президента и вице-президента США. Инаугурация избранного президента планируется 20 января 2013 года.

Чужие здесь не ходят

Не особо афишируется, что, кроме республиканца Митта Ромни и демократа Барака Обамы, в этих выборах участвуют еще 30 претендентов. Среди них, кстати, много представителей левых политсил. Среди американских интеллектуалов и в университетах очень много сторонников (нео)марксизма, анархизма и прочих явно некапиталистических взглядов. Чего стоят только такие авторитеты, как Иммануил Валлерстайн и Ноам Хомский! Это тоже не слишком афишируется.

Впрочем, остальные претенденты не участвуют, а пытаются участвовать, но им ничего не “светит”. Только республиканцы и демократы имеют возможность набрать 270 голосов выборщиков, чтобы обеспечить победу своего кандидата. По конституции США, каждый штат имеет свое избирательное законодательство и разные критерии включения кандидатов в бюллетени. Партии или кандидату требуется обеспечить попадание в бюллетень в каждом штате, чего многие партии или кандидаты обеспечить не могут. В некоторых штатах в бюллетень можно вписывать своего кандидата, а не голосовать за имеющийся список, так что формальная возможность избираться есть у человека, даже не включенного в список.

Словом, вроде бы полная демократия и равенство возможностей, но работает все это так, что какие-нибудь Пета Лидсей из Партии “Социализм и справедливость” или Стюарт Александер из Социалистической партии не имеют абсолютно никаких шансов. Хотя в последней партии некогда состоял классик мировой литературы Джек Лондон, о котором, впрочем, в Штатах мало кто знает, и у нас он известен намного лучше.

Проблема состоит в избирательной системе — непрямой, двухступенчатой, запутанной, прямо скажем, архаичной.

Когда меньшинство больше большинства

Президент и вице-президент США — единственные два должностных лица, которых избирают по единому федеральному, т.е. охватывающему всю страны, избирательному округу. Но избираются они не путем всеобщего прямого голосования, как принято в президентских республиках, а Коллегией выборщиков. Нечто подобное имеет место в парламентских республиках, где исполняющего церемониальную роль должность президента выбирают в парламенте, например в Германии или Израиле. Но штука в том, что США – это жестко президентская республика, где президент единолично формирует и возглавляет исполнительную власть.

Общее количество выборщиков в США составляет 538 человек. Число выборщиков от каждого штата равно числу его представителей в Конгрессе (2 сенатора и члены палаты представителей, количество которых равно количеству избирательных округов в штате и зависит от количества населения). Для уточнения количества населения и выборщиков каждые 10 лет в Штатах проводится перепись населения, по результатам которой вносятся коррективы. Нижеследующие данные проведены по переписи 2010 года, установившей количество выборщиков по штатам на 2010-2020 годы.

Федеральный округ Колумбия, на территории которого находится столица страны — Вашингтон, в Конгрессе не представлен, но на президентских выборах имеет столько выборщиков, сколько бы он имел, если бы был штатом, но не более, чем наименее населённый штат, проще говоря – 3 выборщика. Наименее населённый штат Вайоминг тоже представлен тремя выборщиками. Наибольшее количество выборщиков (55 человек) приходится на наиболее населённый штат — Калифорнию, а наименьшее — Монтана, Аляска, Вермонт, Делавэр, Вайоминг, Южная Дакота и Северная Дакота (по 3). Флориду представляют 27 выборщиков, Техас— 34.

Каждый штат сам решает, как распределить отведенные ему голоса. В большинстве штатов голоса всех выборщиков автоматически получает тот кандидат, который набирает простое большинство голосов избирателей. Исключение составляют штаты Мэн (4 выборщика) и Небраска (5), законы которых предусматривают иной порядок. В каждом из избирательных округов этих штатов избирается по одному выборщику, а оставшиеся два места определяются в соответствии с голосованием в штате в целом. Впервые голоса разделились на выборах 2008 в Небраске, где 4 голоса выборщиков (2 по двум избирательным округам и 2 по штату в целом) достались Джону Маккейну, а 1 голос выборщика от 1 избирательного округа Небраски — Бараку Обаме.

Разговоры о переходе к нормальным прямым выборам идут в Штатах уже давно, но пока

Популярні новини зараз

Укренерго оголосило про оновлений графік відключень на 22 листопада

В Україні посилили правила броні від мобілізації: зарплата 20000 гривень і не тільки

На Київщині добудують транспортну розв’язку на автотрасі Київ-Одеса

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще

безрезультатно. На практике нынешняя избирательная система, начиная с ХIХ века и по сей день, приводит к скандалам на выборах. Суть их сводится к тому, что кандидат, набравший в общегосударственном зачете голосов избирателей больше, должен уступить тому, кто набрал меньше голосов избирателей, но больше голосов выборщиков. И это законно!

Сие обстоятельство дало основание обвинить Америку в недемократичности “самому” главе Центризбиркома России Владимиру Чурову, которого экс-президент Медведев назвал “волшебником” за умелую подтасовку результатов президентских выборов. Надо отдать должное, Чуров где-то прав…

Красные против синих, или Свингеры – это не то, что вы подумали…

Предсказать результаты выборов и можно и невозможно одновременно. Страна разделена на “синие” штаты типа Калифорнии и Нью-Йорка, которые практически всегда голосуют за демократов, и “красные” — типа Техаса и Луизианы, которые почти всегда поддерживают республиканцев. Доходит до того, что в некоторых штатах республиканцы даже не тратят время и деньги на агитацию, поскольку там все равно голосуют за демократов, и наоборот. Но если бы выборы были прямыми, агитация имела бы смысл.

Победа зависит от штатов, результаты в которых колеблются от выборов к выборам. Их называют “колеблющимися штатами”, или swing states – словом, “свингерами”.

На этих выборах таких штатов десять: Нью-Гемпшир, Колорадо, Айова, Висконсин, Невада, Северная Каролина, Виргиния, Пенсильвания, Огайо и Флорида. Последние четыре — самые населенные, а потому важные по числу избирателей и выборщиков.

Пенсильвания, Айова и Висконсин, вероятно, достанутся Обаме. Флорида и Северная Каролина — Ромни. Остаются Нью-Гемпшир, Виргиния, Колорадо, Невада и Огайо. Ситуация такова, что даже если Обама проиграет в первых четырех штатах, но выиграет в Огайо, он опять станет хозяином Белого Дома.

Поэтому некоторые обозреватели считают, что преимущество будет на стороне действующего президента. В то же время, социологические опросы в Огайо и в целом по Америке отличаются небывалым разбросом, а потому серьезные социологи предсказать итоги избирательной гонки не берутся.

Наблюдатели отмечают, что тот же Огайо крайне неоднороден. Часть его территории и населения завязаны на автомобильную индустрию соседнего штата Мичиган. В разгар кризиса администрации Обаме удалось кое-как спасти автоиндустрию, которая в нынешние тяжелые времена считается преуспевающей. В то же время, в Огайо есть депрессивные сталелитейные регионы, ибо кризис коснулся не только украинской, но и американской индустрии. Считается, что “металлурги” проголосуют за Ромни, но проголосуют ли за Обаму “автомобилисты” — неизвестно.

И так – по всей стране. За Ромни, а особенно его напарника, кандидата в вице-президенты Пола Райана готовы голосовать так называемые успешные американцы, представители крупных корпораций и просто богатые люди, поскольку они обещают резко сократить бюджетные расходы, включая социальные программы, прежде всего любимый «конёк» Обамы — программы государственного медицинского страхования для малообеспеченных Medicaid и Medicare. Но именно утраты государственной поддержки боятся бюджетники, военные, негры и «латиносы», пенсионеры и домохозяйки, представители малого и даже среднего бизнеса, и поэтому они будут голосовать за Обаму, который в американской системе координат выступает как социалист.

Шансы обоих кандидатов равны, как и их рейтинги, составляющие по 48%  у каждого. Словом, исход этого поединка действительно непредсказуем…

Франкеншторм подкрался незаметно

Более того, трудно предсказать, состоятся ли выборы вообще, по крайней мере, на восточном побережье, которое подверглось удару мощнейшего за всю историю Штатов урагана Сэнди. Стихийное бедствие достойно голливудской «страшилки», получило название Франкеншторм по аналогии с Франкенштейном, захватило фронт шириной 1500 км и 13 штатов от Северной Каролины до границы с Канадой. Затоплены огромные пространства, включая крупные города. Остановлен транспорт, залито метро, миллионы людей остались без электричества, из-за замыканий в электросетях вспыхнули пожары, проведены массовые эвакуации.

Оба кандидата прервали предвыборную агитацию. Президент Обама взялся руководить защитой населения и ликвидацией последствий стихии. От того, как он с этим справится, зависят шансы переизбраться. Ромни также прервал предвыборные вояжи.

Власти пострадавших штатов полны решимости провести голосование при любой погоде. Планируется расчищать дороги, создать мобильные пункты голосования, обеспечить избирательные участки генераторами резервного энергоснабжения. Прорабатываются даже схемы ручного голосования и подсчета голосов без компьютеров, что в Америке уже почти разучились делать.

Хотя удар стихии и ущерб ею нанесенный оказались намного сильнее, чем ожидалось, власти США демонстрируют готовность их все же провести, но сомнения остаются.

Как только стихия стихла, оба кандидата объявили о возобновлении предвыборной агитации. Теперь упор делается на ликвидации последствий, на сборе средств в Красный Крест, а также еды, одежды и предметов первой необходимости для пострадавших. Оба кандидата подчеркивают необходимость отодвинуть партийные портиворечий и объединиться во имя общего дела.

При этом у Обамы появился неожиданный союзник, способный добавить голосов колеблющихся. Один из самых популярных республиканцев, губернатор штата Нью-Джерси Крис Кристи выразил публичное восхищение действиями Обамы по ликвидации последствий урагана. В этом сильно пострадавшем от стихии штате президент провел целые день, осматривая разрушенные районы вместе с губернатором.

Кроме нелегкого выбора между Обамой и Ромни, а также сложностей и запутанностей избирательной системы, американскую демократию ожидает еще и испытание стихией.

Автор — обозреватель газеты «Свобода»