Поскольку война в Украине продолжается четвертый месяц, а конца и края не видать, ряд экспертов начинают сомневаться: «Не устанет ли Запад поддерживать Украину?» Некоторые аналитики полагают, что «время играет на стороне Путина» и что жесткая реакция НАТО и других глобальных демократий будет постепенно ослабевать из-за экономических проблем, связанных с инфляцией, недопущения украинской аграрной и углеводородной продукции в международные экономические проекты. А также внутриполитических разногласий (особенно в США) и усталости от бесконечного новостного цикла 24/7.

Я достаточно пережил, чтобы помнить опыт США во Вьетнаме, и ситуация с Путиным все больше напоминает эту длительную и мучительную авантюру. Его изначально слабый расклад с каждым днем становится все слабее. Время скорее на стороне Украины и Запада, чем на стороне Путина, и по истечении года это станет очевиднее.

Начнем с фактов на поле боя на местном уровне. Первоначальной целью Путина было завоевать всю Украину одним махом, обезглавив правительство Зеленского и установив в Киеве марионеточный режим. План «А» провалился в результате чрезмерной самоуверенности, плохой разведки, отсутствия полководческих способностей и отвратительного руководства на местах. Его «План Б» — это возвращение к традиционной советско-российской тактике: захват небольших участков территории и терроризирование гражданского населения Украины преднамеренной кампанией военных преступлений.

Аналогично ситуации с США во Вьетнаме, большинство населения Украины решительно настроены против внешнего агрессора. Вместо обещанной водки после вторжения российских солдат встречали коктейлями Молотова. Разоблачения военных преступлений только укрепят сопротивление и волю украинцев, а время – их стойкость.

Поэтому у Путина едва ли есть шанс изменить ситуацию на местах и заполучить значительную дополнительную территорию. По сути, перед вторжением он контролировал 15% территории Украины, планируя заполучить около 100%. Теперь он в лучшем случае оставит за собой 20-25%. Это незачет по любой шкале.

Подобно опыту США во Вьетнаме, Путин сталкивается с решительным противником, имеющим доступ к внешней поддержке и военным базам извне. США так и не удалось перекрыть поток оружия во Вьетконг, и русские также не смогут остановить существенную помощь, направляемую украинцам. Однако по сравнению с Вьетконгом украинцы обеспечены гораздо более значительными финансовыми потоками, а также оружием, идущим через границы, превосходной разведывательной и киберподдержкой.

Также быстро возрастает число погибших российских солдат и уничтоженной техники. В соответствии с надежными источниками число погибших россиян близится к 20000 человек – шокирующая цифра, почти в три раза превосходящая потери США за 20 лет бесконечных войн. Гибель Черноморского флагманского корабля «Москва» стала ударом кинжала в сердце российского флота. Уничтожено более тысячи российских танков. Такой уровень потерь неприемлем, и Путину, возможно, придется перенастроить Россию на военный лад, что повлияет впоследствии на его внутреннюю политику, независимо от контроля над СМИ. Линдон Джонсон оценил бы всю тяжесть предстоящего выбора Путина.

В некотором смысле ситуация Путина сложнее, чем была у Штатов во Вьетнаме. На долю демократических соперников Путина – США, большинство стран Европы, страны НАТО, Японию, Австралию и других – приходится около 60% мирового ВВП. На экономику России - всего около 10% ВВП, и поэтому страна серьезно уступает в экономической сфере. Китай не проявляет особого желания бросать России спасательный круг, и если США введут вторичные санкции в отношении российских бизнес-партнеров, экономическая ситуация станет для Путина еще критичнее.

К счастью для Киева, по сравнению с огромным потенциалом западной экономики, цена поддержки украинцев совсем невелика. Расходы по поддержанию Украины по текущим стандартам очень скромны по сравнению с миллиардами, которые вливались в Афганистан и Ирак в самом разгаре военных операций.

Зеленский оказался мастером коммуникации, с легкостью «одолев» неуклюжие и неправдоподобные российские «повествования» о свержении «нацистского режима» в Киеве. Со временем навыки Зеленского в продвижении задач своей нации укрепят его позиции.

Наиболее вероятным сценарием поведения Путина будет стремление захватить как можно больше территорий до того, как «скорость выгорания» сработает с учетом количества убитых в бою русских, уничтоженного оборудования, сокрушительных санкций и осуждения на международной арене. В качестве стратегии выхода он, вероятно, надеется, что Запад просто окажет давление на украинский народ, чтобы тот согласился на перемирие, обеспечивающее России де-юре контроль над 20% их родины.

На данный момент это кажется маловероятным, учитывая военные преступления и энергичное сопротивление Украины. Оба эти фактора усилятся в ближайшие месяцы. У Путина неудачный расклад, и по аналогии с США во Вьетнаме, он приближается к серьезному поражению. Время ему не союзник.

Адмирал Джеймс Ставридис (в отставке), редактор TIME, в прошлом - 16-й Верховный Главнокомандующий Обьединенных вооруженных сил НАТО, в настоящий момент является заместителем председателя инвестиционного фонда Carlyle Group по международным делам, а также председателем правления в фонде Рокфеллера. Соавтор новеллы «2034: Роман о следующей мировой войне». Последняя научно-популярная работа: «Рискнуть всем: девять конфликтов и горнило принятия решений».

Популярні новини зараз

Канада не продовжуватиме міграційну програму для українських біженців

АЗС показали, скільки коштують бензин, дизель та автогаз в Одеській та Львівській областях

Зеленський заявив, що Росія готує новий наступ: можливі терміни

Україна не отримає €5 млрд з прибутку від заморожених російських активів - ЗМІ

Показати ще

Источник: Time, перевод Натальи Карпенко для "Хвилі"

---------------------------------------------------------------------------------------------------

Рекомендуем к просмотру беседу Юрия Романенко и Николая Фельдмана c Алексеем Арестовичем и Сергеем Дацюком.