Слово «покращення» за два с половиной года правления Виктора Януковича превратилось в нарицательное понятие. Любое нововведение, якобы улучшающее жизнь «уже сегодня», теперь именуется «покращенням». Народ уже ничего хорошего не ждет от власти. Люди стали циничней. И этот цинизм, может быть, является главным трендом нынешнего момента истории Украины. Даже более значимым трендом, чем пресловутая апатия. Украинцы пока еще пытаются решить свои проблемы с властью законным путем. Но уже не верят в безусловную сакральность, правоту и профессионализм правящей команды. Как и любой иной, спешащей к ней на смену.
Тревожный «экватор»
К «экватору» своего правления Виктор Янукович подошел с рекордным падением рейтинга, превысив пике своего незадачливого предшественника. Количество граждан, поддерживающих Януковича, с 2010 года снизилась в три раза: его полностью поддерживают только 13% украинцев, в то время как в мае 2010 года было почти 40%). Таковы данные опроса, проведенного Центром Разумкова совместно с Фондом «Демократические инициативы». Однозначно не поддерживают Януковича 47% (в мае 2010 – 23%). Еще хуже ситуация с парламентом и правительством. Полностью поддерживают деятельность первого 4%, второго — только 7%; не поддерживают, соответственно, 54 и 48%.
Такие оценки – свидетельство разочарования в очередном «мессии» и его политсиле. Напрашивается вопрос: а есть ли у Партии регионов и ее почетного главы в активе хоть одно достижение, которое можно назвать благоприятным для Украины, тем более в долгосрочном контексте?
Парадокс нынешней ситуации в том, что слово «достижения» нужно писать в кавычках. Если достижением считать некое отрезвление народа, то это, безусловно, прогресс. Если достижением считать новое внимание к идеологическим трендам, то и это знак времени. Если гречку продолжают брать, но уже не считают себя однозначно и рабски благодарными ее раздатчику – то это гигантский шаг вперед. И ответственность за все эти сдвиги в сознании народа несет Партия регионов и ее лидер – действительно плоть от плоти нашего народа, точнее, тех избирателей, которых ПР представляла в 2010-м. И на верность которых, подновленную ныне языковым законом и социальными инициативами президента, власть рассчитывает и сейчас.
Стабильность оказалась мифом
Первым достижением, с которого Партия регионов начинает перечень своих свершений, считается стабильность власти. Слово это стало главной мантрой, основой всей пропаганды «регионалов». Как любая консервативная, по-сути сила, они считают себя спасителями страны от хаоса кризисных времен. На самом деле, стабильность оказалась понятием относительным. Противоречия президента и премьера времен «оранжевых» уравновешивались более широкими возможностями для населения решать свои вопросы, играя на противоречиях разных органов и ветвей власти. Теперь, когда силовые и бюрократические структуры выступают единым фронтом, стал очевиден разрыв между «вертикалью власти» (термин более из российского пропагандистского лексикона, но также весьма любимый «регионалами») и остальным населением, причем всеми сословиями и прослойками населения. Стабильность оборачивается своими оборотными сторонами – застоем, склонностью к авторитаризму и тенденцией к самоизоляции страны. Ни один из этих трендов – даже застой — в Украине не может работать долговременно, потому и стабильность оказывается более мифическим термином, призванным успокоить самих «регионалов» и поддержать веру в «сильных профессионалов».
Реформы как объект ненависти
Вторым достижением власть указывает реформы. Обширная программа реформ, выраженная в программе президента «Богатое общество», оказалась серией конъюнктурных и частных мер, каждая из которых вызывала недовольство соответствующих социальных слоев. В первую очередь, это касается налоговой и пенсионной реформ. В результате, понятие реформ, которое и так было не слишком востребовано населением, в особенности базовым электоратом ПР (для которых реформирование со времен Горбачева – занятие ненавидимых либералов), теперь ассоциируется только с ухудшением жизни. Власти более не верят, каждое ее действие считают вредным изначально. Никакая новая реформа не будет воспринята народом «на ура». Именно из-за «реформ» ПР потеряла имидж «партии простого народа», и теперь ей приходится прибегать к стимуляции активности электората дешевыми методами языкового закона и социальных инициатив. Сам факт сужения для населения возможностей «крутиться» и выживать, из-за нарушения негласного контракта «каждый ворует в меру своих возможностей» и покушения на святое – льготы и пенсии – имидж Януковича и «регионалов» пострадал за эти 2,5 года большем, чем из-за Межигорья или «подвигов» мажоров. Так противоречие между реформами и стабильностью сделалось главной «шизофренией», которое и далее будет разрывать имидж и деятельность Партии регионов.
Мы строили, строили…
Третьим достижением власти традиционно называется восстановление управляемости экономикой. Конкретизируя этот тезис, сюда причисляют, в частности, успехи в монетарной политике (постоянный по сию пору курс гривны), начало и продолжение масштабных строительных и инфраструктурных проектов; следствием этой же управляемости считают подготовку инфраструктуры для Евро-2012.
Все это объективно так. Однако каждое из упомянутых явлений имеет свою подоплеку, имеющую мало общего с реальной заботой о благосостоянии страны. «Великие стройки» Януковича и Колесникова обернулись банальной раздачей подрядов группировкам и кланам внутри ПР, неизменный курс гривны – «заботой» о психологическом спокойствии населения в предвыборный период вместо понимания реальной пользы для экономики. Качество дорог и мостов почти всегда оказывается хуже ожидаемых, а это снова-таки не позволяет сказать «спасибо партии за это». Hyundai, заменившие привычные поезда, вызывают неоднозначное отношение – из-за цен, поломок и очевидного желания сделать их безальтернативными на некоторых направлениях. И так со всеми иными экономическими «свершениями» власти.
«Управляемость» оказывается, на проверку, ручным лавированием между вызовами экономики, которая нуждается в модернизации и повешении энергоэффективности. Долгосрочной стратегии экономического развития Украины нет. Вместо нее – набор сиюминутных реакций. Множество необходимых программ только прописано – реализации их не проводится. Стиль управления экономикой остается советским, равно как и риторика власти. Например, недавно на сайте Кабмина появилось сообщение о трудовых рекордах шахтеров, поставленных ко Дню независимости Украины, по стилю повторяющее передовицы советских газет. Это было бы смешно, не будь так грустно…
Червоний Хрест розпочав виплати допомоги до зими: хто може отримати до 21 000 гривень
Зеленський вказав на неприємну відмову Польщі всупереч домовленості з НАТО
В Україні зросли ціни на свинину і сало: яке м'ясо продається найдорожче
Ціни на соняшникову олію пішли вгору: скільки коштують сіль та цукор
На три фронта
Еще одним достижением последних двух с половиной лет можно назвать экономическую многовекторность. Прагматизм «регионалов» побуждает их заключать договор о ЗСТ с СНГ, ведя аналогичные переговоры с Европой и одновременно одобряя Энергетическую стратегию до 2030 года, призванную уменьшить зависимость от российского газа. Пока что об успехах и неуспехах такой политики говорить сложно – слишком мало времени прошло после вступления в силу этих документов. Формально, Партия регионов идет независимым курсом, стараясь лавировать между европейским и российским давлением. Но насколько можно удержаться на плаву в глобализированном океане мировой экономики, особенно в эпоху нестабильности? Как долго можно игнорировать политическую составляющую интеграционных процессов как в отношении СНГ, так и ЕС? Можно ли выжить, опираясь на ресурсы Китая, как нашептывают Гаранту некоторые аналитики?
Ответ очевиден: определяться со стратегическим курсом государства придется уже в ближайшие два года. Автаркия для Украины невозможна. Многовекторность же, как принцип, работает до той поры, пока в экономике не начнутся реальные кризисные явления. В этих условиях опора на Китай может стать последней надеждой действующей власти: за счет кредитов из Поднебесной и выведения счетов правящей элиты в китайские банки призрачную обособленность украинской экономики от мировых кризисных процессов можно будет несколько продлить – а о дальнейшем в ПР пока не думают. Максимальная перспектива, в которой они сейчас мыслят – 2015 год.
Сподобились только придушить…
Как важнейшее «наведение порядка» преподносится властью и повышение налоговой дисциплины. По сравнению с предыдущим периодом истории Украины это «покращення» затронуло буквально каждого. Налоговые сборы сделаны основой бюджетной политики государства. Необходимость установления налоговой дисциплины и приведения ее к тем же европейским стандартам, безусловно, необходима. Но при этом количество налогов в Украине осталось одним из самых больших в мире, а налоговая сделалась самым непредсказуемым и ненавидимым из силовых ведомств. Радикальное уменьшение количество налоговых сборов наряду с жестким контролем над их сбором власти в голову не пришла. Сподобились только на вторую часть. Таким образом, европейское уважение к налоговой системе не ввести. Зато появились только новые способы ухода прибыли в тень.
Язык как задел для сепаратизма
Языковой вопрос – последнее, более чем сомнительное достижение «регионалов». Стремительность, с которой Юго-восток сделался русскоязычным, подтвердила тезис о «двух Украинах», тем более что на Западной Украине, наоборот, этот закон признают недействующим. Януковичу никогда не сожмет больше стать президентом всей Украины, повторив успех Кучмы. Однако, похоже, что его это не очень беспокоит. Ставка сделана на выведение в спарринг-партнеры на будущих президентских выборах либо Тягнибока, либо Симоненко. Ни один из этих кандидатов не наберет больше Януковича. На всякий случай, могут быть реанимированы и идеи федерализации Украины и создания отдельного образования на базе Юго-Востока. Однако этот сценарий пока считается крайне нежелательным, и возможным только в условиях, когда будет утерян контроль нал Киевом и Центральной Украиной.
Возможно, что приход к власти «украинских буржуазных националистов» в лице ПР нужен был именно для того, чтобы наши сограждане в очередной раз ощутили обман надежд на очередных мессий, после избрания которых должен настать рай земной. Подлинное вызревание гражданского общества возможно как раз в подобных условиях, как сейчас: когда власть давит, показательно и цинично игнорируя мнение общества, но все же не удавливает, давая возможность для «выпуска пара». Пожалуй, главным «покращенням» этих двух с половиной лет стало медленное, пока еще полуосознанное, мучительное вызревание в головах украинцев идеи собственной ответственности за развитие страны. Пока эта идея вызревает в разных головах, у представителей различных социальных страт, и на различных территориях. Но процесс идет.
Цинизм и недоверие к власти отлично вписываются в этот процесс: население начинает думать о долгосрочной практической пользе от голосования за того или иного кандидата или партию. Идеологии снова востребуемы, а веры обещаниям уже нет. Апатия народа все еще сильна, но это не апатия животного, ведомого на бойню — это безразличие в отношении всех, кто пытается говорить от имени народа, проезжая мимо него на Майбахе или рассчитывая этот Майбах купить с помощью народной поддержки.
Кристаллизация гражданского общества началась, и любое значимое событие этот процесс может ускорить. Первым из них как раз и будут выборы октября этого года. После них в стране, по факту, начнется новый политический период, в который украинцы войдут несколько помудревшими и более ответственными за свое будущее.