Румынский пасьянс
Троян Басеску начал делать политическую карьеру в конце 1990-х гг. Бывший капитан торгового флота, затем – успешный мэр Бухареста, он строил свой успех на эксплуатации образа непримеримого борца с коррупцией и пламенного патриота. Уже во время прошлых президентских выборов стало ясно, что Басеску намерен делать ставку на национал-популизм, замешанный на евроожиданиях румын.
Именно при нынешнем румынском президенте произошла частичная реабилитация маршала Иона Антонеску и его внебрачного сына, профессора Георге Алексяну, который в 1941–1944 годах занимал должность губернатора «Транснистрии» с центром в Одессе (переименованной в «Антонеску»). Бухарест начал активно продвигать идею формирование румнского культурного пространства, выходящего за пределы самой Румынии (включая территорию Республики Молдова, Одесской и Черновицкой обл Украины). Как говорят некотрые румынские эксперты, «Басеску вернул Бухаресту геокультурную субъектность».
Следует также отметить, что фирменным политическим стилем Басеску является скандал и конфликт. Однако, именно такого политика востребовало само румынское общество. По словам приднестровского эксперта Сергея Ильченко, Троян Басеску представляет собой наиболее яркого румынского политика, привнесшего в политическую жизнь, ставшую при Илиеску откровенно скучной, изрядную долю страсти и огня.
Во-первых, Басеску сразу же оказался в эпицентре десятка коррупционных скандалов, связанных как лично с ним (дело о продаже кораблей торгового флота в бытность его министром транспорта и обвинения в связях с чаушесковской «сикуритатэ»), так и с его семьей (в коррупции обвинялись дочери Басеску, его родной брат Мирчи).
Во-вторых, нынешний президент Румынии стал лидером по количеству парламентско-правительственных кризисов. Басеску стал первым румынским президентом, которого парламент сначала временно отстранил от должности (16 апреля 2007 года), а потом, в результате референдума 19 мая того же года вернул себе власть. Конфликт президента с парламентом, при Басеску, вошел уже в политическую традицию Румынии.
Сейчас в румынском парламенте силы соперничающих партий примерно равны: из 471 мест 167 у либеральных демократов и 158 – у социал-демократов. Третья крупная сила – национально-либеральная партия имеет 79 мест. Прежнее правительство Эмиля Бока, в результате конфликта с Басеску по бюджетным воросам, ушло в отставку совсем недавно — 13 октября (после 10 месяцев работы). В ноябре президент дважды пытался назначить нового премьера, но оба раза терпел неудачу.
Именно для того, чтобы окончательно разрешить противоречия с парламентом Басеску инициировал совмещение вборов главы государства с референдумом об: преобразование парламента Румынии из двухпалатного в однопалатный и сокращение числа депутатов с 471 до 300. 22 ноября большинство избирателей поддержали эти новации. Этим Басеску поставил точку в затянувшемся споре. Теперь, дело за малым – выиграть второй тур, усилить собственные позиии, провести парламентские выборы (по румынской конституии, если победитель второго тура президентских выборов тоже не сможет утвердить в парламенте нового премьера, то он вправе распустить законодательный орган и назначить внеочередные парламентские выборы) и сформировать лояльное к себе правительство. Однако в этой схеме есть одно «но». Результат первого тура президентской кампании не внушают Басеску уверености в победе 6 декабря.
Отрыв от в один процент от лидера сд-еков Мирчи Джоанэ, свидетельствует о значительном падении поддержки гражданами Румынии ура-патриотической риторики действующего президента. Согласно опросу общественного мнения, проведенному институтом социального маркетинга INSOMAR, во втором туре за Джоанэ готовы отдать свои голоса 54% респондентов. Именно в пользу левоцентристов могут отойти голоса ряда кандидатов, проигравших первый тур. Например в поддержку кандидата от социал-демократов выскажеться лидер национал-либералов Крин Антонеску, который занял третье место в первом туре.
Не следует забывать, что против Басеску играет и экономическая ситуация в Румынии. В 2009 году румынский ВВП под влиянием экономического кризиса сократился на 8%, то есть. Сейчас в Румынии ВВП на душу населения составляет в ней всего 31 % от среднеевропейского показателя. МВФ приостановил выделение очередного кредитного транша в размере 1,5 млрд. евро. Общая сумма займа – 20 млрд., но при этом главное требование кредиторов – утверждение сокращений расходных статей бюджета на будущий год и принятие его до 10 декабря 2009 года. А без денег МВФ Бухаресту не удастся защитить лей от инфляции.
Режим бюджетной экономии и неолиберальных реформ, которые ввел Басеску, вызывают в обществе сопротивление. Все чаще происходят стихийные акции протеста против сокращений рабочих мест, закрытия сельскохозяйственных предприятий, протесты работников почты и железнодорожников. Не решена проблема румынских трудовых мигрантов и обеспечения их прав в ЕС. Все это, может объективно подграть Мирчи Джоанэ.
Українці у Німеччині відповіли, чи збираються вони назад після війни
Цигарки в Україні можуть рекордно подорожчати: доведеться платити на 40 гривень більше
Українцям дали рекомендації, як безпечно купити червону ікру
Українцям назвали ціну за 100 доларів до 1 грудня: чи зміниться курс валют
Украинский интерес
Киев и Бухарест имеют достаточно много общих интересов, состоящих в «европеизации» Причерноморского региона. Однако, несмотря на очевидную выгоду от гипотетической кооперации, динамика диалога между странами не выдерживает никакой критики. По сути, на сегодняшний день можно констатировать устойчиво-инертный характер экономического сотрудничества, крайне низкое взаимопроникновение инвестиций, отсутствие крупных инвестиционных программ, наличие множества препятствий для ведение трансграничного бизнеса.
Оба государства имеют амбиции в отношении лидерства в Причерноморье. И Киев, и Бухарест стремятся доминировать в транспортных коридорах на Дунае и выступать определенным донором региональной стабильности для стран региона, с перспективой выхода на транзит Южного Кавказа и энергоресурсный Каспий. Мы уже столкнулись интересами в Черном море (и Украина проиграла) во время размежевания исключительных экономических зон в районе шельфа острова Змеиный.
Такое состояние дел в двухсторонних отношениях стало следствим во многом политики президента Басеску, играющего в «собирателя румынской идентичности».
Сейчас в Бухаресте начинают понимать, что такой путь ведет только к консервации негатива и обострения отношений между странами. В последнее время наметилась тенденция к формированию позитивного образа Румынии в Украине, при использовании экспертного сообщества двух стран. Тот же Троян Басеску не использовал в качестве электоральной фишки популярные антиукраинские лозунги. Румынская сторона даже осторожно заявила о необходимости «перезапустить» диалог с Украиной после формирования новой власти в Бухаресте и Киеве.
Однако, это «миротворчество» румынской дипломатии второго плана больше напоминает пиаровскую кампанию для Брюсселя, который обеспокоен кризисом отношений между Украиной и Румынией.
В случаи победы Басеску украинская линия румынского руководства останется почти неизменной. Бухарест продолжит курс на вытеснение Украины из транспортнх коридоров Дуная, маловероятно, что измениться и политика румынских властей в отношении украинской громады, как и не снизиться давление на офииальный Киев по вопросу культурных приференций для румын в Украине.
В то же время, приход к власти Мирчи Джоанэ не даст качественной коррекции курса Бухареста в отношении Киева. Не следует забывать, что лидер социал-демократов, во время его работы в МИДе Румынии (а это почти 10 лет), закладывал основы современной внешней политики Бухареста. Кроме того, Джоанэ является сторонником ситуативных альянсов с Россией. В предверии первого тура выборов, в румынских СМИ прошла информаия о том, что главный румынский оппозиционер в апреле этого года совершил частный визит в Москву, где провел секретную встречу с советниками президента Дмитрия Медведева. Также, в местной прессе неоднократно упоминалось о связях руководства социал-демократов и лично Джоанэ с российким бизнесменом Борисом Головиным, имеющим интересы в энергетической отрасли Румынии.
Иными словами, смена власти в Бухаресте не значит смену подходов к украинской политике Румынии. Речь может идти только об формальных признаках. Нас не будут игнорировать и иногда, для приличия, по мелочах, договариваться. Главное, чтобы у ЕС не возникало лишних вопросов. Но суть «румынской дипломатии» от этого не измениться. Мы просто обречены в ближайшие лет пять конкурировать…
Виталий КУЛИК,
директор Центра исследований
проблем гражданского общества