И хотя из года в год милиция регистрирует все меньше таких случаев, эксперты утверждают, что в Украине только каждая десятая изнасилованная женщина заявляет об этом правоохранителям.
На фоне жестоких преступлений звучат призывы ужесточить наказание, но специалисты считают, что корень этой проблемы — не в правоохранительной системе, а в обществе в целом, сообщает BBC Україна
Некорректные цифры
С началом весны в криминальных хрониках средств массовой информации появляется все больше сообщений об ужасных случаях надругательства над молодыми девушками в разных регионах страны.
Оксану Макар изнасиловали 10 марта. 15 марта в Симферополе обнаружили тело 25-летней девушки. Ее сначала изнасиловали, а затем бросили на улице, где на нее напали собаки, от укусов которых жертва скончалась. Еще через неделю после этого в Умани на Черкащине возбуждено уголовное дело по факту изнасилования 19-летней студентки. А 22 марта в Авдеевке Донецкой области во дворе заброшенного дома обнаружили тело 18-летней девушки.
Официально в Украине постоянно регистрируют меньшее количество изнасилований: в январе-феврале 2012 года их было 156, в тот же период 2011-го — 170 и 206 в 2010-м. Но говорить об улучшении ситуации, по словам представителя министерства внутренних дел Владимира Полищука, неуместно:
«Это настолько тяжкое преступление, что говорить об определенном прогрессе — мол, у нас меньше совершают подобные преступления, — мне кажется, некорректно», — сказал г-н Полищук в комментарии ВВС Украина.
При этом он признает, что статистика не учитывает латентную сторону вопроса. Нередко жертвы изнасилования и их родные — особенно в селах — скрывают этот факт.
«Это явление больше социальное: неверие в раскрытие преступления милицией, нежелание иногда просто публично об этом говорить. Потому что если напишешь заявление, все село будет знать об этом, к примеру», — пояснил представитель МВД.
«Только одна из десяти изнасилованных женщин обращается в милицию, — сказала ВВС Украина адвокат Татьяна Монтян. — Люди договариваются без суда. К сожалению, большинство изнасилований происходит между знакомыми. То есть, женщины раньше знали своих насильников и ничего подобного от них не ждали».
Кого насилуют?
«С чем связано? Это общество. Это общественные процессы, которые происходят, моральные, этические», — высказался по поводу ряда изнасилований министр внутренних дел Виталий Захарченко.
Психотерапевт Тина Берадзе также апеллирует к социуму. У нее есть конкретное объяснение, почему большинство жертв насильников не требуют их наказания. По мнению специалиста, в Украине часто осуждают не преступника, а именно его жертву.
Абоненти "Київстар" та Vodafone масово біжать до lifecell: у чому причина
Українцям загрожують штрафи за валюту: хто може втратити 20% заощаджень
На водіїв у Польщі чекають суттєві зміни у 2025 році: торкнеться і українців
Це найдурніша річ: Трамп висловився про війну та підтримку України
Многие девушки боятся признаться, что их изнасиловали
«После нескольких моих выступлений по ужасному случаю в Николаеве я получила несколько сообщений, мол, эта девочка сама заслужила то, что с ней случилось. Знаете, никто этого не заслуживает», — сказала психотерапевт в комментарии ВВС Украина.
Тина Берадзе утверждает, что абсолютное большинство девушек не рассказывает о том, что произошло, потому что знают, что сами же в итоге окажутся виновными. Опасаясь осуждения, после изнасилования жертва не может довериться и рассказать об этом даже собственным родителям:
«Это самое ужасное. Мы можем изменить законы. Мы можем каким-то образом ужесточить наказание. Но если девочка не расскажет об этом, мы ничем не сможем помочь».
Преступление и наказание
Острая дискуссия из-за резонансных изнасилований вспыхнула еще и потому, что в сообщениях о них фигурировали те, кого в Украине называют «мажорами». Среди обвиняемых по делу Оксаны Макар — дети бывших чиновников. А в уманском деле фигурирует сын депутата областного совета.
После того, как двух задержанных в Николаеве отпустили из-под стражи, в городе прошли акции протеста. Их участники держали в руках плакаты с призывом «Отдайте этих подонков нам!». А некоторые даже требовали смертной казни.
На усиливающейся волне возмущения и упреков в безнаказанности преступников некоторые политические силы в Украине начали говорить о радикальном ужесточение наказания за особо тяжкие преступления.
Впрочем, юристы и правозащитники ставят под сомнение его эффективность. Например, руководитель «Международной лиги защиты прав граждан Украины» Эдуард Багиров приводит в пример 129 стран мира, отказавшихся от смертной казни.
«Статистика как наука подтверждает, что в тех странах, где есть смертная казнь, не уменьшается количество тяжких преступлений. Как и в тех странах, где она отменена. И законодательное возвращение в Украину права государства убивать своих граждан не принесет ожидаемого эффекта», — убежден правозащитник.
«Единственное, что можно сделать — добросовестно расследовать конкретное дело. Если женщина обратилась, нужно нормально проводить расследование», — считает Татьяна Монтян.
Напомним, что известный украинский правозащитник Семен Глузман рассказал в своем интервью «Главреду» заявил: Тотальная жестокость общества и чувство безнаказанности преступников — вот что стало истинной причиной трагедии с Оксаной Макар.
«Мы живём в жестоком обществе. Ведь эти парни не готовились к насилию и к тому, чтобы душить, избивать и жечь девочку… Они — не прирождённые преступники. Такими их сделали семья, окружение, школа и безнаказанность, — сказал Глузман. — Когда они знают, что такой-то народный депутат украл столько-то миллионов, а министр — столько-то миллионов, что в стране царит вседозволенность, значит, и они позволяют себе совершать аналогичные поступки», — убежден эксперт.
Также Семен Глузман предсказал, что о трагической судьбе Оксаны Макар наше общество забудет очень быстро, однако потенциально оно может улучшить ситуацию с преступлениями так называемых «мажоров».
Напомним, вчера Оксана Макар умерла от легочного кровотечения.