Особенно смешно эта ситуация выглядит вокруг провластной Партии регионов. Сии господа, даром что «донецкие» выкачивают из Украины все, что могут, явно жлобятся выделить какие-то крохи из своих нынешних сверхдоходов на то, чтобы мало-мальски толковый политтехнолог изобрел им пару новых постулатов. Нет, жадность всесильна: в ПР считают нормой пытаться подкупить избирателей теми лозунгами, на которых они «выехали» в свое время, проталкивая в президентской кресло Януковича.
Даром что за два с лишним года у власти эти деятели пальцем не пошевелили, чтобы выполнить свои клятвенные обещания, из-за чего и теряют свой электорат миллионами. Почему-то регионалы убеждены, что среди их избирателей немало дураков, которые продолжат свято верить в эту откровенную туфту. Впрочем, политолог Юрий Романенко достаточно полно и четко проанализировал эту проблему в материале «Мовное побоище»: последствия очередной серьезной ошибки Партии регионов».
Не столь давно мы, анализируя политический троллинг в Украине, указывали, что в нашей стране проблема русского языка — это разменная карта политиков. За спекуляции на которой стоит жестко наказывать, поскольку ничто так не раскалывает украинское общество, как этот троллинг — будь то в интернете или с трибуны в Раде. И вот регионалы, на каждом шагу с пеной у рта обвиняя оппозицию в политических спекуляциях, сами демонстрируют просто классику этих же спекуляций.
Понятно, что главный постулат регионалов состоит в том, что речи о спекуляциях и близко нет, просто в преддверии выборов ПР вдруг безумно захотелось защитить русский язык, столь жестко гнобимый в Украине. Но вот незадача: незадолго до рассказов регионалов о необходимости защиты русского языка в Украине муссирование этой темы легко предсказывали не только независимые, но и правительственные эксперты.
И вот какое интересное совпадение: как раз накануне подачи регионалами в Раде своего законопроекта о языках, на стол президенту Украины Виктору Януковичу и прочим представителям высшего политического руководства Украины легла аналитическая записка Национального института стратегических исследований при Президенте Украины о «языковой ситуации» в регионах страны. Где правительственные аналитики констатируют, что в последнее время вопрос использования языка в системе образования опять получает политическую раскраску, и предупреждают: «…По мере приближения парламентских выборов в октябре 2012 года этот вопрос может стать одним из возможных раздражителей для поляризации общественного мнения, что может быть использовано для создания напряженной социальной ситуации».
Как сглазили господа правительственные аналитики. Не успели они предупредить Януковича об угрозе (впрочем, как свидетельствуют «приближенные лица», в Администрации Президента не особо изучают аналитические записки собственных аналитиков — там их просто некому читать), как регионалы принялись штурмовать Раду со своим законопроектом, что в итоге вылилось в побоище. И не просто в рядовую драку: дело дошло до того, что сам спикер Литвин, возмутившись «балаганом», предложил распустить парламент. Правда, вышло у него это несколько странно: публике он сообщил, что уже успел вынести это предложение на обсуждение лидеров фракций, а они, гады, не согласились. И получилось, что все в Раде хитрые гондурасы, и лишь Литвин — благородный Бэтмен.
Но вернемся к языкам. В своей аналитической записке, в частности, эксперты НИСИ анализируют ситуацию в самом «горячем языковом» регионе — в Крыму. Так, 11 апреля 2012 года, говорится в записке, появилась информация о решении Севастопольского горсовета закрыть единственную в городе общеобразовательную школу-интернат 1-3 ступеней № 7, где учебный процесс проходил на украинском языке. Похожие проблемы возникли сразу в нескольких школах Бахчисарайского района, а также в некоторых других районах автономной республики. Хотя, по информации общественных организаций, в Бахчисарае родители и представители общественности продолжают борьбу за право детей учиться на украинском языке. «По данным опросов, украиноязычные жители Крыма довольно критически оценивают возможность получения образования на родном языке, что отражается в несоответствии имеющихся образовательных возможностей составу населения АР Крым», — сказано в документе.
И тут же приводятся цифры: в АР Крым мы имеем на лицо 58,3 % русских, 24,3 % украинцев, 12,1 % крымских татар, 1,4 % белорусов, 0,5 % татар, 0,4 % армян, по 0,2 % евреев, поляков, молдаван, азербайджанцев, по 0,1 % узбеков, корейцев, греков, немцев, мордвы, чувашей, цыган, болгар, грузин и марийцев, также в незначительном количестве проживают караимы, крымчаки и прочие.
Тут же приводятся и данные по образовательным заведениям. «По официальным данным, в 2010-11 учебном году в общеобразовательных учебных заведениях АР Крым обучалось 167 677 учеников, из них на русском языке — 148 452 (88,5 %), на украинском языке — 13 609 (8,1 %), крымскотатарском 5 399 (3,2 %) человек. (http://www.mon.gov.ua/newstmp/2011/19_01/1).
То есть, украинцев в регионе — 24,3%, украинских школ — 8,1%.
Как уточняется в исследовании, «в школах национальных меньшинств, смешанных школах (например, с крымскотатарским и российским языками обучения) в АР Крым украинский язык изучается как учебный предмет. Однако, украинский язык как средство усвоения учебных предметов в данных школах не используется. Хотя анализ современных научных исследований, проведенных в разных странах, убедительно свидетельствует о том, что если государственный язык в школах национальных меньшинств изучается только как учебный предмет, дети не смогут полноценно овладеть им за время школьного обучения, а уровень их языковой компетенции будет существенно низшим уровня носителей языка».
Далее уточняется, что «по данным проведенных исследований, преподаватели школ национальных меньшинств Крыма отмечают, что уровень владения школьниками украинским языком до конца школьного образования не позволяет большинству из них на равных конкурировать с выпускниками украинских школ при вступлении в высшие учебные заведения Украины, где вступительные экзамены проводятся на украинском языке. Такая ситуация особенно касается выпускников сельских школ, которые проживают в районах, где отсутствует естественная украинская языковая среда. С другой стороны, на территории АРК функционирует довольно много филиалов высших учебных заведений России, где обучение проводится на русском языке».
Путін визнав застосування нової балістичної ракети проти України
У 2024 році в Україні розпочалася Третя світова війна, - Залужний
СтратКом ЗСУ підтвердив перше у світі застосування міжконтинентальної ракети проти України
Путін скоригував умови припинення війни з Україною
Вывод аналитиков потрясает: «Оценивая приведенные данные, можно констатировать, что сегодня нуждается в первоочередном решении проблема обеспечения права доступа к дошкольному и школьному образованию на государственном языке на территории АР Крым».
И это, еще раз напомним, не цитаты и выводы из речи какого-нибудь ярого оппозиционера-националиста, а сухой анализ правительственных, «президентских» аналитиков. Это они констатируют: в Украине, в целом регионе украинцы не имеют возможности изучать в школах украинский язык. Ну не анекдот?
Выводы из данной ситуации пусть каждый делает такие, какие ему нравятся. Мы о другом: не независимые эксперты и политологи, не говоруны из оппозиции, а эксперты серьезной аналитической структуры при Президенте Украины по сути констатируют: все разговоры о защите русского языка — это стопроцентные предвыборные спекуляции. Которые к тому же имеют результатом созданием «напряженной социальной ситуации» в стране. Это — констатация того, чем занимается сегодня Партия регионов.
Правда, Януковича и прочих об этой спекуляции заранее предупредили, только толку это не дало. Хотя, может быть, Януковичу аналитики как раз и нужны для того, чтобы указывать, какие спекуляции будут наиболее резонансными, для «вооружения» ими регионалов? Как знать.