Впрочем, не похоже, чтобы нынешний главный стратег Украины особо парился по этому поводу. От самого Саламатина, даром что он возглавляет Минобороны не первый месяц, мы слышим в основном различные заявления по ОПК и продажам оружия — т.е. по сфере, к которой военное ведомство и, соответственно, сам Саламатин имеет весьма условное отношение. Это как если бы производитель тракторов вместо заботы о собственном производстве перманентно вещал бы нам о проблеме борьбы с долгоносиком на колхозных полях. То есть, конечно, здорово, что ты шурупаешь в делах смежных отраслей, но не лучше ли было бы хоть раз продемонстрировать заинтересованность собственной парафией, тем более что у тебя в ней — полный завал?
Хотя нет, как минимум один раз Саламатин показал, что кое-что знает и о Вооруженных силах. Правда, для этого его пришлось вчера, 23 мая, едва ли не пинками пригнать на парламентские слушания, и заставить ответить на неудобные вопросы в Раде в рамках действа под названием «О состоянии и перспективах развития Военной организации и сектора безопасности Украины».
И свершилось чудо: Саламатин с ходу рассказал, кто виновен в развале армии.
В частности, как уточнил Дмитрий Саламатин, стремительное падение боевой готовности и ухудшение материально-технического обеспечения войск в предыдущие годы были вызваны низким уровнем финансирования сферы обороны. Он подчеркнул также, что динамика изменений последнего времени свидетельствует о кардинальном просмотре отношения руководства государства к развитию Вооруженных Сил. «Низкий уровень денежного обеспечения, а также устаревшая материально-техническая база — следствия нерациональной политики предыдущей власти относительно Вооруженных Сил», — заметил, в частности, Дмитрий Саламатин.
Здесь не знаешь, плакать или смеяться. Саламатину, как мы отмечали выше, не повезло со сроками назначения министром обороны, и в этом его преглупейшем заявлении ярко проявляется такое невезение. Ведь вещать о во всем виноватых проклятых «папередниках» (чем нынешняя власть, собственно, и занималась добрых два года после прихода к власти Януковича, вместо реальной работы) можно было еще в 2010 году, ну с натяжкой не все умирали от смеха, когда слышали такую «отмазку» в 2011-м. Но в мае 2012-го опять начинать эту набившую оскомину песню — означает либо сильное сомнение в интеллектуальных способностях аудитории, либо проблемы с собственными мозгами.
Саламатину с приходом его на пост министром обороны стоило бы, вместо поездок за казенный счет на различные выставки вооружений за кордон (все равно у армии нет средств на новые вооружения), и нездорового интереса к ныне чужим контрактам по продаже оружия, поинтересоваться хотя бы для проформы состоянием дел в собственном ведомстве. А если уж лезть на парламентскую трибуну с какими-то обвинениями и самовосхвалениями, то заодно и изучить динамику событий. Чтобы не очутиться в той позе, в которую он сам себя поставил своими заявлениями.
На самом же деле даже самый поверхностный анализ совершенно открытых данных, предоставляемых ежегодно самим Минобороны в рамках проекта «Белая книга», дает четкое понимание, что нынешние слова Саламатина — это не более чем откровенная ложь из разряда предвыборной лжи его босса Януковича. В частности, глава Минобороны пошел по тому же пути, по которому бодро шагает вся нынешняя власть, доказывая свою «эффективность» и оперируя голыми цифрами, мало привязанными к реальной картине. То есть объявляется бешенный рост различных показателей в гривнах (в данном случае речь об оборонном бюджете), не учитывая инфляцию, рост цен на товары и услуги.
Потому, анализируя реальные расходы Украины на Вооруженные силы, наш неправительственный Центр военно-политических исследований оперирует структурой бюджета — т.е. какая его часть реально идет на содержание личного состава, т.е. «проедание», а что тратится на боевую подготовку, модернизацию и закупку новых образцов техники и вооружений, усовершенствование инфраструктуры и т.д. Не идеальный показатель, но куда более верный, нежели указание ни к чему не привязанных голых цифр, и к тому же общепринятый в мировой практике.
Так вот, та самая мировая практика свидетельствует, что расходы на содержание личного состава («проедание») должно составлять не более 50% от всего военного бюджета. Остальное идет на боевую подготовку, новое вооружение и т.д. В противном случае армия просто деградирует.
В то же время, при прошлой власти в Украине армия, например, в 2006 году — в разгар «ющенковских» преобразований Вооруженных сил, «съела» 68,7% от военного бюджета, в 2007 — уже 73,9%. Затем, в кризисном 2008-м, этот показатель подскочил до 77,1%, а в 2009 году, под конец оранжевой власти, было съедено аж 84%. Данные эти катастрофичны. Это — яркая иллюстрация абсолютного непрофессионализма и наплевательского отношения ко всей сфере обороны со стороны «оранжевых». И заодно это — де-факто смертный приговор армии, которая была обречена на деградацию.
Также эти показатели вроде бы являются и тем самым аргументом, который нынче приводит Саламатин — мол, негативные процессы начались при прошлой власти, а поскольку они носили перманентный характер все годы правления Ющенко, мы, понятно, не можем за один день исправить все последствия. «Сейчас я работаю, засучив рукава», — заявил Раде по этому поводу глава оборонительного ведомства.
Но давайте посмотрим, над чем именно работает Саламатин, и над чем работал предыдущий ставленник Януковича господин Ежель сразу после ухода «оранжевых». И тут мы видим совершенно идиотскую картину. В 2010 году (согласно, повторимся, официальных данных Минобороны) армия «съела» сразу 88% от своего бюджета. А в прошлом, 2011 году, военные «скушали» 87% всех выделенных им средств.
Так о чем нам вещает Саламатин? О какой «нерациональной политике предыдущей власти» он блеет, когда при Януковиче темпы деградации армии достигли настолько ужасающих размеров, что по сравнению с ними происки «оранжевых» просто меркнут? Или военный бюджет на 2010 и 2011 гг Януковичу с Азаровым тоже «папередники» малевали? Хотя, как следует из слов Саламатина, что нынешний «низкий уровень денежного обеспечения… — следствия нерациональной политики предыдущей власти» — таки да, именно они, сволочи.
Аналітик пояснив, чому Європа "обере" Молдову замість України
Арестович про небезпечні тенденції для України: «Росіяни проткнули оборону, як маслом маслом»
В Україні скасували обмеження на перескладання водійського іспиту: що змінилося
Пенсія у листопаді 2024 року: що зміниться для українських пенсіонерів
Заметим, что в условиях растущих цен некоторое повышение военного бюджета-2012 (при заведомо невыполняемом специальном фонде Минобороны, чудовищный размер которого придумал Азаров) эта тенденция однозначно сохранится и в этом году. Вот вам и «динамика изменений последнего времени», которая, по утверждению Саламатина, «свидетельствует о кардинальном просмотре отношения руководства государства к развитию Вооруженных Сил». Без приема психотропных веществ такой перл явно не родить…
Вместе с тем, планы и приоритеты, озвученные Саламатиным, позволяют понять истинные интересы этого стратега. Вот он заявляет Раде, что основной задачей Вооруженных Сил Украины является восстановление боевой готовности, при этом приоритетное направление — модернизация и ремонт вооружения и военной техники. Очень своевременный и нужный подход! Но проблема в том, и любой проходивший рядом с армией это прекрасно знает, что самая новейшая и эффективнейшая техника и вооружение без обученного личного состава — это не более чем груда металлолома.
Поскольку армия при Януковиче стала проедать катастрофически много, на боевую подготовку, понятно, денег не остается. В этих условиях предшественник Саламатина Михаил Ежель совершил истинную революцию в военном деле — ввел понятие «боевая подготовка на приказарменном фонде», т.е. отработка вопросов боевой подготовки «на пальцах», не выгоняя техники из парков и не посещая полигоны и стрельбища. Это бред, но это факт — так нынешняя власть готовит армию к современным военным операциям.
Однако Ежель изобретал хоть и бредовые, но хоть какие-то формы боевой подготовки в условиях дичайшего недофинансирования. А Саламатину эта самая боевая подготовка и вовсе по барабану, он ее и не вспоминает. Он говорит только о новой технике и вооружении. То есть о том, что связано с тендерами, контрактами, в общем — с живыми деньгами. Кто и как будет воевать на этой технике — ему, судя по всему, просто неинтересно.
…Кстати: а кто слышал хотя бы намек на высказывание Саламатина по поводу текущего бюджета Минобороны? Он прекрасно знает, какой бюджет был при предыдущей власти, очень яро критикует его, но не удосужился сказать хотя бы слово по текущему финансированию. Из чего следует: его все нынешние реалии устраивают. А значит, каких-либо изменений относительно состояния Вооруженных сил к лучшему могут ожидать только самые наивные.