Пока российские архиереи «трубят во все трубы» о поддержке войны в Украине, второе лицо Московского патриархата осуществляет дипломатическое давление на страны Западной Европы.

Для Русской Православной Церкви пришло время нарушить молчание и заявить о прямой поддержке Владимира Путина и Кирилла, Патриарха Московского и всея Руси. В течение последних недель несколько российских архиереев открыто выразили поддержку военной операции на Украине, одобренной российским президентом. Это новость в том смысле, что в течение первых пяти недель боевых действий Кирилл, хотя и полностью поддерживал главу государства, был единственным, кто высказывался официально. Еще 24 февраля патриарх «благословил» «спецоперацию» в Украине, которая, по его словам, имеет «метафизическое» измерение и ведется против «сил зла», враждебных единению народа и русской церкви.

«Такое впечатление, что мы имеем дело с масштабной мобилизацией российского епископата, который одобряет риторику Владимира Путина, и при этом выражает массовую поддержку патриарху Кириллу».- объясняет Антуан Нивьер, профессор Университета Лотарингии, специалист по культурной и религиозной истории России. Исследователь связывает эту тенденцию с тем, что российская власть снова «взяла общество в кулак». Он отметил, что в соответствии с информацией российских сайтов, с начала апреля соответствующие неукоснительные позиции заняла большая часть религиозных лидеров. Не удивительно, что одним из таких апологетов оказался Тихон Шевкунов.

« Общность мыслей».

8 апреля псковский митрополит, ультранационалист, известный своей близостью к Владимиру Путину, ФСБ и российской разведке, объяснял верующим своей епархии: «Почему такое решение с такими последствиями принял наш президент? […] Исходя из опыта моих с ним бесед, могу сказать, что, если бы он не считал, что существуют причины жизненной важности, неминуемой опасности для русского народа, обусловливающие необходимость этой операции, он бы ее не инициировал […] Если бы это было сделано не сейчас, а позже, Россию бы растерзали, и, возможно, с многомиллионными жертвами. […]Вспомним начало Великой Отечественной войны в 1941 году (Вторая мировая война -прим.авт.) и те страшные потери, которые мы тогда понесли.»

Епископ Сава, занимающий очень высокое положение в центральном управлении Московского Патриархата, заявил, что утверждения «за» и «против» войны не имеют права на существование. «Нет партии войны и партии мира», — заявил он 7 апреля российскому информационному агентству «Интерфакс». Нет никого, кто не хотел бы жить в мире.» При этом добавив: «Нужен ли нам мир ценой гибели России, попрания наших идеалов и, в конечном счете, «мирного» истребления русского народа?»

Митрополит Сергий Воронежской епархии (на границе с Украиной) подтвердил в интервью религиозному журналу «Прихожанин», процитированного 13 апреля на сайте Московского патриархата, что «то, что сейчас происходит, это не конфликт между Украиной и Россией, это всплеск великого отступничества, целых народов, отворачивающихся от Бога, это дело рук врага рода человеческого. И вот почему (они обязаны) поддерживать (их) президента и его действия».

«Решается будущее нашей страны», - уверяли настоятель Соловецкого монастыря архиепископ Порфирий и митрополит Лев Новгородский. Что касается архиепископа Питирима Сыктывкарского, из республики Коми, то он уверял: «Все, что делает наш президент, замечательно. Президент находится в духовном общении с нашими святыми (и) всея Руси».

А тем временем за кулисами...

Ужесточение позиций ощущается и за пределами России. Митрополит Виленский и Литовский Иннокентий, зависимый от Московского Патриархата, был одним из немногих, кто выразил свое «политическое несогласие» с Кириллом во время вторжения в Украину. Однако потом его положение изменилось, и он уволил своего епархиального секретаря, также выступающего против войны, поддерживаемой Московским патриархом.

Но есть еще один он предводитель Русской церкви, предпочитающий закулисные действия публичным выступлениям. Председатель департамента по внешним связям Московского патриархата – вроде министр иностранных дел, второе лицо после Кирилла, - митрополит Илларион встречался со многими европейскими дипломатами, находившимися в российской столице в последнее время. В частности, 6 апреля он отправился во французское посольство, чтобы встретиться с послом Пьером Леви. Затем 11 апреля он повидался с послом Великобритании Деборой Броннерт, а 13-го – с послом Германии в России – Гезой Андреасом фон Гайр. Не забыл он и о главе представительства Европейского Союза в России Маркусе Эдерере. В кратких сообщениях, опубликованных на сайте Патриархии, было указано, что речь шла о «международных новостях», «текущей политической ситуации» и «ситуации в Украине».

Как полагает Антуан Нивьер, эти встречи состоялись с целью «защиты интересов Русской православной церкви за рубежом – в частности, во избежание закрытия церквей на Западе, изгнания членов духовенства в Европе, замораживания активов и т.д. – то есть проведения тайных лоббистских приемов, чтобы Московский патриархат не был отвергнут западными обществами и остался актором на международной арене».

Популярні новини зараз

Чекаємо на Трампа: Зеленський сказав, коли Україна може закінчити війну

Укрзалізниця запустить нові маршрути до Європи: графік та ціни

В Україні можуть заборонити "небажані" дзвінки на мобільний: про що йдеться

Путін скоригував умови припинення війни з Україною

Показати ще